Валютная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в оценке особенностей современного состояния валютного рынка России, раскрытии основных тенденций его развития, а также подходах к их организации.
Цель работы определяет следующие задачи:
* определить сущность валютной системы, ее задачи, функции и роль;
* разобрать основные международные валютно-финансовые организации;
* выявить ключевые элементы валютной системы;
* изучить этапы становления российской валютной системы;
* рассмотреть особенности устройства валютной системы России;
* провести анализ фактического состояния валютного рынка России;
* обосновать основные проблемы, осложняющие развитие валютной системы России;
* составить комплексный подход к решению поставленных проблем.

Содержание

Введение 3
1 Основополагающие понятия валютной системы России 5
1.1 Сущность валютной системы, ее задачи, функции и роль 5
1.2 Основные международные валютно-финансовые организации 7
1.3 Ключевые элементы валютной системы 13
2 Особенности функционирования валютной системы России 17
2.1 Этапы становления валютной системы России 17
2.2 Особенности устройства валютной системы России 19
2.3 Анализ фактического состояния валютного рынка государства 23
3 Проблемы функционирования валютной системы России и пути их решения 28
3.1 Основные проблемы, осложняющие развитие валютной системы РФ 28
3.2 Комплексный подход к решению поставленных проблем 29
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая - реальная версия.docx

— 77.30 Кб (Скачать)

     Капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. – 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США – 1/5), 1/3 – развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.

     Исходя  из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих  органах МВФ. Каждое государство  располагает 250 голосами плюс один голос  на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и  странам ЕС, 34% – развивающимся.

     Страны-члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

     Важно отметить, что членство страны в  МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный  банк реконструкции и развития, а  также для получения льготных кредитов в его дочерней организации – Международной ассоциации развития [9, C. 214-215].

     Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР – Вашингтон.

     Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики  посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально  МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

     С середины 50-х гг., когда хозяйство  стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей  степени стала ориентироваться  на страны Азии, Африки и Латинской  Америки с целью противодействия  национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

     Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных  займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи  облигаций.

     МБРР  предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка, которые  выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного  предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых  объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

     В последние годы МБРР занимается проблемой  урегулирования внешнего долга развивающихся  стран: 1/3 кредитов он выдает в форме  так называемого совместного  финансирования. Банк предоставляет  структурные кредиты для регулирования  структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

     В дополнение к МБРР были созданы следующие  финансовые институты: Международная  ассоциация развития, Международная  финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его  организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

     Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму  до 5 млрд. долл.

     Международная финансовая корпорация (МФК) создана  по инициативе США в 1956г. для поощрения  помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет  кредиты высокорентабельным частным  предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты  выдаются на срок до 15 лет в размере  до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному  финансированию проектов, создаваемых  частным сектором.

     Многостороннее  агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских  волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

     Таким образом, создана группа МБРР с едиными  органами управления и президентом, которая получила название "Всемирного банка" и является ведущей в  сфере международного кредита. С 1992 г. Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

     Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. – Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. – Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. – Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования – отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность [23, C. 196-197].

     Основная  цель региональных банков развития –  совершенствование экономического сотрудничества и интеграции развивающихся  стран, преодоление внешней зависимости.

     Необходимо  также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях Европейского союза.

     Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры  производства.

     Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. – Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

     Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением  для оказания содействия реформам в  странах Центральной и Восточной  Европы в связи с переходом  стран этого региона к ориентированной  на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран – все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации – Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

     Цель  ЕБРР – сыграть роль стимулятора  и ускорителя для привлечения  капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной  Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый  риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточно-европейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют [21, C. 386-387].

     Итак, роль международных финансовых организаций  повышается в условиях интернационализации  и глобализации экономики. К таковым организациям относятся такие институты, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский фонд валютного сотрудничества. Основной целью их деятельности является конструктивная организация грамотной финансовой поддержки развивающимся странам.  

     1.3 Ключевые элементы валютной системы 

     Национальная  валютная система – часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят следующие элементы:

  • Национальная валюта;
  • Условия конвертируемости  национальной валюты;
  • Паритет национальной валюты;
  • Режим курса национальной валюты;
  • Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль;
  • Национальное регулирование международной валютной ликвидности страны;
  • Регламентация использования международных кредитных средств обращения;
  • Регламентация международных расчетов страны;
  • Режим национального валютного рынка и рынка золота;
  • Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны.

     Основой национальной валютной системы является национальная валюта – установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используемые в международных операциях, называются валютой. После первой мировой войны возникло понятие девиза любое платежное средство в иностранной валюте. Иностранная валюта используется в международных валютных, расчетных, кредитных и финансовых операциях, хранится на счетах в банках, но не является законным платежным средством на территории другого государства. При сильной инфляции, экономической и политической нестабильности в стране национальную валюту вытесняет более стабильная иностранная валюта, в современных условиях – доллар, евро, происходит долларизация экономики. Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства [12, C. 28-29].

     Следующий элемент валютной системы характеризует  степень конвертируемости валют, то есть размена на иностранные. Различаются:

  • свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. К этой категории относятся денежные единицы США, Канады, стран-членов ЕЭС, Швейцарии, Японии, Швеции, Австрии и др.;
  • частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;
  • неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.

     Элементом валютной системы является валютный паритет – соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме – золотом или серебряном – базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

     Режим валютного курса  является также элементом валютной системы. Различают фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности [11, C.64-65].

     Элементом валютной системы является наличие  или отсутствие валютных ограничений. Ограничения операций с валютными  ценностями служат также объектом межгосударственного  регулирования через МВФ.

     Что касается международных кредитных  средств обращения, то регламентация  правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе  – Женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных  расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и  обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

     Регулирование международной валютной ликвидности, как элемента валютной системы, сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) – способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства МВЛ означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и обеспеченность его международными резервными активами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ служит показателем ее платежеспособности [10, C. 50-51].

Информация о работе Валютная система России