Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:26, реферат
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая госуд
Введение
1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации
1.2 Внутренний государственный долг
1.3 Внешний государственный долг
2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Обслуживание государственного долга
Заключение
Литература
По заключению Счетной
палаты, абсолютный размер внешнего долга
в рублевом эквиваленте будет
иметь тенденцию к росту и
составит к концу 2008 года – 1132,4 млрд.
рублей, или 3,2% ВВП, к концу 2009 года –
1164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году
– 2,8%), или 2,9% ВВП, к концу 2010 года –
1232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году
– 5,9%), или 2,8% ВВП. Динамика объемов
и структуры внешнего долга приведена
в Приложении 3.
В структуре внешнего
долга уменьшится доля государственных
ценных бумаг, номинированных в иностранной
валюте, задолженности по кредитам
правительств иностранных государств
и МФО, увеличивается доля государственных
гарантий. По заключению Счетной палаты
РФ тенденция увеличения абсолютных
размеров государственного внешнего долга
не соответствует Основным направлениям
долговой политики на 2008–2010 годы, одобренным
Правительством Российской Федерации
22 марта 2007 года.
Вопросы управления
государственным внешним долгом
в последние годы стали одними
из центральных в экономической
и политической жизни Российской
Федерации. Это было обусловлено
как быстрым увеличением объема
государственного внешнего долга Российской
Федерации, так и значительным ростом
уровня расходов по его погашению
и обслуживанию.
2. Основные направления
стабилизации и повышения
2.1 Текущее состояние
государственного долга
На протяжении последних
лет происходит постепенное снижение
как относительных, так и абсолютных
показателей государственного долга.
Снижается значение процентного
соотношения величины госдолга Правительства
Российской Федерации по номинальной
стоимости к ВВП.
За период с 1 января
2002 года по 1 января 2007 года государственный
долг Правительства Российской Федерации
снизился с 4,43 трлн. рублей (49,5% от ВВП)
до 2,44 трлн. рублей (9,1% от ВВП). При этом
государственный внешний долг Правительства
Российской Федерации за указанный
период уменьшился в 2,49 раза и составил
по состоянию на 1 января 2007 года 1,37
трлн. рублей в пересчете в национальную
валюту Российской Федерации (52,0 млрд.
долл. США) – Приложение 3.
В 2005–2006 годах были
досрочно погашены ранее реструктурированные
обязательства перед странами –
членами Парижского клуба кредиторов
(свыше 35 млрд. долл. США). Кроме того,
были досрочно возвращены кредиты МВФ
(3,3 млрд. долл. США) и кредиты Внешэкономбанка,
предоставленные Минфину России
за счет средств Банка России (4,3
млрд. долл. США).
В 2006 году тенденция
существенного сокращения объема государственного
долга Российской Федерации сохранялась
на прежнем уровне, прежде всего, за
счет двух разнонаправленных факторов:
планового и досрочного погашения
государственного внешнего долга Российской
Федерации, в том числе перед
странами – членами Парижского клуба
кредиторов (22,6 млрд. долл. США), и незначительного
увеличения чистого объема привлечения
средств за счет размещения государственных
ценных бумаг Российской Федерации
на внутреннем рынке в объеме 177,6
млрд. рублей.
«Объем государственного
долга Российской Федерации на 1
января 2007 года составил 2435,3 млрд. рублей,
или 9,1% к валовому внутреннему продукту
в рыночных ценах, сократившись на 641,4
млрд. рублей, или на 26,3%, по сравнению
с началом 2006 года, когда его объем
составлял 3076,7 млрд. рублей, или 14,2% к
ВВП»[9].
2.2 Управление государственным
долгом
«Под управлением
государственным долгом в широком
смысле понимается формирование одного
из направлений экономической
– в формировании
политики в отношении государственного
долга;
– в установлении
границ государственной задолженности
(в том числе в определении
общего объема бюджетного дефицита и,
следовательно, объемов заимствований,
необходимых для его
– в определении
основных направлений и целей
воздействия на микро- и макроэкономические
показатели;
– в установлении
возможности и целесообразности
финансирования за счет государственного
долга общегосударственных
Под управлением
государственным долгом в узком
смысле понимается совокупность мероприятий,
связанных с выпуском и размещением
государственных долговых обязательств,
обслуживанию, погашению и рефинансированию
государственного долга, а также
регулированию рынка
Осуществление мероприятий
по управлению государственным долгом
требует от государства системного
подхода и определяет многоплановый
характер регулирования существующей
задолженности.
В процессе управления
государственным долгом можно выделить
несколько функциональных элементов:
– непосредственно
управление, включающее, в том числе,
определение порядка, условий выпуска
и размещения государственных долговых
обязательств;
– обслуживание посредством
осуществления операций по размещению
займов, выплате процентного дохода
по ним, рефинансированию и погашению;
– контроль за состоянием
государственного долга.
Система управления
государственным долгом – это
взаимосвязь бюджетных, финансовых,
учетных, организационных и других
процедур, направленных на эффективное
регулирование размера, стоимости
и структуры государственного долга.
Правительство Российской
Федерации в «Концепции единой системы
управления государственным долгом
Российской Федерации» придерживается
максимально общей формулировки
основных целей управления государственным
долгом:
– сохранение объема
государственного долга на экономически
безопасном уровне;
– сокращение стоимости
обслуживания государственного долга
Российской Федерации;
– обеспечение исполнения
обязательств государства в полном
объеме.
Система управления
государственным долгом Российской
Федерации представляет собой следующую
совокупность основных мероприятий:
– разработка программы
заимствований Российской Федерации
на следующий год, которая является
выражением экономической политики
государства в отношении
– процедура принятия
основных параметров управления государственным
долгом Российской Федерации на очередной
год;
– исполнение принятой
программы управления государственным
долгом в течение планового года.
Основные задачи,
решение которых необходимо для
достижения целей управления государственным
долгом:
– своевременность
и полнота формирования источников
финансирования дефицита бюджета;
– проверка эффективности
и целевого использования привлекаемых
денежных средств в целом и
по видам применяемых финансовых
инструментов;
– осуществление
контроля за соблюдением предельного
значения и структуры государственного
долга;
– контроль за ходом
исполнения долговых обязательств Правительства
Российской Федерации прошлых лет;
– контроль за эмиссией
ценных бумаг и их размещением
с учетом необходимой обеспеченности
денежной массой в наличном обороте
и на депозитах;
– экспертиза проекта
государственного бюджета и контроль
за его исполнением, осуществление
контроля за изменением структуры и
объема государственного долга;
– экспертиза проектов
законов, других нормативных правовых
актов органов государственной
власти, влияющих на формирование, обслуживание
и погашение государственного долга.
Ключевой целью
долгового управления является баланс
между минимизацией бюджетного риска
и минимизацией стоимости обслуживания
долгов.
Несмотря на то, что
управление госдолгом фактически направлено
на регулирование двух ключевых параметров,
характерных для любых
Однако если в
качестве другой крайности установить
минимизацию рисков со стороны госдолга,
то в пределе это будет означать
полный отказ от использования заимствований.
Вопреки достаточно распространенному
мнению, полное отсутствие госдолга –
это не самое лучшее положение вещей
в государственных финансах, особенно
если речь идет о развивающейся стране.
На практике в
качестве ключевой цели долгового управления
чаще всего называют баланс между
минимизацией бюджетного риска и
минимизацией стоимости обслуживания
долгов.
Управление внешним
долгом является одним из элементов
макроэкономической политики государства.
С одной стороны, эффективное
использование внешнего долга может
стать мощным фактором экономического
роста, позволяющим привлекать дополнительные
финансовые ресурсы. Устойчивое положение
страны на международном рынке капитала,
своевременное выполнение долговых
обязательств способствуют укреплению
ее международного авторитета и обеспечивают
дополнительный приток инвестиций на
более выгодных условиях. Кроме того,
повышается доверие к ее валюте,
укрепляются внешнеторговые связи.
С другой стороны, кризис внешней
задолженности может стать
Как показали проверки
Счетной палаты Российской Федерации,
широкое распространение
С конца 1980-х годов
в международной практике сформировался
достаточно разнообразный набор
методов управления внешним долгом
суверенных заемщиков. Этому способствовали
усилия как должников, так и кредиторов.
Рассмотрим основные
методы управления внешним долгом.
«К таким методам относятся:
- консолидация –
пересмотр условий погашения
задолженности, который может
быть реализован либо путем
изменения условий погашения
действующих долговых
- реструктуризация
– основанное на соглашении
прекращение долговых
- рефинансирование
представляет собой процесс
– конверсия –
применение различных механизмов, обеспечивающих
замещение государственного долга
другими видами обязательств, менее
обременительными для экономики
должника. Наиболее распространенными
видами конверсии считаются обмен
долга на акции (собственность), обмен
долга на товары, обмен долга на
проведение природоохранных мероприятий,
обратный выкуп долга заемщиком
на особых условиях (с дисконтом), конверсия
долга в долговые обязательства
третьих стран, и другие;