Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита
определить функций государственного кредита
определить формы государственного кредита
выяснить отличия государственного от банковского кредита
выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России
привести различные подходы к проблеме государственного долга

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава I Теоретические аспекты государственного кредита……………………………………………………………...5
1.1 Государственный кредит, как экономическая категория……………………………………………………………5
1.2 Функции государственного кредита………………………………………………………….…..9
1.3 Формы государственного кредита…………………………………………………………….13
1.4 Отличия государственного кредита от банковского………………………………………………….……19
Глава II Государственный внешний и внутренний долг РФ: перспективы на 2009 год…………………………………………22
2.1 Внешний долг РФ – тенденции и перспективы…………….22
2.2 Внутренний долг РФ в 2009 году……………………………23
Глава III Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………..30
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ФК.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

       а) краткосрочные займы - срок  погашения до 1 года;

       б) среднесрочные займы - срок  погашения до 5 лет;

       в) долгосрочные займы - срок  погашения более 5 лет.

    По  методу размещения займы подразделяют на:

       а) добровольные займы;

       б) займы размещенные по подписке;

       в) принудительные займы.

    Каждому методу размещения займов соответствует  свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

    Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные  займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

    В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и  является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

    Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

    Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и  управления за счет бюджетных средств  на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.

    Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной  власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

    Использование казначейских ссуд не означает, что  безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных  хозрасчетных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п.

    По  гарантированным займам правительство  реально несет финансовую ответственность  только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы  условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов. 

1.4 Отличия государственного кредита от банковского. 

Государственный кредит  как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей: 

  • Потребность государства в  кредите. 

    Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать  разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего  на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и  используется  для поддержки бесперебойности процесса  расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также  для социального развития производственных коллективов. Банковский кредит  могут получать  и частные лица на цели, установленные законодательством. 

  • Условия сделки.

     Условием  сделки банковского кредита является  совпадение  экономических интересов   кредитора и заемщика,  при  государственном кредите экономические  участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной  передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных  экономических интересов кредиторов и заемщиков.  

  • Целевое назначение.

    Банковский  кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения  своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые   помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов. 

  • Срок  возврата ссуды.

    При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его  нарушение влечет экономические  санкции, повышенные проценты за кредит.  В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся  добровольно.  
     

  • Способность увеличивать или  сокращать денежную массу.

 С  помощью банковского кредита   создаются деньги  и при не  продуманной кредитной политике  банковский кредит может служить  фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством  сокращения денег в обращении. 

      Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает  позитивное воздействие  на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей  государственных ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава II Государственный внешний и внутренний долг РФ: перспективы на 2009 год

      Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства  помимо положительных моментов имеет  и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.  

2.1 Внешний долг РФ - тенденции и перспективы 

     Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию  частного корпоративного долга в  долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия  от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.  

      В свете сложившегося положения дел  Министерство финансов РФ заявило о  том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит  под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.

2.2 Внутренний долг России в 2009 году

        Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).  

     Рост  государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

            

Глава III Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ 

      В настоящее время Министерство финансов, в чьей компетенции находится управление государственным долгом, вынуждено концентрироваться на решении оперативных задач, главным образом связанных с распределением имеющихся финансовых средств. По этой причине политика заимствований, которая проводится Минфином, в большей мере подчиняется текущим потребностям, не обеспечивая в должной мере решение стратегических задач по управлению обязательствами государства.

Информация о работе Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ