Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:26, реферат
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая госуд
Введение
1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации
1.2 Внутренний государственный долг
1.3 Внешний государственный долг
2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Обслуживание государственного долга
Заключение
Литература
- секьюритизация
– переоформление нерыночных
займов в ценные бумаги, свободно
обращающиеся на финансовых
– аннулирование
– отказ от всех обязательств по
ранее выпущенным займам. Но применение
этого метода ведет к нанесению
непоправимого ущерба репутации
государства как заемщика среди
потенциальных инвесторов и кредиторов»[11].
Из всего многообразия
существующих методов управления государственным
долгом в Бюджетном кодексе Российской
Федерации получил определение
только метод реструктуризации. Статья
101 Бюджетного кодекса «Управление
государственным долгом»
2.3 Обслуживание государственного
долга
Наличие государственного
долга предполагает его обслуживание,
т.е. текущую выплату по процентам.
Расходы на обслуживание госдолга определяются
ставкой процента, которая обусловлена
совокупным спросом и предложением
кредитно-денежных ресурсов. Экономические
последствия госдолга можно свести
к четырем моментам:
1) Необходимость
обслуживать внешний долг, что
при крупном его объеме
2) Долг приводит,
в определенной мере, к вытеснению
частного капитала, что может
ограничить дальнейший рост в
экономике.
3) Увеличение налогов
для оплаты растущего госдолга
выступает в качестве
4) Перераспределение
дохода в пользу держателей
государственных облигаций.
Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Следует также учитывать, что продолжительный спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени.
Необходимость
обслуживания долга
Обслуживание
долга не имеет существенной
альтернативной стоимости,
Также существует проблема
соотношения величины государственного
сектора и частного. Вследствие увеличенных
расходов государства растет государственный
сектор, а вследствие эффекта вытеснения
сокращается частный сектор. Если
же повышенные государственные расходы,
кроме того, не сопряжены с повышенными
государственными инвестициями, то из-за
сокращения инвестиций пострадают будущие
поколения.
«По данным Счетной
палаты расходы на обслуживание государственного
долга (процентные расходы) на период 2008–2010
годы (на три года) предусмотрены
в сумме 647,6 млрд. рублей, в том
числе на 2008 год – 187,9 млрд. рублей
(0,5% ВВП), 2009 год – 212,6 млрд. рублей (0,5%
ВВП), 2010 год – 247,1 млрд. рублей (0,6% ВВП).
Увеличение расходов
на обслуживание государственного долга
в 2010 году по сравнению с оценкой
исполнения 2007 года составит 57,5%. Доля
процентных расходов в общем объеме
расходов федерального бюджета в 2008–2010
годах составит 2,9 – 3% (в 2007 году – 2,9%).
Расходы федерального
бюджета на обслуживание внутреннего
долга определены на 2008–2010 годы в
сумме 411,6 млрд. рублей, в том числе
на 2008 год – 106,5 млрд. рублей (0,3% ВВП),
2009 год – 134,2 млрд. рублей (0,3% ВВП), 2010
год – 170,9 млрд. рублей (0,4% ВВП). Таким
образом, прогнозируется увеличение указанных
расходов как в номинальном выражении
– на 122% в 2010 году по сравнению с
ожидаемой оценкой 2007 года, так и
относительно ВВП – на 0,1 процентного
пункта.
В 2008 году расходы
на обслуживание внутреннего долга
составляют в объеме 106,5 млрд. рублей,
или 56,7% процентных выплат по государственному
долгу, что на 7,7 процентного пункта
больше, чем предусмотрено на 2007
год (49%). Более 90% указанных расходов
предусмотрено на процентные платежи
по государственным ценным бумагам,
номинальная стоимость которых
выражена в российской валюте»[13].
В соответствии с
бюджетными проектировками расходы
федерального бюджета на обслуживание
внешнего долга на 2008–2010 годы предусмотрены
в сумме 236,0 млрд. рублей, в том
числе на 2008 год – 81,4 млрд. рублей,
на 2009 год – 78,4 млрд. рублей, на 2010 год
– 76,2 млрд. рублей. Прогнозируется снижение
указанных расходов в 2010 году по сравнению
с оценкой исполнения 2007 года на
4,8%.
Расходы на обслуживание
внешнего долга в 2008 году, предусмотренные
в объеме 81,4 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов
США), превысят показатель, ожидаемый
по исполнению 2007 года (80 млрд. рублей),
на 1,4 млрд. рублей, или на 1,8%, и составят
43,3% расходов на обслуживание государственного
долга.
Заключение
Система управления
государственным долгом непосредственно
связана с бюджетным процессом,
поскольку долговая политика и система
управления государственным долгом
непосредственно влияют на формирование
бюджетной политики. Политика в области
управления государственным долгом
и система управления долгом являются
необходимыми условиями для формирования
обоснованной бюджетной политики и
нормального функционирования бюджетного
процесса. Упомянутая выше взаимосвязь
определяет необходимость
В целом долговая
политика при умелом использовании
представляет собой достаточно мощный
инструмент макроэкономической политики.
Для эффективного применения этого
инструмента необходимо создать
стройную систему долгового управления,
важными элементами которой являются
надлежащий учет и оценка собственных
обязательств. Существующая в России
система управления долгами позволяет
решать текущие задачи по реструктуризации
обязательств, но ее эффективность
в качестве полноценного инструмента
макроэкономического управления остается
низкой. За последние годы Правительством
Российской Федерации проделана
определенная работа по формированию
системы управления государственным
долгом, была значительно расширена
и усовершенствована
Активная долговая
политика подразумевает постоянную
работу со всеми кредиторами и
категориями долга, усиление взаимодействия
различных ветвей власти и проведение
ими энергичных действий в этой области.
Активная долговая политика включает
применение известных в мировой
практике методов управления государственным
долгом, сочетая традиционные финансовые
приемы с использованием долговых свопов,
товарных поставок, досрочного выкупа,
погашения долга с дисконтом
и т.п. Активная долговая политика также
связана с учетом геополитических
факторов, использованием возможностей
международных политических и финансовых
институтов, творческим применением
мирового опыта, привлечением к решению
долговых проблем региональных органов
власти и негосударственных структур.
Главными целями
активной долговой политики должно быть
решение следующих задач:
– улучшение качества
долга за счет снижения стоимости
его обслуживания, совершенствования
структуры;
– обеспечение стабильного
обслуживания как внешних, так и
внутренних обязательств страны при
любой кризисной ситуации;
– содействие достижению
инвестиционного кредитного рейтинга
и его дальнейшему повышению,
что не только обеспечит удешевление
новых заимствований для
– гибкое реагирование
на изменяющиеся условия внешнего и
внутреннего финансовых рынков и
использование наиболее благоприятных
источников и форм заимствований;
– обеспечение надежного
механизма перевода заемных средств
в инвестиции, ставящего реальные
заслоны на пути их нецелевого использования.
Дополнительные заемные средства должны
привлекаться только для финансирования
и кредитования приоритетных проектов
и программ при условии их эффективного
использования;
– усиление привлекательности
российских долговых бумаг для широкого
круга инвесторов, предотвращение резких
колебаний их цены на мировых финансовых
рынках;
– прогнозирование
и избежание рисков, связанных
со структурой долга, лучшее использование
валютного фактора в снижении
долговых выплат;
– максимальное использование
для обслуживания долга дебиторской
задолженности иностранных
– более тесная координация
государственной политики и политики
внешних заимствований
– создание комплексной
системы управления государственным
долгом с участием органов государственной
власти, которая позволит адекватно
формулировать и реализовывать
национальные интересы в этой сфере;
– совершенствование
учета и мониторинга
Литература
1. Конституция
РФ.
2. Федеральный
конституционный Закон от 17 декабря
1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации».
3. Бюджетный Кодекс
Российской Федерации.
4. Федеральный
закон «О государственном
5. Федеральный
закон «О государственных
6. Федеральный
закон «О федеральном бюджете
на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ.
7. Приказ Минфина
России от 23 августа 2006 г. №107н.
8. Заключение
Счетной палаты Российской
9. Аналитическая
записка «Анализ системы
10. Аналитическая
записка по вопросу