Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть методы, рычаги валютного контроля и регулирования валютного курса в Украине
Задачи: дать понятие сущности и раскрыть задачи валютного регулирования;
определить объекты и субъекты валютного регулирования;
Введение
Раздел 1. Теоретические основы валютного регулирования
1.1 Сущность и задачи регулирования валютного курса
1.2 Субъекты и объекты валютного регулирования
1.3 Инструменты регулирования ваютных курсов.
Раздел 2. Анализ валютно-курсовой политики Украины за 2004-2007 годы
2.1 Стабилизационные эффекты валютно-курсовой политики Украины
2.2 Оптимизация валютно-курсовой политики в Украине
Заключение
Список использованной литературы
2.2 Оптимизация валютно-курсовой политики в Украине
Задачами Правительства и НБУ на ближайшие годы является согласование курсовых соотношений с объективными процессами, которые происходят в реальной экономике, и постепенное приближение относительных цен к экономически обоснованному уровню. Как мы выяснили, эталонный уровень относительных цен для Украины, исходя из уровня среднедушевых доходов, внешнего долга страны и сальдо текущего счета платежного баланса, превышает 40%.
Однако при установлении целевого показателя уровня относительных цен для отдельной страны необходимо учитывать не только его среднее значение для стран с подобным уровнем экономического развития, но и возможность развертывания валютного кризиса в нестабильной валютно-финансовой среде. Так, важная ревальвация РОК (реального обменного курса) может привести к ухудшению торгового баланса и "бегству" капитала вследствие снижения меры доверия субъектов рынка к стабильности курсовой позиции национальной валюты.
Для избежания такой был проанализирован опыт стран, в которых, начиная с 1997 г., имели место валютные кризисы. Среднее значение уровня относительных цен в кризисных странах достигало 50%. Тем не менее в Болгарии, Индонезии и на Филиппинах уровень относительных цен накануне валютного кризиса составлял 30% (см. табл. 2.2.1). И хотя основные факторы развертывания валютного кризиса в этих странах связаны с нестабильностью потоков капитала, при составлении стратегии валютно-курсовой политики в Украине мы не можем оставлять без внимания опыт стран, в которых валютный курс оказался неустойчивым [6, c.34].
Тем временем известно, что способность валюты противостоять валютному кризису в значительной мере зависит от обеспеченности денежной базы валовыми валютными резервами. Соотношение валовых валютных резервов и денежной базы считается действующим индикатором приближения валютного кризиса. В большинстве стран, которые пережили валютный кризис (Финляндии, Чили, Бразилии, Малайзии, Кореи, Индонезии, Болгарии, России, Мексике, Таиланде, Швеции, Великобритании), данное соотношение накануне отвесной девальвации было ниже чем 80%.
Таблица 2.2.1
Уровень относительных цен в странах, которые пережили валютный кризис
| |||
Страны | Года кризиса | Уровень относительных цен накануне кризиса |
|
Аргентина............. | 2001 1997 1999 1999 1997 1997 1998 1997 1998 1997 1997 | 0,6 0,3 0,7 0,5 0,3 0,6 0,7 0,5 0,4 0,3 0,5 0,5 |
|
Болгария.............. |
|
|
|
Бразилия.............. |
|
|
|
Эквадор............... |
|
|
|
Индонезия............. |
|
|
|
Малайзия............. |
|
|
|
Россия.................... |
|
|
|
Таиланд................ |
|
|
|
Украина............... |
|
|
|
Филиппины............ |
|
|
|
Чехия.................... |
|
|
|
Среднее значение |
|
|
|
|
|
|
|
В Украине, состоянием на 31 июля 2004 г., соотношение валовых валютных резервов и денежной базы составляло 117%, что свидетельствует о возможности важной ревальвации РОК без возникновения угрозы валютной дестабилизации. Однако для обеспечения достаточного запаса прочности валютная обеспеченность денежной базы не должна быть ниже 80%, а потому суммарные темпы ревальвации РОК в средне-срочной перспективе не могут превышать 50%.
Учитывая приведенные обоснования, считаем, что целевой показатель уровня относительных цен для Украины должнен находиться на уровне около 30%. Ревальвация РОК с целью его приближения к указанному целевому ориентиру будет обеспечивать преодоление финансово-экономических деформаций, связанных с занижением курса национальной валюты, и будет гарантировать определенный запас прочности для избежания потрясений на валютном рынке.
В таблице 2.2.2 представлены результаты расчетов желательной динамики РОК до 2009 г. для достижения целевого показателя уровня относительных цен. Мы предусматривали, что уровень относительных цен должен постепенно и равномерно повышаться в 2005-2009 гг. В таком случае приближения уровня относительных цен до 30% будет требовать ревальвации РОК гривни относительно СПЗ (специальных прав заимствования) с такими темпами: в 2005 г. - 10,9%, в 2006 г. - 8,3%, в 2007 г. -7,7%, в 2008 г. - 7,1% и в 2009 г. - 6,7%.
Как базовую валюту для мониторинга курсовых соотношений и корректировку нежелательных ценовых перекосов мы предлагаем использовать СПЗ, а не доллар, курсовая позиция которого характеризуется высокой нестабильностью. Как известно, курс СПЗ определяется на основе "корзины валют", который состоит из евро, доллара, японской иены и английского фунта. А потому использования СПЗ как валюты привязки будет гарантировать украинской гривне равномерное повышение ее покупательной способности относительно валют ведущих стран мира.
Осуществление политики повышения стоимости национальной валюты до 5,07 грн. за СПЗ в реальном вычислении будет обеспечивать приближение Украины к целевому показателю уровня относительных цен и будет создавать условия для комплексного развития отечественного производства и достижения сбалансированности внутреннего рынка [6, c.35].
Таблица 2.2.2
Целевые ориентиры для валютно-курсовой политики в Украины на 2005-2009 гг.
| ||||
Года | Целевое значение уровня относительных цен (%) | Реальный курс гривна/СПЗ (на конец года) | % ревальвации РОК гривна/СПЗ (за год) |
|
2004 | 20 | 7,75 | - |
|
2005 | 22 | 6,91 | 10,85 |
|
2006 | 24 | 6,33 | 8,33 |
|
2007 | 26 | 5,85 | 7,69 |
|
2008 | 28 | 5,43 | 7,14 |
|
2009 | 30 | 5,07 | 6,67 |
|
|
|
|
|
|
Ревальвация РОК может происходить как через повышение внутренних цен, так и через укрепление номинального обменного курса. Если повышение потребительских цен в Украине будет происходить с темпами, которые не будут обеспечивать реализацию предложенных нами ориентиров РОК, то достижение целевого показателя уровня относительных цен будет требовать незначительной ревальвации номинального обменного курса. За опытом России, такая политика адекватно воспринимается участниками валютного рынка и не вызывает важных отрицательных последствий: в 2003 г. обменный курс рубля относительно доллара номинально ревальвировал на 7,9%, а реально - на 18,9% .
Основным инструментом ревальвации обменного курса гривны должно выступать изменение целевой направлености интервенций НБУ на валютном рынке. Они должны направляться на сглаживание краткосрочных колебаний спроса и предложения относительно иностранной валюты. Сокращение спроса на иностранную валюту со стороны денежной власти будет оказывать содействие укреплению курсовой позиции гривны, а также послаблению перекосов в валютно-финансовой системе и реальном секторе экономики Украины. В таком случае объемы совокупных расходов в экономике будут выравниваться с объемами стоимости, создаваемой отечественными экономическими агентами [20, c.33].
Снижению спроса на иностранную валюту будет оказывать содействие и сокращение масштабов "бегства" отечественного капитала в форме долларовых сбережений населения, хозяйственных расчетов в валюте и вкладов в заграничных банках. Применение экономических рычагов и административных мер по решению этой задачи будет оказывать содействие как повышению стоимости национальной валюты, так и активизации инвестиционных процессов в рамках украинской экономики.
Итак, если РОК будет ревальвировать с ежегодным темпом 6,7-10,9%, то через 5 лет относительные цены в Украине повысятся к экономически обоснованному уровню в 30%. Ревальвация будет иметь своими результатами, прежде всего, повышение покупательной способности населения и снижение затратности производства относительно импортированных сырья и материалов. Ревальвация приведет также к удешевлению импортированных машин и оборудования, которые, в свою очередь, повысят интенсивность процессов технологической модернизации производства.
По результатам исследования, проведенного Экономической экспертной группой в России, укрепление курса национальной валюты положительно влияет на те области экономики, которые работают исключительно на внутренний рынок; не испытывают особого давления конкуренции со стороны импорта; активно используют в производстве импортированные компоненты. Воздержанная и постепенная ревальвация обменного курса не будет создавать серьезных препятствий для развития экспортного сектора экономики, поскольку отечественные производители будут иметь возможность приспосабливаться к новой ценовой ситуации, повышая собственную производительность.
Усиление курсовой позиции национальной валюты обусловит расширение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса. Основными каналами реализации этого влияния будут выступать удешевление импортированной продукции и повышение доходов населения в реальном измерении. Кроме того, вероятно, что укрепление обменного курса гривны приведет к сокращению масштабов "бегства" отечественного капитала за границу.
От повышения РОК гривны пользу получат не только импортеры, но и население, покупательная способность которого возрастет, и государство, для которого уменьшается стоимость обслуживания внешнего долга. Реализация политики повышения РОК гривны станет весомой составной в системе мероприятий, направленных на обеспечение внешней платежеспособности Украинского государства.
С точки зрения нормализации распределительных процессов, снижение экспортной премии и более равномерное распределение доходов между секторами экономики лишат экспортный сектор необоснованных преимуществ и будут оказывать содействие более динамическому развитию областей, ориентированных на внутренний рынок.
Итак, укрепление РОК гривны должно стать стратегической целью валютно-курсовой политики в Украине. Ревальвация РОК с годовыми темпами 6,7-10,9% будет сокращать разрыв между внешними и внутренними ценами в Украине и будет оказывать содействие достижению экономически обоснованного уровня обменного курса, который, в свою очередь, будет создавать условия для сбалансированного развития национального производства.
Заключение
Итак, мы дали понятие сущности и раскрыли задачи валютного регулирования, определили объекты и субъекты валютного регулирования, показали экономические и административные инструменты валютного регулирования, выявили тенденции развития и оптимизации валютного регулирования.
Валютное регулирование - это регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций.
Цель валютного регулирования состоит в поддержке экономической стабильности и образовании крепкой основы для развития международных экономических отношений путем влияния на валютный курс и на операции обмена валюты. Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.
Субъектами валютного регулирования и контроля выступают
все без исключения участники валютных операций: уполномоченные банки-резиденты, юридические лица-резиденты и нерезиденты, физические лица-резиденты и нерезиденты.
Объектом валютного регулирования и контроля в Украине являются операции резидентов и нерезидентов, физических и юридических лиц, которые связаны с перемещением валюты, изменением ее владельца, перечислением валюты за границу, получением валютных средств за товары и услуги; а также обязательство относительно декларирования валютных ценностей и другого имущества резидентов, которые находятся за пределами Украины.
Инструменты валютной политики -- это те приемы, рычаги, методы, которые используются для влияния на валютные отношения субъектов рынка с целью реализации задач валютного регулирования и валютного контроля в стране. Основными методами валютного регулирования являются валютные интервенции, девальвация и ревальвация валют, дисконтная политика, девизная валютная политика, диверсификация, валютные ограничения. Административные инструменты валютной политики предусматривают совокупность мероприятий по нормативно-правовому регулированию разнообразных аспектов функционирования валютного рынка страны и деятельности его участников.
Рассматривая отдельные условия определения валютно-курсовой политики в 2004-2007 годах, ее макроэкономические эффекты и общие условия дальнейшего развития мы отмечаем высокий уровень неопределенности, который доминировал в украинской политике в течении последних трех лет и его негативное влияние на рыночные предположения. Стабилизационное влияние курсовой динамики способствовало минимизации инфляционных ожиданий и поддерживало относительные конкурентные преимущества отечественного производителя.
Список использованной литературы:
1. Закон України “Про банки і банківську діяльність” від 7 грудня 2000 р. N 2121-III (із змінами та доповненнями Законом України від 20 вересня 2001 р. N 2740-III)
2. Закон України “Про Національний банк України” (Із змінами і доповненнями, внесеними Законами України за станом на 10 січня 2002 року №2922--ІІІ).
3. Закон України N 185/94-ВР від 23.09.94 р. "Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті";
4. Закон України “Про валютне регулювання” Проект від 23.05.97
5. Адамик Б.П. Національний банк і грошово-кредитна політика: Навчальний посібник. -Тернопіль: Карт-бланш, 2002. -278с.
6. Вахненко Т. Оптимізація валютно-курсової політики в Україні// Економіка України - 2005 - №1 - с.33-35
7. Кротюк В.Л. Національний банк - Центр банківської системи України - К: Вид. дім, 2000.
8. Миклашевская НА., Холопов А.В. Международная экономика. -- М.: Дело и Сервис, 1998 (гл. 7: Валютный рынок; гл. 8: Валютный курс).
9. Нидеккер Г.Л., Стратонников И.В., Суслов С.В. Анализ эффективности валютно-обменных операций банка. -- М.: Рус. Деловая Лит-ра, 2004. - 214 с.
10. Носкова И.Я. Валютные и финансовые операции: Учебник. -- Ф.: Финансы: ЮНИТИ, 1998. - 147 с.
11. Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения. -- М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2001. - 278 с.
12. Петрашко Л. П. Валютні операції: Навч. посібник. -- К.: КНЕУ, 2001. -- 204 с
13. Пуховкіна M. Ф., Остапішин Т. П., Білошапка В. C.Центральний банк і грошово-кредитна політика: Навч.-метод. посіб. для самост. вивч. дисципліни. -- 2-ге вид., перероб. і доп. -- K.:KHEV,2003.-180c.
14. Смолянська О.Ю. Фінансовий ринок: Навчальний посібник. - Київ: Центр навчальної літератури, 2005. - 384 с