Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:07, курсовая работа
Цель работы заключается в оценке особенностей современного состояния валютного рынка России, раскрытии основных тенденций его развития, а также подходах к их организации.
Цель работы определяет следующие задачи:
* определить сущность валютной системы, ее задачи, функции и роль;
* разобрать основные международные валютно-финансовые организации;
* выявить ключевые элементы валютной системы;
* изучить этапы становления российской валютной системы;
* рассмотреть особенности устройства валютной системы России;
* провести анализ фактического состояния валютного рынка России;
* обосновать основные проблемы, осложняющие развитие валютной системы России;
* составить комплексный подход к решению поставленных проблем.
Введение 3
1 Основополагающие понятия валютной системы России 5
1.1 Сущность валютной системы, ее задачи, функции и роль 5
1.2 Основные международные валютно-финансовые организации 7
1.3 Ключевые элементы валютной системы 13
2 Особенности функционирования валютной системы России 17
2.1 Этапы становления валютной системы России 17
2.2 Особенности устройства валютной системы России 19
2.3 Анализ фактического состояния валютного рынка государства 23
3 Проблемы функционирования валютной системы России и пути их решения 28
3.1 Основные проблемы, осложняющие развитие валютной системы РФ 28
3.2 Комплексный подход к решению поставленных проблем 29
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. – 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США – 1/5), 1/3 – развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.
Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% – развивающимся.
Страны-члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.
Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации – Международной ассоциации развития [9, C. 214-215].
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР – Вашингтон.
Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.
С
середины 50-х гг., когда хозяйство
стран Западной Европы стабилизировалось,
деятельность МБРР во все большей
степени стала ориентироваться
на страны Азии, Африки и Латинской
Америки с целью
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.
В
последние годы МБРР занимается проблемой
урегулирования внешнего долга развивающихся
стран: 1/3 кредитов он выдает в форме
так называемого совместного
финансирования. Банк предоставляет
структурные кредиты для
В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.
Международная
финансовая корпорация (МФК) создана
по инициативе США в 1956г. для поощрения
помещения частного капитала в промышленность
развивающихся стран. МФК предоставляет
кредиты высокорентабельным частным
предприятиям, но в отличие от МБРР
без гарантии правительства. Кредиты
выдаются на срок до 15 лет в размере
до 20% стоимости проекта. Таким образом,
МФК содействует
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.
Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название "Всемирного банка" и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г. Россия является членом МВФ и Всемирного банка.
Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. – Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. – Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. – Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования – отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность [23, C. 196-197].
Основная
цель региональных банков развития –
совершенствование
Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях Европейского союза.
Европейский
инвестиционный банк (ЕИБ) был создан
в 1958 г. с целью предоставления кредитов
сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых
районов, осуществление
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. – Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.
Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР)
образован в соответствии с подписанным
29 мая 1990 г. в Париже соглашением
для оказания содействия реформам в
странах Центральной и
Цель
ЕБРР – сыграть роль стимулятора
и ускорителя для привлечения
капиталов в отрасли
Итак,
роль международных финансовых организаций
повышается в условиях интернационализации
и глобализации экономики. К таковым
организациям относятся такие институты,
как Международный валютный фонд, Международный
банк реконструкции и развития, Европейский
банк реконструкции и развития, Международная
финансовая корпорация, Европейский фонд
валютного сотрудничества. Основной целью
их деятельности является конструктивная
организация грамотной финансовой поддержки
развивающимся странам.
1.3 Ключевые элементы
валютной системы
Национальная валютная система – часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят следующие элементы:
Основой национальной валютной системы является национальная валюта – установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используемые в международных операциях, называются валютой. После первой мировой войны возникло понятие девиза – любое платежное средство в иностранной валюте. Иностранная валюта используется в международных валютных, расчетных, кредитных и финансовых операциях, хранится на счетах в банках, но не является законным платежным средством на территории другого государства. При сильной инфляции, экономической и политической нестабильности в стране национальную валюту вытесняет более стабильная иностранная валюта, в современных условиях – доллар, евро, происходит долларизация экономики. Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства [12, C. 28-29].
Следующий элемент валютной системы характеризует степень конвертируемости валют, то есть размена на иностранные. Различаются:
Элементом валютной системы является валютный паритет – соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме – золотом или серебряном – базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.
Режим валютного курса является также элементом валютной системы. Различают фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности [11, C.64-65].
Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений. Ограничения операций с валютными ценностями служат также объектом межгосударственного регулирования через МВФ.
Что касается международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе – Женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
Регулирование международной валютной ликвидности, как элемента валютной системы, сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) – способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства МВЛ означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и обеспеченность его международными резервными активами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ служит показателем ее платежеспособности [10, C. 50-51].