Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является показать особую важность управления государственного внутреннего долга в Российской Федерации на современном этапе.
Задачами в работе являются:
- раскрыть понятие внутреннего долга;
- выявить особенности формирования внутреннего долга и этапы его развития;
- изучить особенности управления внутреннего долга РФ;
- проанализировать структуру и динамику на современном этапе;
- выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом;
- предложить пути решения проблемных аспектов, исходя из зарубежного опыта.
2.2. Динамика и структура внутреннего долга РФ.
Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований.
В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.
Таблица 2.2. Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.09.08 г. по 30.09.08 г. (млрд. руб.).
Виды государственных ценных бумаг |
По состоянию на 01.09.2008 |
Изменение госдолга с 01.09.08 по 30.09.2008 |
По состоянию на 01.10.2008 |
ОФЗ-ПД |
327,928 |
327,928 | |
ОФЗ-ФК |
33,828 |
33,828 | |
ОФЗ-АД |
893,712 |
- 11,383 |
882,329 |
ГСО-ППС |
10,415 |
10,415 | |
ГСО-ФПС |
124,000 |
124,000 | |
Итого внутренний долг |
1 389,883 |
- 11,383 |
1 378,500 |
Рис. 2.1. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.
Рис. 2.2. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 октября 2008 г.
Таким образом, внутренний долг растет, причем довольно быстрыми темпами. С одной стороны, это может свидетельствовать о повышении долговой нагрузки по его обслуживанию на государственный бюджет, но, с другой стороны, внутренние государственные долговые обязательства выполняют очень важные функции:
Во-первых, операции на внутреннем рынке являются очень важным инструментом государственной политики макроэкономического регулирования. В связи с этим обслуживание внутреннего долга - своего рода «плата» за пользование этим инструментом.
Во-вторых, государственные долговые обязательства во всем мире считаются наиболее важным средством вложения денег (хотя и малодоходным). Поэтому наличие возможности такого вложения позволяет инвесторам более эффективно контролировать свои финансовые риски.
Глава 3. Оценка управления государственного внутреннего долга.
3.1 Проблемы в управлении внутренним долгом РФ на современном этапе.
Вопросы, касающиеся управления внутренним долгом, актуальны на сегодняшний день. Несмотря на то, что федеральный бюджет утверждается с профицитом, это вовсе не означает, что долговая нагрузка на экономику страны уже не является серьезным основанием для озабоченности Правительства РФ. Если Правительство погашает большой объем долга, связанный с дефицитом бюджета, то в такой ситуации источником погашения долга становятся новые привлечения, от качества которых зависит и объем текущего долга, и долговое бремя на будущие периоды. И таким образом разработанная долговая политика влияет на уровень жизни населения в будущем.
Сущность внутреннего долга заключается в его функциях - распределительной и регулирующей. Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме. Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства.
Существование государственного внутреннего долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. В процессе управления государственным внутренним долгом решаются следующие задачи:
минимизация стоимости долга для заемщика;
недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
обеспечение своевременного возврата кредита.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов: рефинансирование, конверсия, консолидация, аннулирование государственного долга, новация отсрочка погашения займа и унификация.
В целях управления государственным внутренним долгом и его снижения разрабатываются Программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год.
Рассмотрев сложившуюся систему управления государственным долгом РФ, можно выделить много недостатков. Для совершенствования системы управления необходимо решить следующие задачи: повысить эффективность государственных заимствований; оптимизировать структуру государственного долга; сократить риски; связанные с осуществлением заимствований; совершенствовать правовые основы управления государственным долгом; разработать единую систему стратегического планирования государственного долга.
В настоящее время государственный внутренний долг РФ составил
1378,500 млрд. руб. Минфин России основной упор делает на привлечение средств от размещения долгосрочных инструментов, дюрация рыночной части внутреннего долга составит 4,8 лет.
Что касается соотношения внутреннего и внешнего долга - на сегодняшний день этот показатель составляет примерно 30/70, но в дальнейшем планируется увеличение внутреннего долга в структуре государственного долга.
3.2 Пути решения проблемных аспектов в управлении внутренним долгом исходя из зарубежного опыта.
Анализ существующей политики управления государственным внутренним долгом РФ с учетом зарубежного опыта позволяет сделать некоторые выводы по совершенствованию действующей системы управления внутренним долгом.
Рассмотрев зарубежный опыт в управлении государственным внутренним долгом можно выделить следующие моменты:
Чтобы поддерживать хорошо функционирующий рынок и мало тратить на обслуживание долга, правительства развитых зарубежных стран сосредоточивает свое внимание на таких ключевых аспектах, как ликвидность, прозрачность, регулярность. Для достижения этих аспектов Правительство и ЦБ этих стран тесно сотрудничают с участниками рынка в управлении долгом, а также поддерживают усилия частного сектора по улучшению прозрачности рынка ГЦБ.
Что касается соотношения между размером внутреннего и внешнего долга, то некоторые страны увеличивают долю внутреннего долга, снижая при этом затраты по обслуживанию. Ряд других стран, наоборот, стремятся переместить государственные заимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это для того, чтобы не создавать на национальном рынке конкуренции для заемщиков из негосударственного сектора. Но преимущественно основной источник заимствований для развитых государств находятся на внутреннем рынке. Что касается России, то в настоящее время, напротив, основная часть долга приходится на международный рынок, но в ближайшем будущем планируется замена внешнего долга внутренним.
Если рассмотреть государственные ценные бумаги с позиции срока обращения, то можно сказать следующее: доля краткосрочных ценных бумаг в финансировании государственных расходов традиционно высока. В Северной Америке (США и Канада), а также Швейцарии. Напротив, Германия, Голландия, Япония, и Великобритания отличаются минимальной долей краткосрочных ценных бумаг, это характерно и для России.
Рассмотрев систему налогообложения, можно сказать, что она оказывает существенное воздействие на доходность государственных ценных бумаг и на их инвестиционную привлекательность. Изменение системы налогообложения в соответствии с потребностями того или иного класса инвесторов является сильнейшей мерой стимулирования, направленной на привлечение определенной группы инвесторов на рынок государственных ценных бумаг. Наиболее интересной, с точки зрения стимулирования инвестиционной деятельности, представляемая американская система налогообложения
Американская система налогообложения стимулирует приобретение ценных бумаг населением. Во многих штатах ценные бумаги выведены из под обложения налогом на имущество. Проценты по ценным бумагам, эмитенты которых оговорены в налоговом законодательстве, также не предусматривают уплаты подоходного налога. Кроме того, налогоплательщик может исключить 50% дохода, полученного от реализации находящегося в его распоряжении ценных бумаг, из своего валового дохода в том случае, если указанные ценные бумаги находились в его собственности 6 и более месяцев. Подобные налоговые льготы стимулируют приобретение ценных бумаг населением на длительный срок. Благодаря этим мерам государственные и муниципальные заемщики могут получать дополнительные инвестиционные ресурсы.
Рассмотрев зарубежный опыт в управлении государственным внутренним долгам, можно сделать следующие выводы для России:
брать пример с зарубежных стран в преобладании внутреннего долга над внешним;
расширять перечень инструментов, посредством которых, будут привлекаться финансовые ресурсы на внутреннем рынке;
необходимо определиться с классификаций сроков обращения государственных ценных бумаг на финансовом рынке;
необходимо вводить инновации для привлечения инвесторов на рынок государственных ценных бумаг;
необходимо пересмотреть систему налогообложения.
В области налогообложения можно использовать опыт США, но надо отметить, что применение опыта США в условиях России в настоящее время возможно в крайне ограниченных масштабах. Но, в то же время, разумность и адресность мер налогового регулирования государственных ценных бумаг может служить идеальным примером для выстраивания аналогичных систем в Российских условиях.
Вообще государственный внутренний долг - очень важный показатель, его параметры тесно связаны с макроэкономическими характеристиками и управление государственным внутренним долгом оказывает на них непосредственное влияние. Поэтому необходимо уделять больше внимания долговой политике управления государственным внутренним долгом.
Заключение.
Таким образом, внутренний долг растет, причем довольно быстрыми темпами. С одной стороны, это может свидетельствовать о повышении долговой нагрузки по его обслуживанию на государственный бюджет, но, с другой стороны, внутренние государственные долговые обязательства выполняют очень важные функции:
Во-первых, операции на внутреннем рынке являются очень важным инструментом государственной политики макроэкономического регулирования. В связи с этим обслуживание внутреннего долга - своего рода «плата» за пользование этим инструментом.
Во-вторых, государственные долговые обязательства во всем мире считаются наиболее важным средством вложения денег (хотя и малодоходным). Поэтому наличие возможности такого вложения позволяет инвесторам более эффективно контролировать свои финансовые риски.
На сегодняшний день размер внутреннего долга составляет чуть более 4% ВВП и, следовательно, он не создает значительной нагрузки на экономику и бюджет. Более того, темпы роста внутреннего долга вполне сопоставимы с темпами роста ВВП.
На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.
Значительно улучшились качественные характеристики рынка:
снижен уровень доходности по государственным облигациям;
стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям. При этом наиболее значительный оборот на рынке приходится на “длинные” инструменты.
Список литературы:
Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 15 февраля 2008 г.