Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов проблемы государственного кредита и государственного долга, а также их практического преломления на опыте современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита
определить функций государственного кредита
определить формы государственного кредита
выяснить отличия государственного от банковского кредита
выделить основные направления политики государственного кредита на современном этапе в России
привести различные подходы к проблеме государственного долга
Введение……………………………………………………………3
Глава I Теоретические аспекты государственного кредита……………………………………………………………...5
1.1 Государственный кредит, как экономическая категория……………………………………………………………5
1.2 Функции государственного кредита………………………………………………………….…..9
1.3 Формы государственного кредита…………………………………………………………….13
1.4 Отличия государственного кредита от банковского………………………………………………….……19
Глава II Государственный внешний и внутренний долг РФ: перспективы на 2009 год…………………………………………22
2.1 Внешний долг РФ – тенденции и перспективы…………….22
2.2 Внутренний долг РФ в 2009 году……………………………23
Глава III Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………..30
Список использованной литературы……
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
3.
Контрольная функция государственного
кредита органически вплетается в контрольную,
функцию финансов. Однако она имеет свои
специфические особенности, порожденные
особенностями этой категории:
1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
2)
охватывает движение стоимости
в двустороннем порядке
3)
осуществляется не только
В
основном контролируется целевое использование
средств, сроки их возврата и своевременность
уплаты процентов.
1.3
Формы государственного
кредита
Под
формой кредита понимается внешнее
проявление содержания тех экономических
отношений, которые выражает кредит. В
истории нашего государства широко
использовались товарная и денежная формы
государственного кредита.
Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.
Внутриэкономический кредит.
В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:
1. государственные займы;
2.
обращение части вкладов
3.
заимствование средств
4. казначейские ссуды;
5. гарантированные займы.
Государственные займы
Государство устанавливает
Свободная
котировка облигаций
Устранению
известного недоверия займодателей
к кредитным операциям
Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.
Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
а) центральным правительством;
б) республиканскими
в) местными органами власти.
Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является как правило, незначительной.
По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:
а) процентные займы;
б) выигрышные займы;
в) процентно-выигрышные займы;
г) беспроигрышные займы;
д) беспроцентные (целевые)
Владельцы
долговых обязательств процентного займа
получают твердый доход ежегодно путем
оплаты купонов или один раз при погашении
займа путем начисления процентов к номиналу
ценных бумаг (без ежегодных выплат).По
выигрышным займам весь доход держатели
облигаций получают в форме выигрышей
в момент погашения облигаций. Доход выплачивается
не по всем облигациям, а только по тем,
которые попали в тиражи выигрышей. Условиями
выпуска процентно-выигрышных займов
предусматривается выплата части дохода
по купонам, а другой части - в форме выигрышей.
Беспроигрышные выпуски займов гарантируют,
что в течение срока действия займа выигрыш
упадет на каждую облигацию. В настоящее
время процентно-выигрышные и беспроигрышные
займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные
(целевые) займы не предусматривают выплату
доходов держателям облигаций, но гарантируют
получение соответствующего товара, спрос
на который пока полностью не удовлетворяется.
Местные органы власти могут проводить
целевые займы на строительство дорог,
осуществление работ по охране окружающей
среды, финансирование других мероприятий,
в которых заинтересовано население административно-
По срокам погашения займы делятся на:
Информация о работе Управление государственным долгом и его основные проблемы в РФ