Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является показать особую важность управления государственного внутреннего долга в Российской Федерации на современном этапе.
Задачами в работе являются:
- раскрыть понятие внутреннего долга;
- выявить особенности формирования внутреннего долга и этапы его развития;
- изучить особенности управления внутреннего долга РФ;
- проанализировать структуру и динамику на современном этапе;
- выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом;
- предложить пути решения проблемных аспектов, исходя из зарубежного опыта.

Работа содержит 1 файл

5941.rtf

— 592.55 Кб (Скачать)

предоставлением схем и возможности репатриации прибыли внешним инвесторам.

В 2001 г. наметилась тенденция восстановления рынка внутреннего долга - объем выпуска федеральных облигаций был существенно увеличен, аукционы стали проводиться каждый месяц, инвесторам были предложены новые виды госбумаг. Однако относительное восстановление рынка произошло лишь в 2002 г., когда наряду со сложившейся рыночной инфраструктурой, был отмечен рост объема внутреннего облигационного долга (выручка от продаж госбумаг в 2002 г. оказалась заметно выше объема средств, затраченных на выплаты по федеральным облигациям, - в последний раз такое соотношение данных показателей было зафиксировано еще в 1997 г.). В условиях стабильного валютного курса рубля, снижения инфляции до относительно приемлемого уровня и сбалансированности федерального бюджета монетарные власти сочли возможным резко увеличить объем эмиссии государственных облигаций.

Этап 5. Дальнейшее развитие рынка федеральных облигаций (с 2003 г.)

 

1.3. Особенности управления государственным внутренним долгом в РФ.

 

В общем виде управление государственными финансами предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает объективные факторы, такие как государств, в лице соответствующих структур, а также законодательные акты. Важной областью в управлении государственными финансами является управление государственным долгом.

В частности, управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Основной целью управления государственным долгом в современных условиях экономического развития является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

В процессе управления государственным долгом решаются такие задачи, как:

оптимизация размера долга;

недопущение переполнения долга заемными государственными обязательствами и значительных колебаний их курсов;

обеспечение своевременного возврата кредитов;

эффективное использование мобилизованных государственных средств;

контроль за целевым использованием полученных кредитов.

На сегодняшний день в мировой экономической литературе существует несколько подходов к классификации моделей, рассматривающих вопросы управления госдолгом 6 по степени доверия к проводимой властями политике, прежде всего в области инфляции; по виду используемой целевой функции. Рассмотрев некоторые из них, можно, сделать вывод о том, что ключевую роль в управлении государственным долгом играет доверие к политике властей. Если такое доверие есть, гораздо шире набор возможных комбинаций долга, существенно выше гибкость долговой политики.

С начала 2005 года, величина государственного долга России сократилась более чем на 22%. Сокращение внешнего долга является не единственным приоритетом политики России в области управления государственным долгом. Принципы государственной долговой стратегии РФ касаются как общей величины государственного долга России, так и его структуры.

Начиная с середины 90-х годов в России, происходит активная экспансия внутреннего государственного долга. Последовавший за кризисом 1998 года некоторый перерыв в росте государственных заимствований сменился активным ростом, начиная с 2002 года. В 2005 году Минфин РФ продолжал активно наращивать величину внутреннего государственного долга. Согласно перспективному финансовому плану РФ на 2006-2009 гг., рассчитанному в соответствии с долговой стратегией правительства, планировалось привлечь на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг 868,5 млрд. руб. при одновременном погашении рублевых облигаций на сумму 265,3 млрд. руб. За 3 года чистое привлечение по государственным ценным бумагам составит 603,2 млрд. руб. Министерство финансов планирует ежегодно увеличивать объем ГКО/ОФЗ на 115,0-150,0 млрд. руб. при ежегодном объеме предложения ГКО 70,0-120,0 млрд. руб. государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах и рассчитанный исходя из предложений Минфина по привлечению и погашению 2006-2009гг., возрастет с 931,2 млрд.руб. на начало 2006г. до 1554,1 млрд. руб. на начало 2009 года.

По замыслам правительства увеличение рынка государственных внутренних обязательств послужило бы развитию российского фондового рынка в целом.

 

Глава 2. Анализ структуры и динамики государственного внутреннего долга.

 

2.1. Структура современного внутреннего долга РФ.

 

В законе о федеральном бюджете РФ на 2008 год предельный размер государственного внутреннего долга на 1 октября 2008 года установлен в сумме 1378,5 млрд. руб.

Задолженность по государственным ценным бумагам занимает наибольшую долю в государственном внутреннем долге.

Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:

Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);

Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

1. Первой рыночной государственной ценной бумагой в РФ, получившей широкое распространение, стали государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), выпущенные в 1993 году. Основным недостатком этих ценных бумаг был исключительно короткий период их обращения - до одного года. Однако они сыграли исключительно важную роль в становлении отечественного рынка государственных ценных бумаг. Именно на базе ГКО проходил наладку весь механизм выпуска, размещения, регулирования и погашения государственных ценных бумаг, впервые создаваемые в России. ГКО стали тем инструментом, на котором учились работать с ценными бумагами коммерческие банки, население и другие инвесторы. Около пяти лет ГКО обеспечивали финансирование дефицита федерального бюджета и оставались основным заемным инструментом РФ на внутреннем рынке.

Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг привело к значительному изменению его состава и структуры в сторону увеличения доли долгосрочных ценных бумаг, снижения, а позднее и отказа от выпуска краткосрочных. В настоящее время он представлен, следующими ценными бумагами (табл.2.1).

Как видно из таблицы 2.1 с середины 2004 г. на рынке РФ в обращении отсутствуют ГКО, и все рыночные ценные бумаги представлены исключительно ОФЗ. Наибольший удельный вес среди ОФЗ занимают облигации с амортизацией долга.

2. Облигации федеральных займов (ОФЗ) впервые появились в 1995 г. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 676, от 27 февраля 1999 г. № 245, от 24 августа 2004г. № 433). Были утверждены генеральные условия эмиссии и обращения ОФЗ, разработанные Минфином РФ по согласованию ЦБ РФ.

 

Таблица 2.1. Структура рыночного облигационного долга РФ (доля в общем объеме в обращении по номинальной стоимости, %).

ГКО ОФЗ

Дата

Сроком

1 - 90 дней

Сроком свыше 90 дней

С фикс. купонным доходом

С пост. купонным доходом

С аморти-

зацией долга

С аморти-

зацией долга и переменным купонным доходом

 

01.01.2004

 

-

 

0,85

 

52,09

 

7,2

 

39,86

 

-

 

01.06.2004

 

1,05

 

0,00

 

33,21

 

4,74

 

61,00

 

-

 

01.01.2005

 

0,00

 

0,00

 

24,36

 

4,76

 

63,56

 

4,32

 

01.07.2007

 

0,00

 

0,00

 

22,07

 

13,38

 

60,73

 

3,83


 

Эмитентом ОФЗ от имени РФ выступает Минфин РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска определяется Минфином РФ исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством РФ на соответствующий год.

По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными и долгосрочными. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец облигаций имеют право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а так же дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Минфин РФ на основании данных Генеральных условий принимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ.

Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через уполномоченные им организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности с РФЗ (далее уполномоченные организации).

Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемые ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ.

ОФЗ выпускается в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепленные ОФЗ каждого выпуска, является Глобальный сертификат, оформленный на этот выпуск, реквизиты которой устанавливаются Минфином РФ. Владельцы ОФЗ не имеют права требовать выдачи их на руки.

ОФЗ с амортизацией долга впервые были выпущены в 2002 г. Приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31 марта 2004 года № 35 н.) были утверждены условия эмиссии и обращения ОФЗ с амортизацией долга. Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными среднесрочными и долгосрочными государственными ценными бумагами. Одно отличие от ранее выпущенных погашение их номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций.

Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций или переменной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величины процентной ставки и купонного дохода по всем купонам объявляются не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения выпуска. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

Величины процентной ставки купонного дохода и купонного дохода по первому купону объявляются не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения, по второму и следующим купонам, включая последний, не позднее, чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций, и начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.

Погашение номинальной стоимости частями (далее амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций и совпадающие с датами выплат купонного дохода по ним. При амортизации долга размер погашаемой части номинальной стоимости определяется на каждую дату ее выплаты. Датой погашения облигаций является дата выплаты последней непогашенной части номинальной стоимости.

Проценты по первому купону начисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляется с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего купонного дохода, по дату выплаты соответствующего купонного дохода (дату погашения).

Нерыночные ценные бумаги. Кроме свободно обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, Минфин РФ для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов выпускает и нерыночные ценные бумаги. Приказом Минфина РФ от 21сентября 2004 г. № 86, утверждены Условия эмиссии и обращения облигации государственных нерыночных займов.

Эмитентом нерыночных облигации, как и рыночных, выпускает Минфин РФ. Облигации являются именными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение при их погашении номинальной стоимости, а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигации.

Облигации выпускаются в документарной форме. Выпуск облигации оформляется глобальным сертификатом. Эмитент при принятии решения о выпуске облигации может определить, что глобальные сертификаты выпускаемых облигаций могут выдаваться на руки владельцам. В случае выдачи глобального сертификата на руки владельцу для осуществления прав из облигаций владелец обязан предъявить глобальный сертификат эмитенту.

По срокам обращения облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Владельцами могут быть юридические лица, являющиеся по законодательству РФ резидентами и нерезидентами. Номинальная стоимость облигации 1000 (одна тысяча) руб.

Информация о работе Управление государственным долгом