Валютный рынок РФ: современное состояние, организация и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Расширяющиеся международные связи, возрастающая интернационализация хозяйственной жизни нашей страны вызывает объективную необходимость становления и развития надежного, эффективно функционирующего валютного рынка. Без развитого валютного рынка невозможно становление высокоэффективной российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы валютного рынка…………………………….4
1.1 Сущность, функции, основные понятия валютного рынка….4
1.2. Классификация валютных рынков……………………………7
1.3. Виды валютных операций…………………………………….10
1.4. Валютный курс………………………………………………...12
Глава II. Современный валютный рынок России…………………………….15
2.1 Организация валютного рынка………………………………….15
2.2 Современное состояние валютного рынка……………………..18
2.3 Валютное регулирование и валютный контроль………………25
Глава III. Совершенствование регулирования валютного рынка в России…28
3.1 Проблемы регулирования валютного рынка……………………28
3.2 Совершенствование регулирования валютного рынка………... 30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Копия финансы курсач.docx

— 291.73 Кб (Скачать)

Рубль в сравнении

Далее оценим динамику обменного курса рубля  в сравнении с другими emerging currencies, что даст возможность понять насколько лучше или хуже выглядела российская валюта относительно «коллег», косвенно оценить значимость экзогенных и внутренних факторов, определивших изменение валютной пары руб./долл. и стоимости бивалютной корзины.

 

 

Таб. 1 Сравнительная динамика обменных курсов валют к доллару США

Из Таб. 1 видно, что изменение курса рубля к доллару США в рамках первого неполного полугодия текущего года, а точнее его (рубля) ревальвация, было более существенным по сравнению с другими emerging currencies, на которые приходятся наибольшие доли в структуре оборота forex. С одной стороны, нельзя отрываться от региональных особенностей, в частности, игнорировать высокую интергрированность стран восточной Европы в экономику Еврозоны или, например, не учитывать негативный экономический эффект от природных катаклизмов в Японии, распространяемый на страны Азиатского региона. С другой, необходимо констатировать, что рубль выглядел, не принимая в расчет восточноевропейские валюты, в целом лучше других.

Следовательно, можно заключить, что, несмотря на относительно скромное укрепление рубля на фоне агрессивного роста котировок на сырьевые товары (то есть по сути снижения эластичности рубля по цене на нефть), динамика курсов других валютных единиц была еще скромнее, чему есть, вероятно, как минимум два объяснения.

 Во-первых, за рубль сыграл эффект низкой базы, так как во втором полугодии 2010 года российская валюта показала один из худших результатов в группе (см. Таб. 1), что, по всей видимости, было компенсировано в текущем году.

Во-вторых, логично предположить, что рубль, являясь, пожалуй, самой «сырьевой» валютой из перечисленных, смог в большей степени воспользоваться преимуществами улучшения конъюнктуры сырьевого сегмента.

Серьезных оснований для продолжения в среднесрочной перспективе устойчивого укрепления emerging currencies на данном этапе мы не видим. Ключевыми ограничениями могут выступить: завершение реализации стимулирующего пакета со стороны ФРС, дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики со стороны ЕЦБ, предполагаемое замедление темпов роста мировой экономики (в том числе за счет США), отсутствие на данном этапе новых стимулов возобновления роста интереса к риску со стороны инвесторов.

Реализуемый в настоящее время «гибридный»  тип валютной политики ЦБ РФ характеризуется рядом, если не выраженных недостатков, то как минимум рисков. Здесь можно говорить об условной возможности контроля над денежными агрегатами со стороны регулятора в периоды активного притока капитала, в целом низкой эффективности инструментов денежно-кредитной политики (за исключением «девизной» валютной политики), рисках активизации монетарных факторов инфляции, рисках спекулятивных атак при ухудшении факторов курсообразования.

Согласно исследованиям, российский валютный рынок в период кризиса

2008-2099 гг. испытал  практически сильнейшее давление  среди 24 крупнейших развивающихся экономик (более напряженной ситуация была только в Польше), попавших в выборку.

Надо  сказать, что эксперты регулятора в  полной мере понимают важность проблемы, поэтому переход к режиму инфляционного таргетирования, подразумевающего отсутствие каких-либо обязательств ЦБ РФ в отношении обменного курса и контроль над монетарными факторами инфляции, является стратегической целью ЦБ РФ, однако, сроки введения режима традиционно сдвигаются. Например, в середине 2008 года окончательный переход предполагался к середине текущего 2011-го года. Сейчас, если опираться на последние высказыванияпредставителей регулятора по проблеме, это примерно 2013 год. 

Рис.1 Темпы  роста основных денежных агрегатов

Рис. 2 Темп инфляции

При этом стоит помнить о том, что инфляцию как категорию оправданно интерпретировать как многофакторный социально-экономический процесс, проявление которого носит монетарный характер (изменение покупательной способности денежной единицы, рост общего

уровня цен), а причины явления распадаются  на составляющие монетарного и немонетарного характера. Отсюда следует вполне логичный вывод о том, что решать задачу ограничения инфляционного давления, повышения контроля над инфляционными процессами исключительно монетарными методами, например, ограничивая рост первичного денежного предложения или стерилизуя за счет рыночных или регулятивных инструментов «короткие» или «среднесрочные» деньги, не всегда бывает оправданно. Также нельзя забывать о том, что рост инфляции часто является симптомом расширения конечного спроса, роста потребительской активности, а замедление инфляции, напротив, может свидетельствовать об ухудшении

макроэкономических  условий.

Рис. 3 Динамика бивалютной корзины

Рис.4 Объем  валютных инвестиций ЦБ РФ (в том  числе плановых)

В мае  совокупный объем интервенций (покупок  валюты), номинированных в долларах США и евро со стороны ЦБ РФ составил $4,54 млрд., при этом объем целевых интервенций оказался ниже на 0,79 млрд., присовокупив к данной величине «остаток» за март-апрель, получим величину $1,24 млрд. Данные расчеты свидетельствует о возможности смещения плавающего коридора на 10 коп. вниз (два «шага» по 5 коп.), следовательно, сейчас плавающий коридор бивалютной корзины, по всей видимости, описывается границами 32,25 – 37,25 руб., при этом условная

«нейтральная» зона ограничена уровнями 34,25 – 35,25 руб.

Позиция ЦБ РФ в части выбранного курсового вектора выглядит достаточно определенной. С. Швецов в начале месяца прямо заявил «…приоритет – ориентиры по инфляции при неминуемом увеличении волатильности рубля». Данный тезис не находит одобрения среди представителей реального сектора, в частности в РСПП считают, что «чрезмерное укрепление рубля и даже просто его укрепление не способствует росту российской экономики и даже имеет отрицательное влияние». Однако напомним, что категория «чрезмерное укрепление» весьма

субъективна, а «изолированное» движение обменного курса национальной валюты не может оказывать прямого стимулирующего эффекта на поведение экономических агентов. Достоверным эмпирическим тому подтверждением можно считать девальвационный опыт 2008 г. – начала 2009 г., когда конечный стимулирующий эффект если и имел место, то был минимальным,

достаточно  оценить динамику ключевых макроэкономических показателей в 2009 году, сделав хотя бы небольшую поправку на эффект низкой базы.

Позиция Минфина в части курсовой политики сводится к тому, что если не интенсифицировать накопление средств в Фондах (логично предположить, что данная инициатива подразумевает увеличение объема валютных интервенций), то повышательное давление на рубль (по всей

видимости, при сохранении текущей внешней  конъюнктуры) в ближайшие годы существенно усилится. А. Кудрин предупредил: «…мы снова идем по этому пути, к курсу 24- 26 рублей за доллар».

 

2.3 Валютное регулирование и валютный  контроль

Основным законодательным актом  в области валютных отношений Российской Федерации является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред.от 07.02.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле»

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет  экономических мер в реализации  государственной политики в области  валютного регулирования;

2) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные  операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации;

4) единство  системы валютного регулирования  и валютного контроля;

5) обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами  валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

  Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок  осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и  нерезидентами индивидуальных разрешений.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает  единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и  сроки ихпредставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Совершенствование регулирования валютного рынка в России

3.1  Проблемы регулирования валютного  рынка

Проблемы регулирования валютного рынка в первую очередь связаны с тем, что область валютных отношений является достаточно неустойчивой и имеет тенденцию к постоянному изменению. Таким образом, политика регулирования валютного рынка и решения проблем регулирования валютного рынка должны быть многокомплектными и охватить все области рынка.

К основным проблемам регулирования валютного рынка можно отнести неустойчивость валют стран. Колебания валют на международной экономической арене, связано с политическими аспектами развития стран и их отношениями между собой. В последнее время данная ситуация более или менее стабилизировалась, и колебания валют наблюдаются незначительного характера, хотя предсказать глобальные изменения в данной области очень трудно.

         Проблемы регулирования валютного рынка включают также особенности курса валют, предсказать который также трудно. Естественно курс валюты одной страны прямо пропорционально влияет на курс валюты другой, на сегодняшний момент главными валютами, которые диктуют курсы другим валютам, являются доллар и евро. 

        Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новых для российской экономики и законодательства проблем. К таким проблемам относятся, прежде всего, массовая утечка из России за рубеж валютных средств и нестабильность валютного курса. Рассмотрим каждую из проблем более подробно.

Нынешняя  ситуация на валютном рынке далека от требуемой для продолжения  процесса либерализации, она характеризуется  неустойчивым равновесием на рынке, что проявляется в незаметных колебаниях курса доллара, которые  обрели циклический характер. Цикличность  колебаний состоит в том, что  в первые дни каждого месяца курс доллара испытывает заметный рост, а в последующие дни курс доллара  снижается.

Явление цикличности на российском валютном рынке наблюдалось и ранее, цикличность  в динамике курса доллара обусловлена  тремя моментами:

1. Тем,  что уровень золотовалютных резервов  Банка России остается недостаточным  для сглаживания резких скачков  курса доллара. Покупка валюты  Банком России на рынке идет  не только на пополнение резервов, но и на обслуживание внешней  задолженности. Чем больше требуется  средств для обслуживания внешнего  долга, тем меньше возможностей  у Банка России проводить политику  сглаживания колебаний курса  доллара;

Информация о работе Валютный рынок РФ: современное состояние, организация и управление