Управление государственным долгом

Автор: Татьяна Вдовкина, 14 Октября 2010 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение государственного долга
2. Виды государственного долга
3. Формы государственного долга
4. Принципы управления государственным долгом
5.Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом
6. Особенности денежно-кредитной политики Банка России
7. Динамика государственного внешнего долга России
Заключение
Практическая часть курсовой работы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРС.doc

— 870.00 Кб (Скачать)

    Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

  Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

  Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего. Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

  С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные  банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки  зрения) под внешними займами следует  понимать те, которые находятся в  руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно. 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Формы государственного  долга 

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Принципы управления  государственным  долгом 

     В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

     - безусловность - обеспечение точного  и своевременного выполнения  обязательств государства перед  инвесторами и кредиторами без  выставления дополнительных условий;

     - единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

     - единство долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике  управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

     - согласованность - обеспечение максимально  возможной гармонизации интересов  кредиторов и государства-заемщика;

     - снижение рисков  выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

     - оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

     - гласность - предоставление достоверной,  своевременной и полной информации  о параметрах займов всем заинтересованным  в ней пользователям.

     Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.

     Управление  государственным в широком смысле предполагает:

     - формирование политики в отношении  государственного долга;

     - определение основных показателей  и предельных значений государственной  задолженности;

     - определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

     - определение приоритетных направлений  использования привлеченных ресурсов  и т.д.

     Политика  в отношении государственного долга  и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а  оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

     Управление  государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

     - рефинансирование - погашение части  государственного долга за вновь  привлеченных средств;

     - конверсия - изменение доходности  займа;

     - консолидация - превращение части  имеющейся задолженности в новую  с более длительным сроком  погашения. Чаще всего использование  этого приема связано с желанием  государства устранить опасность,  которая может грозить денежно-кредитной  системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

     -новация  - соглашения между государством-заемщиком  и кредиторами по замене обстояте6льств  в рамках одного и того же  кредитного договора;

     - унификация - решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов;

     - отсрочка - консолидация при одновременном  отказе государства от выплаты  дохода по займам;

     - дефолт - отказ государства от  уплаты государственного долга.6

5. Государственные  ценные бумаги  как инструмент  управления государственным  долгом 

     Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

     Государственными  ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают  государство, орган государственной  власти и управления.

     В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.

     Не  рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

     В зависимости от срока обращения  государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

     Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числе существующие в  виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.

     Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным   ценным бумагам, в их числе:

     - установление фиксированного процентного платежа;

     - применение ступенчатой процентной  ставки;

     - использование плавающей ставки процентного дохода;

     - индексирование номинальной стоимости  ценных бумаг;

     - реализация долговых обязательств  со скидкой (дисконтом) против  их нарицательной цены;

     - проведение выигрышных займов.

     В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая  доходность, полная доходность.

     Показатель  полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора простая и эффективная доходность к погашению. Эффективная доходность к погашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:

     - первоначальная цена, уплаченная  за облигацию;

     - частота выплат дохода по купону;

     - дата погашения облигации;

     - основная сумма, которая должна  быть выплачена на дату погашения;

     - реализуемость на рынке(спрос  и предложение);

     - кредитный риск.

     Данная  доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или  компьютерах.

     Перед государством же стоит важнейшая  задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой  доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.

     Краткая характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг:

     ГКО — Государственные краткосрочные облигации — именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме. выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.

     ОФЗ — облигации федерального займа — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.

     ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель — привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

     КО — казначейские обязательства. Цель их выпуска — безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.

     ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Особенности денежно-кредитной политики Банка России

    

Денежно-кредитная  политика — совокупность мероприятий  в области денежного обращения  и кредита, направленных на регулирование  экономического роста, сдерживание  инфляции, обеспечение занятости  и выравнивания платежного баланса.

     На  современном этапе Центральный банк России дал свое определение денежно-кредитной политики: Денежно-кредитная политика, формируемая в условиях двухуровневой банковской системы, представляет собой совокупность целей и действий по защите национальной денежной единицы, которые ставит перед собой и проводит центральный банк, используя специальные инструменты воздействия на политику коммерческих банков.

Характер  и особенности денежно-кредитной  политики Банка России зависят от конкретной ситуации в экономике, от состояния финансов и денежного обращения в стране.

Перестройка централизованной экономики в рыночную потребовала не реорганизации существовавшей банковской системы, а фактически создания новой. Вплоть до недавнего времени, основными инструментами денежно-кредитного регулирования выступали, с одной стороны, интервенции Центрального банка на валютном рынке, а с другой, стерилизационные мероприятия денежных властей. Ситуация при этом осложнялась тем, что последнюю функцию с разной интенсивностью в разное время выполняли Банк России и бюджет. Для повышения эффективности денежно-кредитной политики Банку России необходимо расширять набор инструментов и увеличивать роль процентных ставок.

Информация о работе Управление государственным долгом