Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита
определить функций государственного кредита
определить формы государственного кредита
выяснить отличия государственного от банковского кредита
выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России
привести различные подходы к проблеме государственного долга

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава I Теоретические аспекты государственного кредита……………………………………………………………...5
1.1 Государственный кредит, как экономическая категория……………………………………………………………5
1.2 Функции государственного кредита………………………………………………………….…..9
1.3 Формы государственного кредита…………………………………………………………….13
1.4 Отличия государственного кредита от банковского………………………………………………….……19
Глава II Государственный внешний и внутренний долг РФ: перспективы на 2009 год…………………………………………22
2.1 Внешний долг РФ – тенденции и перспективы…………….22
2.2 Внутренний долг РФ в 2009 году……………………………23
Глава III Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………..30
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ФК.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

      Основную  роль в регулировании рынка государственных  бумаг выполняет независимый  Центральный банк. Однако его деятельность в качестве крупнейшего оператора на этом рынке подчиняется задачам, имеющим приоритет для данного органа: контролю над денежной массой, защите режима обменного курса рубля, поддержке банковской системы. Такие приоритеты монетарной власти делают малоэффективным использование рыночных механизмов для обеспечения функций по управлению государственным долгом. Роль других крупнейших участников рынка государственных бумаг – Сбербанка и Внешэкономбанка - еще более противоречива. Они имеют собственные коммерческие интересы, нередко отличающиеся от государственных, и должны, кроме того, обеспечивать интересы вкладчиков.

      Финансовый  кризис продемонстрировал, что угроза неисполнения обязательств государства  явилась основной причиной панических настроений на рынке государственных и корпоративных бумаг. Сокращение официальных резервов явилось лишь следствием кризиса доверия к обязательствам государства. В недавней истории возникали ситуации, когда золотовалютные резервы ЦБР были по меньшей мере столь же низкими, как и в конце июля 2002 г. (например, в феврале 2001 г. объем золотовалютных резервов опустился ниже 14 млрд долл.), - и при этом угроза валютного кризиса не была настолько серьезной.

      В этой связи крайне важно выделение  особой функции по управлению государственным  долгом, которая должна быть возложена на орган (назовем его агентством), призванный координировать деятельность других органов исполнительной власти - Министерства финансов и Центрального банка. При этом такое агентство должно быть полностью независимым от этих органов. К его компетенции необходимо отнести установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов внутреннего долга, в частности определение первичных дилеров. Кроме того, агентство должно обеспечить выполнение необходимых регуляторных и координирующих функций по отношению к региональным и муниципальным властям, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках.

      Независимость органа управления госдолгом необходима в первую очередь для того, чтобы  решения в отношении текущего управления обязательствами страны принимались оперативно, без какого-либо политического давления. Такое агентство должно также иметь свободу в выборе инструментов, используемых при управлении долгом. Кроме того, его независимый статус будет затруднять принятие нереалистичных бюджетов (по крайней мере, в той же степени, в какой независимый статус Центрального банка затрудняет эмиссионное финансирование расходов бюджета) - практике, которая явилась одной из основных причин недавнего кризиса.3

      Создание  агентства по управлению государственным долгом крайне важно для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Дополнительная эмиссия государственных обязательств может происходить в виде особой процедуры с утверждением квартальных цифр и передачей в доверительное управление агентства реальных и финансовых активов государства под обеспечение новых выпусков. Взаимодействие агентства с Министерством финансов должно осуществляться через утверждение расписания первичного профицита или дефицита по месяцам. Методика составления таких расписаний уже проработана и использовалась в марте-апреле 2001 г. Министерством финансов.

      После утверждения показателей дефицита становится известно точное расписание погашения долгов и уплаты процентов. Имея такой план, можно приступать к организации выпуска новых долговых инструментов, согласующегося с критерием минимизации стоимости обслуживания. Расписание выпусков составляется таким образом, чтобы обеспечить погашение дорогих с точки зрения обслуживания обязательств и выпуск дешевых при заданной общей сумме погашения и дефицита.

      Агентство должно иметь счета в Центральном  банке, используемые для выполнения текущих функций и накопления резервов. Имея достаточное количество финансовых резервов, оно могло бы стать одним из крупнейших игроков на рынках государственных бумаг. Это позволило бы ему активно проводить именно ту политику, которая в наибольшей мере отвечает задачам управления государственными обязательствами.

      Основными функциями, которые должно выполнять  агентство, на наш взгляд, являются следующие:

      (1) Управление дюрацией государственных  обязательств.

      Чтобы обеспечить хеджирование от процентных рисков, необходимо согласованное управление единой временной структурой внешнего и внутреннего государственного долга. Одним из основных методов оперативного управления единой временной структурой долга должна стать его реструктуризация, позволяющая оптимально управлять дюрацией. Для минимизации трансакционных затрат могут, в частности, использоваться современные финансовые инструменты и операции.

      (2) Управление валютной структурой  долга. 

      Разделение  государственного долга на внешний  и внутренний носит в значительной мере искусственный характер. С дальнейшей либерализацией передвижения капитала такое разграничение теряет смысл. Так же необоснован упрощенный подход к валютной структуре, с акцентом лишь на двух валютах: рубле и долларе, в то время как другие валюты, включая немецкую марку, японскую иену и итальянскую лиру, на данном этапе используются в крайне ограниченных объемах. Необходим переход к управлению многокомпонентной валютной структурой государственного долга, учитывающему как прямые, так и перекрестные валютные риски.

      В настоящее время основной задачей  является изменение валютной структуры  государственного долга с целью  минимизации стоимости обслуживания и хеджирования валютных рисков. При этом упор должен быть сделан на более адекватном отражении в управлении обязательствами структуры валютных поступлений в государственный бюджет.

      (3) Управление процентными выплатами.

      С целью минимизации стоимости обслуживания долга важно обеспечить гибкое управление структурой процентных выплат. Необходимо осуществлять замещение текущих выплат по фиксированной и плавающей ставке с учетом наиболее привлекательной валюты. Основным инструментом реализации таких сделок должны стать процентные свопы.

      (4) Управление кассовыми потоками.

      Система управления государственным долгом должна обеспечивать все текущие  выплаты по погашению и обслуживанию долга. Необходимо постоянное согласование графика выплат с поступлениями от Министерства финансов, предназначенными для погашения обязательств. Управление кассовыми потоками должно минимизировать риски, возникающие в связи с нехваткой ликвидности. Оперативное управление потоками выплат и поступлений должно минимизировать риск неуплаты и рефинансовый риск.

      (5) Управление ликвидностью рынка  долговых инструментов.

      В функции управления государственным  долгом должно также входить поддержание  рынка внутренних и внешних государственных  обязательств. Это могло бы стать  прямой задачей органа, ответственного за управление государственным долгом. В отличие от Центрального Банка, занимавшегося только рынком ГКО, такая функция позволила бы охватить все рынки государственных обязательств (включая рынок внешнего долга), более эффективно используя имеющиеся в наличии ликвидные средства.

      Помимо  традиционных операций в управлении государственным долгом следует  уделять больше внимания современной  технике финансового инжиниринга. Необходимо включить в практику производные  инструменты, процентные и валютные свопы, фьючерсные и опционные контракты, конвертируемые облигации, облигации с правом досрочного погашения, инструменты типа стрипов и т.п. Использование производных инструментов позволит эффективно уменьшить не только текущую, но и перспективную стоимость долга, обеспечивая контроль над уровнем риска. Кстати говоря, обмен ГКО на еврооблигации, состоявшийся в июле 2002 г., по сути был первой попыткой использования одного из ключевых инструментов финансового инжиниринга - конвертации одних обязательств в другие. Напомним, что в результате этой достаточно масштабной по российским меркам операции облигации на общую сумму 27,5 млрд руб. (4,4 млрд долл. по существовавшему курсу) были обменены на два выпуска еврооблигаций длиной 7 и 20 лет на общую сумму 6,4 млрд долл., включая размещенные за денежные средства в объеме 500 млн долл. 4

      Производные инструменты применяются в управлении рисками практически всеми финансовыми институтами. В условиях глобализации финансовых потоков перед системой управления государственными обязательствами стоят задачи не менее сложные с точки зрения управления рисками и финансового инжиниринга. Для эффективного выполнения функций экономии стоимости обслуживания долга и минимизации риска система управления государственными обязательствами должна в полной мере опираться на современные научные достижения и имеющийся в мировой практике инструментарий финансового инжиниринга. 
 
 
 
 
 

 

Заключение 

    Подведя итог данной работе можно сказать, что   государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ. Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений финансов и кредита, и несет черты, как тех, так и других.

      Спрос на кредит у заемщиков как субъектов  в связи с потреблениями в  данный отрезок времени:

  • В положении основного и оборотного капитала;
  • В приобретении товаров длительного пользования;
  • В покрытии потребностей в расчете с бюджетными органами (и у государства и в связи с покрытием дефицита госбюджета)
  • В обеспечении платежеспособности и наличности денежных средств для расчетов у банков и предприятий.

      Избыток ресурсов у экономических субъектов  обуславливает предложение кредита.

        Основная форма государственного  заимствования финансовых ресурсов  выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство  привлекает временно свободные  денежные средства населения,  банков, страховых и промышленных  компаний.

      Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

        Государство регулирует денежное  обращение, размещая займы среди  различных групп инвесторов. Несмотря  на общие функции выполняемых  банками и кредитно - финансовыми  организациями, ядром кредитной системы государства остается банковская система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.  Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко «Теория финансов»  1997 г с 45 

2.  Илларионов А. «Бремя государства» Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 17

3. Вавилов Ю.А. «Государственный кредит: прошлое и настоящее». М.: Финансы и статистика, 1992, с. 8 

4. Илларионов А. «Бремя государства» Вопросы экономики. 2003. № 3.С. 12-15

5. Н.И. Химичева. «Финансовое право» 2000, с. 447 

6. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство '' Дело и Сервис'', 2002. - 416 с.

7. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников  П.И., Леусский А.И. «Макроэкономика»: Учебник. Изд. 3-е. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 656 с.

8. Соколин  Б. «Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий». СПб.: ''Лики России'', 2001. - 351 с.

9. Градов  А.П. Национальная экономика. Курс  лекций. - СПб.: ''Специальная литература'',2001. - 316 с.

10. Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000.с 34

 

Информация о работе Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ