Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита
определить функций государственного кредита
определить формы государственного кредита
выяснить отличия государственного от банковского кредита
выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России
привести различные подходы к проблеме государственного долга
Введение……………………………………………………………3
Глава I Теоретические аспекты государственного кредита……………………………………………………………...5
1.1 Государственный кредит, как экономическая категория……………………………………………………………5
1.2 Функции государственного кредита………………………………………………………….…..9
1.3 Формы государственного кредита…………………………………………………………….13
1.4 Отличия государственного кредита от банковского………………………………………………….……19
Глава II Государственный внешний и внутренний долг РФ: перспективы на 2009 год…………………………………………22
2.1 Внешний долг РФ – тенденции и перспективы…………….22
2.2 Внутренний долг РФ в 2009 году……………………………23
Глава III Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………..30
Список использованной литературы……
Основную
роль в регулировании рынка
Финансовый кризис продемонстрировал, что угроза неисполнения обязательств государства явилась основной причиной панических настроений на рынке государственных и корпоративных бумаг. Сокращение официальных резервов явилось лишь следствием кризиса доверия к обязательствам государства. В недавней истории возникали ситуации, когда золотовалютные резервы ЦБР были по меньшей мере столь же низкими, как и в конце июля 2002 г. (например, в феврале 2001 г. объем золотовалютных резервов опустился ниже 14 млрд долл.), - и при этом угроза валютного кризиса не была настолько серьезной.
В этой связи крайне важно выделение особой функции по управлению государственным долгом, которая должна быть возложена на орган (назовем его агентством), призванный координировать деятельность других органов исполнительной власти - Министерства финансов и Центрального банка. При этом такое агентство должно быть полностью независимым от этих органов. К его компетенции необходимо отнести установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов внутреннего долга, в частности определение первичных дилеров. Кроме того, агентство должно обеспечить выполнение необходимых регуляторных и координирующих функций по отношению к региональным и муниципальным властям, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках.
Независимость органа управления госдолгом необходима в первую очередь для того, чтобы решения в отношении текущего управления обязательствами страны принимались оперативно, без какого-либо политического давления. Такое агентство должно также иметь свободу в выборе инструментов, используемых при управлении долгом. Кроме того, его независимый статус будет затруднять принятие нереалистичных бюджетов (по крайней мере, в той же степени, в какой независимый статус Центрального банка затрудняет эмиссионное финансирование расходов бюджета) - практике, которая явилась одной из основных причин недавнего кризиса.3
Создание агентства по управлению государственным долгом крайне важно для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Дополнительная эмиссия государственных обязательств может происходить в виде особой процедуры с утверждением квартальных цифр и передачей в доверительное управление агентства реальных и финансовых активов государства под обеспечение новых выпусков. Взаимодействие агентства с Министерством финансов должно осуществляться через утверждение расписания первичного профицита или дефицита по месяцам. Методика составления таких расписаний уже проработана и использовалась в марте-апреле 2001 г. Министерством финансов.
После
утверждения показателей
Агентство должно иметь счета в Центральном банке, используемые для выполнения текущих функций и накопления резервов. Имея достаточное количество финансовых резервов, оно могло бы стать одним из крупнейших игроков на рынках государственных бумаг. Это позволило бы ему активно проводить именно ту политику, которая в наибольшей мере отвечает задачам управления государственными обязательствами.
Основными функциями, которые должно выполнять агентство, на наш взгляд, являются следующие:
(1)
Управление дюрацией
Чтобы обеспечить хеджирование от процентных рисков, необходимо согласованное управление единой временной структурой внешнего и внутреннего государственного долга. Одним из основных методов оперативного управления единой временной структурой долга должна стать его реструктуризация, позволяющая оптимально управлять дюрацией. Для минимизации трансакционных затрат могут, в частности, использоваться современные финансовые инструменты и операции.
(2)
Управление валютной
Разделение государственного долга на внешний и внутренний носит в значительной мере искусственный характер. С дальнейшей либерализацией передвижения капитала такое разграничение теряет смысл. Так же необоснован упрощенный подход к валютной структуре, с акцентом лишь на двух валютах: рубле и долларе, в то время как другие валюты, включая немецкую марку, японскую иену и итальянскую лиру, на данном этапе используются в крайне ограниченных объемах. Необходим переход к управлению многокомпонентной валютной структурой государственного долга, учитывающему как прямые, так и перекрестные валютные риски.
В настоящее время основной задачей является изменение валютной структуры государственного долга с целью минимизации стоимости обслуживания и хеджирования валютных рисков. При этом упор должен быть сделан на более адекватном отражении в управлении обязательствами структуры валютных поступлений в государственный бюджет.
(3)
Управление процентными
С целью минимизации стоимости обслуживания долга важно обеспечить гибкое управление структурой процентных выплат. Необходимо осуществлять замещение текущих выплат по фиксированной и плавающей ставке с учетом наиболее привлекательной валюты. Основным инструментом реализации таких сделок должны стать процентные свопы.
(4) Управление кассовыми потоками.
Система управления государственным долгом должна обеспечивать все текущие выплаты по погашению и обслуживанию долга. Необходимо постоянное согласование графика выплат с поступлениями от Министерства финансов, предназначенными для погашения обязательств. Управление кассовыми потоками должно минимизировать риски, возникающие в связи с нехваткой ликвидности. Оперативное управление потоками выплат и поступлений должно минимизировать риск неуплаты и рефинансовый риск.
(5) Управление ликвидностью рынка долговых инструментов.
В функции управления государственным долгом должно также входить поддержание рынка внутренних и внешних государственных обязательств. Это могло бы стать прямой задачей органа, ответственного за управление государственным долгом. В отличие от Центрального Банка, занимавшегося только рынком ГКО, такая функция позволила бы охватить все рынки государственных обязательств (включая рынок внешнего долга), более эффективно используя имеющиеся в наличии ликвидные средства.
Помимо
традиционных операций в управлении
государственным долгом следует
уделять больше внимания современной
технике финансового
Производные
инструменты применяются в управлении
рисками практически всеми финансовыми
институтами. В условиях глобализации
финансовых потоков перед системой управления
государственными обязательствами стоят
задачи не менее сложные с точки зрения
управления рисками и финансового инжиниринга.
Для эффективного выполнения функций
экономии стоимости обслуживания долга
и минимизации риска система управления
государственными обязательствами должна
в полной мере опираться на современные
научные достижения и имеющийся в мировой
практике инструментарий финансового
инжиниринга.
Заключение
Подведя итог данной работе можно сказать, что государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ. Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений финансов и кредита, и несет черты, как тех, так и других.
Спрос на кредит у заемщиков как субъектов в связи с потреблениями в данный отрезок времени:
Избыток ресурсов у экономических субъектов обуславливает предложение кредита.
Основная форма
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует
Список
использованной литературы
1. Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко
«Теория финансов» 1997 г с 45
2. Илларионов А. «Бремя государства» Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 17
3. Вавилов
Ю.А. «Государственный кредит: прошлое
и настоящее». М.: Финансы и статистика,
1992, с. 8
4. Илларионов А. «Бремя государства» Вопросы экономики. 2003. № 3.С. 12-15
5. Н.И. Химичева.
«Финансовое право» 2000, с. 447
6. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство '' Дело и Сервис'', 2002. - 416 с.
7.
Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников
П.И., Леусский А.И. «Макроэкономика»
8. Соколин
Б. «Кризисная экономика
9. Градов
А.П. Национальная экономика.
10. Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000.с 34
Информация о работе Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ