Валютное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть методы, рычаги валютного контроля и регулирования валютного курса в Украине
Задачи: дать понятие сущности и раскрыть задачи валютного регулирования;
определить объекты и субъекты валютного регулирования;

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы валютного регулирования
1.1 Сущность и задачи регулирования валютного курса
1.2 Субъекты и объекты валютного регулирования
1.3 Инструменты регулирования ваютных курсов.
Раздел 2. Анализ валютно-курсовой политики Украины за 2004-2007 годы
2.1 Стабилизационные эффекты валютно-курсовой политики Украины
2.2 Оптимизация валютно-курсовой политики в Украине
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

валютное регулирование.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Учитывая ситуацию в Украине на начало 1990-х годов, когда экономика государства находилась в глубоком кризисе, существовала необходимость введения национальной денежной единицы, значительных масштабов приобрел отток капиталов за границу, альтернативы установлению жестких валютных ограничений не было [5, c.147].

1.2 Субъекты и объекты валютного регулирования

Субъектами валютного регулирования и контроля выступают все без исключения участники валютных операций:

· уполномоченные банки-резиденты;

· юридические лица-резиденты и нерезиденты;

· физические лица-резиденты и нерезиденты.

Объектом валютного регулирования и контроля в Украине являются операции резидентов и нерезидентов, физических и юридических лиц, которые связаны с перемещением валюты, изменением ее владельца, перечислением валюты за границу, получением валютных средств за товары и услуги; а также обязательство относительно декларирования валютных ценностей и другого имущества резидентов, которые находятся за пределами Украины [13, c.73].

Органы, которые осуществляют валютный контроль, имеют право требовать и получать от резидентов и нерезидентов полную информацию об осуществлении ими валютных операций, состоянии банковских счетов в иностранной валюте в пределах своих полномочий, а также об имуществе, которое подлежит декларированию.

Основными контрольными функциями Национального банка Украины в сфере валютных отношений являются:

· установление и контроль за курсом национальной денежной единицы на межбанковском валютном рынке;

· контроль за экспортно-импортными операциями;

· контроль за порядком открытия и ведения валютных счетов;

· контроль за обменными операциями с наличной валютой;

· контроль за иностранными инвестициями и международными кредитами и др.

Таким образом, практически все операции резидентов и нерезидентов подлежат в Украине валютному контролю.

Декретом также определяются определенные функции валютного контроля, которые осуществляются другими органами, а именно: уполномоченными коммерческими банками, государственной налоговой инспекцией, министерством связи и Государственным таможенным комитетом Украины.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями, которые производятся резидентами и нерезидентами через эти банки, т.е. на уполномоченных банках лежит ответственность за законность всех валютных операций, которые осуществляют их клиенты. При этом следует сделать ударение на двойном положении коммерческих банковских учреждений. С одной стороны, они являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку, и их обязанностью являются осуществления контроля за операциями резидентов и нерезидентов с валютными ценностями на территории Украины. С другой стороны, в отличие от государственных учреждений, уполномоченные банки являются коммерческими организациями, которые заинтересованы в привлечении прежде всего солидных клиентов, которыми в большинстве случаев являются предприятия-экспортеры и импортеры. Именно поэтому коммерческим банкам приходится иногда решать проблему объединения двух полярных задач: осуществление реального валютного контроля и удержание клиентов.

Уполномоченные банки являются едиными негосударственными органами валютного контроля. Это связано с тем, что основным назначением банков является посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов до заемщиков и от продавцов до покупателей, т.е. практически все денежное обращение в хозяйственном обороте осуществляется через банковскую систему, и ни один другой орган или учреждение не имеет настолько оперативного и полного доступа к информации относительно операций, связанных с обращением денежных средств.

Учитывая такое монопольное положение банковской системы, на уполномоченные коммерческие банки Украины положены определенные обязанности относительно контроля своих клиентов. К основным обязанностям коммерческих банков как агентов валютного контроля принадлежит предотвратить проведение той или другой незаконной валютной операции, а в случае невозможности этого, - проинформировать о ней уполномоченные государственные органы.

При этом специфика коммерческих банковских учреждений состоит также в том, что они сами активно осуществляют валютные операции. Это требует законодательного определения порядка осуществления валютных операций коммерческими банками, эффективной системы их контроля и ответственности [5, c.148].

Государственная налоговая инспекция Украины осуществляет финансовый контроль за валютными операциями, которые производятся резидентами и нерезидентами на территории Украины. Государственный таможенный комитет Украины осуществляет контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины. При этом эти два государственных учреждения взаимодействуют, как правило, с предприятиями-экспортерами и импортерами, а также с уполномоченными коммерческими банками (рис.1.2.1)

Рис. 1.2.1 Взаимодействие субъектов валютного рынка Украины

Министерство связи Украины осуществляет контроль за соблюдением правил почтовых переводов и пересылку валютных ценностей через таможенную границу Украины. В большинстве случаев такой контроль касается физических лиц.

Декретом предполагалась ориентация системы валютного контроля именно на банковский контроль, который базируется на понимании валютного обращения как части денежного обращения страны, а не какой-то особой сферы, которая может контролироваться абсолютно автономным органом. А именно такой подход был характерен для советского типа экономики. И именно таким путем старалась сначала пойти Россия, в которой Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 14 июля 1992г. признавал (ст. 11) органами валютного контроля Центральный банк Российской Федерации, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов и Инспекцию валютного контроля при Правительстве Российской Федерации. Собственно, последняя и старалась претендовать на роль главного органа валютного контроля.

Примером отнесения сферы валютного регулирования и контроля к исключительной компетенции центрального банка был Закон Эстонии "Об иностранной валюте" от 20 мая 1992 г. (к компетенции Правительства он относил лишь контроль за обращением драгоценных металлов и драгоценного камня (ст. 12), но "по согласованию с Банком Эстонии").

Таким образом, банковский механизм организации и осуществления валютного контроля в Украине является определяющим во всей системе валютного регулирования государства.

1.3Инструменты регулирования ваютных курсов

Процесс реализации валютной политики в каждой стране обеспечивается практическим использованием центральным банком определенной совокупности инструментов.

Инструменты валютной политики -- это те приемы, рычаги, методы, которые используются для влияния на валютные отношения субъектов рынка с целью реализации задач валютного регулирования и валютного контроля в стране.

Все инструменты валютной политики в зависимости от способов их использования и особенностей влияния на валютные операции можно условно поделить на экономические и административные.

Экономические инструменты валютной политики предусматривают использование разных средств стимулирования экономической заинтересованности субъектов рынка в осуществлении тех или других валютных операций с целью влияния на динамику обменного курса и другие макроэкономические параметры развития национального хозяйства. В состав основных экономических инструментов реализации валютной политики центрального банка входят: 1) дисконтная политика; 2) девизная политика; 3) диверсификация валютных резервов; 4) регулирование режима валютного курса; 5) девальвации и ревальвации валют [16, c.481].

1. Дисконтная политика -- это система мероприятий центрального банка относительно установления и периодического изменения учетной ставки по кредитам, которые предоставляются коммерческим банкам, с целью влияния на динамику валютного курса, состояние платежного баланса и движения капиталов, а также динамику кредитных вложений, денежной массы и цен. Реализация дисконтной политики центрального банка имеет как внутренний, так и внешний аспект.

Внешний аспект дисконтной политики предусматривает влияние на динамику валютного курса через стимулирование притока или же оттока капиталов, чему активно оказывает содействие изменение рыночной нормы процента, поскольку капиталы перемещаются между странами в поисках наиболее эффективных с точки зрения прибыльности сфер их применения.

При таких обстоятельствах повышение процентных ставок на рынке увеличивает спрос на национальную валюту как объект инвестирования, что ведет к повышению его курса вследствие притока иностранных капиталов.

В случае снижения официальной учетной ставки и соответствующей реакции рыночных ставок процента имеет место отток краткосрочных капиталов в те страны, где уровень банковских ставок находится на высшем уровне, который предопределяет снижение курса национальной валюты.

Увеличивая учетную ставку, центральный банк оказывает содействие укреплению национальной валюты, а снижая - ее послаблению .

Внутренний аспект влияния дисконтной политики на валютный курс определяется изменением денежной массы и влиянием последней на динамику внутренних цен и конъюнктуру валютного рынка в стране. Так, снижение учетной ставки центрального банка может оказывать содействие расширению возможностей по рефинансированию коммерческих банков, а значит и удешевлению их кредитных ресурсов и увеличению масштабов кредитных вливаний в экономику. Соответственно этому увеличение денежной массы может обусловить удешевление национальной валюты сравнительно с иностранной на внутреннем валютном рынке. Так же и рост уровня внутренних цен может вызвать послабление национальной валюты относительно иностранных через паритет покупательной способности.

Эффективность дисконтной политики как инструмента валютного регулирования имеет определенные ограничения. Так, в частности, если отток капиталов из страны обусловлен политической и экономической нестабильностью, то повышение процентных ставок не способно остановить этот процесс. В самом деле, в условиях кризиса доверия к правительству и банковской системе, высокому риску вложения капиталов, неустойчивого курса национальной валюты и отсутствия надлежащих гарантий сохранения иностранных инвестиций механизм дисконтной политики не способен активно влиять на динамику обменного курса. С другой стороны, довольно сложно с надлежащим уровнем достоверности прогнозировать влияние конкретного изменения учетной ставки центрального банка на смену кредитных вложений в экономику и движение международных капиталов, который не дает возможность достаточно оперативно и гибко использовать данный инструмент валютной политики для влияния на состояние валютного рынка.

2. Девизная политика -- это инструмент валютной политики, который влияет на обменный курс национальной валюты через куплю-продажу государственными органами иностранной валюты (девиз). Собственно, само понятие девизы означает платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов (отсюда и название политики). Девизная политика проводится в форме валютных интервенций.

Валютная интервенция -- прямое вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке с целью влияния на обменный курс национальной валюты через операции по купле-продаже иностранных валют.

Ради повышения обменного курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, а для его снижения - скупает иностранную валюту на рынке. Центральный банк обеспечивает поддержание стабильности конъюнктуры на внутреннем валютном рынке страны таким образом: когда имеет место избыточное предложение иностранной валюты, центральный банк скупает ее, чтобы не допустить необоснованное укрепление национальной денежной единицы, и наоборот, когда поступлений валютных средств на внутренний рынок недостаточно центральный банк продает иностранную валюту, с тем чтобы не допустить снижения обменного курса национальной валюты [5, c.153].

Валютные интервенции могут проводиться также и для стимулирования экспортных операций. Ради этого перед центральным банком как цель валютной политики может стоять задача обеспечить искусственное занижение курса национальной валюты. Благодаря этому экспортеры в обмен на вырученную ими иностранную валюту получают больше средств в национальной валюте и увеличивают собственную норму прибыли или же, поддерживая эту норму на неизменном уровне, обеспечивают реализацию своих товаров за границей по низшим ценам, повышая свою конкурентоспособность.

Механизм проведения валютных интервенций предусматривает привлечение к соответствующим операциям на валютном рынке определенного круга коммерческих банков, которые выполняют роль своего рода первичных дилеров на рынке, распространяя эффект от валютных интервенций центрального банка через собственные операции со своими клиентами и с другими банками на общую динамику обменного курса. В большинстве случаев объектом купли-продажи национальной валюты в обмен на иностранную в процессе валютных интервенций является доллар США, а сегодня возрастает также и роль евро.

Основными источниками средств для проведения валютных интервенций являются официальные золотовалютные резервы страны. Изменение их уровня может отображать масштабы государственного вмешательства в процесс формирования обменных курсов на валютном рынке. В связи с этим информация об объемах интервенций во многих странах считается секретной, с тем чтобы конфиденциальность действий центрального банка ограничила возможности спекулятивного вмешательства в динамику валютных курсов.

Кроме того, важным источником средств для проведения валютных интервенций могут быть краткосрочные взаимные кредиты, которые предоставляются центральными банками друг другу в национальных валютах согласно соответствующим межбанковским соглашениям. В зависимости от влияния на динамику внутренних экономических процессов валютные интервенции центрального банка делятся на стерилизованные и нестерилизованные. Стерилизованными называются валютные интервенции, по которым изменение иностранных активов центрального банка компенсируется соответствующим изменением его внутренних активов. Например, для того чтобы избегнуть вследствие продажи национальной валюты на валютном рынке страны чрезмерного непредусмотренного роста денежной массы, а значит и всплеска инфляции, центральному банку нужно совершить обратную сделку с внутренними активами, в роли которых могут быть государственные ценные бумаги. В этом случае необходимо реализовать на рынке на соответствующую сумму государственные ценные бумаги, с тем, чтобы изъять избыточную денежную массу. Нестерилизованными называются валютные интервенции, по которым изменение валютных резервов центрального банка ведет к изменению денежной массы в стране.

Информация о работе Валютное регулирование экономики