Управление государственным долгом

Автор: Татьяна Вдовкина, 14 Октября 2010 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение государственного долга
2. Виды государственного долга
3. Формы государственного долга
4. Принципы управления государственным долгом
5.Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом
6. Особенности денежно-кредитной политики Банка России
7. Динамика государственного внешнего долга России
Заключение
Практическая часть курсовой работы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРС.doc

— 870.00 Кб (Скачать)

     Еще одной особенностью российской ситуации является тот факт, что в дополнение к двум основным целевым показателям — инфляции и ВВП, Центральный банк России при проведении своей политики принимает в расчет поведение обменного курса. Как следует из полученных зависимостей, динамика курса рубля является одной из целевых переменных в правиле денежной политики и, более того, выступает определяющим фактором в уравнении, описывающем поведение Банка России на валютном рынке. 8

     Такая ситуация характерна для стран с  высоким уровнем открытости экономики (т.е. ориентированных на экспорт  и имеющих значительную долю импортной составляющей в потреблении). К их числу может быть отнесена и Россия. Не случайно, параллельно с основной задачей поддержания низкого уровня инфляции перед Центральным банком России неизменно стоит задача регулирования динамики обменного курса.

     В последние годы удается сохранить  положительную динамику развития экономических  отношений. Но в большинстве своем, благоприятные условия складываются лишь из-за сохранения высоких цен  на сырьевых рынках. Общеизвестно, что  развитость экономики определяется развитостью денежно-кредитных отношений в ней. Поэтому в настоящее время трансформация денежно-кредитных отношений является весьма актуальной.

     Банк  России определяет общую денежно-кредитную  политику страны, и от эффективности  его функционирования зависит эффективность финансово-кредитной системы в целом. Проведение денежно-кредитной политики невозможно без стабильно функционирующих финансовых рынков, основным действующим звеном которых является кредитная система. Поэтому необходимо рассматривать денежно-кредитную политику Банка России в неразрывной связи с целями развития всей банковской системы страны.

Банк  России - это орган государственного денежно-кредитного регулирования  экономики, обладающий правом монопольной  эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных организаций и хранения золотовалютных резервов.

     В настоящее время деятельность Центрального банка в России определяется специальным  Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования в России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный).

     В намерении нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

     В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля. Это очень важная функция, т.к длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.

     Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов  власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной  практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России, прежде всего, осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.9

     Успешное  выполнение всех функций Центрального банка России — необходимое условие  эффективного развития рыночной экономики Российской Федерации

     Еще одной особенностью деятельности Банка  России является превалирование в денежно-кредитном  регулировании таких инструментов, как агрегат денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.

     Формирование  денежно-кредитной политики в переходной экономике России обусловлено взаимодействием  двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.

     Денежно-кредитная  политика является элементом экономической  политики государства, наряду с бюджетно-налоговой, структурной, внешнеэкономической и др. Конечные макроэкономические цели денежно-кредитной политики совпадают с прикладными целями экономической политики.

     Роль  денежно-кредитной политики Банка  России заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении его эффективности, а также совершенствование платежного оборота и обеспечении всех секторов экономики необходимыми и достаточными доступными кредитными ресурсами.

     На  макроэкономическом уровне следует  выделить важное значение денежно-кредитной  политики в процессе формирования, распределения и перераспределения  национального дохода, в организации и планирования денежного оборота; на микроэкономическом уровне — в обеспечении стабильности и надежности каждой финансово-кредитной организации, их рентабельности и ликвидности, адекватности деятельности потребностям клиентов. 
 
 
 

7. Динамика государственного внешнего долга России

     В абсолютном выражении российский внешний  государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов(см. таблицу 1), что является одним из самых  низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

                                                                                                    Таблица 1.

Российский внешний государственный долг с 1991- 2010 гг.

Дата Сумма, млрд долл. США
1991, 25 декабря 95.0
1997, 31 декабря 123,5
2000, 1 января 158.7
2001, 1 января 143.7
2002, 1 января 133.5
2003, 1 января 125.7
2004, 1 января 121.7
2005, 1 января 114.1
2006, 1 января 76.5
2007, 1 января 52.0
2008, 1 января 44.9
2009, 1 января 40,6
2010, 1 января 37,6
 

     В 2004—2008 годах, по поручению бывшего  в то время президентом В.В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный  долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции  — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

Внешний долг частного и федерального сектора:

По данным Центрального Банка Российской Федерации  общий внешний долг России (частный  и федеральный сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд долл США.По данным всемирного банка внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долл США.

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд —  приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).( см. Таблицу 2) 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                              Таблица 2

Общие выплаты России с 1994 -2009 гг.

Дата Сумма, млрд долл. США
1994, 1 января 117,8
1995, 1 января 126,7
1996, 1 января 132,7
1997, 1 января 153,0
1998, 1 января 182,8
1999, 1 января 188,4
2000, 1 января 178,2
2001, 1 января 160,0
2002, 1 января 146,3
2003, 1 января 152,3
2004, 1 января 186,0
2005, 1 января 213,5
2006, 1 января 257,2
2007, 1 января 313,2
2008, 1 января 471,0
2009, 1 января 479.9

Долги иностранных государств:

Россия  занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга  США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надежных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.10

Заключение

     Долговые  проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником  и кредитором. В силу своего уникального  положения Россия стремится к  комплексному решению проблемы международной  задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени.

     Не  уделялось внимание структуре и  эффективности новых заимствований  и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление  внешних ресурсов на производство в  производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране.  Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов. 

Практическая  часть курсовой работы 

    Введение 

Информация о работе Управление государственным долгом