Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая
независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие управления финансами…………………………………………….5
1.1. Общая характеристика управления финансами …………………………5
1.2. Основные задачи и методы управления финансами …………………….6
1.3. Основные функции финансов……………………………………………..16
2. Правовое обеспечение системы управления финансами...……..................21
2.1. Роль финансового права в управлении финансами……………………...21
2.2. Правовое обеспечение управление финансами…………………....……..24
3. Система органов управлениями финансами в РФ и их функции…………28
3.1. Государственные органы управления финансами………………………28
3.2. Финансовый менеджмент………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……..........................................................42

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

   Ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

   Доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

   Осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;

   Доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования;

   Доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

   Доводит до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетные ассигнования;

   Ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;

   Получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;

   Составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;

   Составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации;

   Обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;

   Осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;

   Осуществляет создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах;

   (абзац  введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

   Устанавливает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах;

   (абзац  введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

   осуществляет  иные бюджетные полномочия, установленные  настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

   2. В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований).

3. Федеральная налоговая  служба является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

   1. Федеральная налоговая служба (ФНС  России) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

   (в  ред. Постановлений Правительства  РФ от 11.02.2005 N 72, от 27.05.2006 N 31, от 24.02.2009 N 154)

   Служба  является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

   2. Федеральная налоговая служба  находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

   3. Федеральная налоговая служба  руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

   4. Федеральная налоговая служба  осуществляет свою деятельность  непосредственно и через свои  территориальные органы во взаимодействии  с другими федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

   Служба  и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов. [1]

4. Федеральная служба  страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государство. Также устанавливает общее требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

      3.2. Финансовый менеджмент 

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота.  
По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

  1. Государственные финансы;
  2. Финансы хозяйствующих субъектов.

      Каждое звено выполняет свои задачи, и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему государства.  
          Задачами общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Общегосударственные финансы охватывают бюджеты (федеральный, других административно-территориальных образований), государственное социальное и имущественное страхование, внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования, занятости населения и др.). Ведущим звеном в финансовой системе являются финансы хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что источники финансовых ресурсов формируются на уровне хозяйствующего субъекта. Хозяйствующие субъекты в процессе своей производственно-торговой деятельности вступают в различные финансовые отношения.  
         Финансовыми отношениями являются денежные отношения хозяйствующего субъекта с:

  1. другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки. Речь идет об отношениях по поставке сырья и сбыту продукции, уплате и взысканию штрафных санкций, выплате арендной платы, оплате и т. п.;
  2. хозяйствующими субъектами при выпуске и распространении ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности и т.п.;
  3. работниками данного хозяйствующего субъекта в процессе использования прибыли, при выпуске акций, распространяемых среди членов трудового коллектива, выплате дивидендов по этим акциям, выплате паевых долей, выплате заработной платы и т, п.;
  4. его структурными подразделениями, работающими на внутрихозяйственном подряде по арендным и другим платежам;
  5. его дочерними предприятиями;
  6. налоговой службой при внесении налогов и других платежей;
  7. банковской системой при получении и погашении кредитов, залоге имущества, факторинге, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах и т. п.;
  8. страховыми компаниями (обществами) по всем видам страхования;
  9. органами государственного управления (фондом госимущества, таможней, МВЭС, МИД и др.) по различного рода платежам (визовый сбор, таможенные пошлины и сборы и т. п.) и при приватизации объектов;
  10. финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, хеджирования, лизинга, селенга и т. п.

     Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов. Финансы выражают форму движения стоимости в производственно-торговом процессе и отражают законченность актов товарно-денежных отношений, общественное признание произведенных потребительных стоимостей, т. е. произведенный товар нашел своего потребителя  

Финансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции:

  1. формирование денежных фондов (доходы);
  2. использование денежных фондов (расходы);
  3. контроль за формированием и использованием денежных фондов.

       Содержание функций финансов как экономической категории остается тем же, что при планово-директивной экономике. Однако их роль и место в хозяйственном процессе существенно изменились. В до рыночной экономике Российской Федерации финансам отводилась роль централизованного сборщика денежных средств для формирования государственного бюджета. Финансовый план предприятия составлялся с одной главной целью - выявить неиспользованные ресурсы и определить сумму платежей в бюджет как сумму превышения доходов предприятия над его расходами. При этом сумма и уровень расходов строго нормировались. Роль прибыли была принижена. Получение прибыли как целевая функция любого предприятия отрицалась. С переходом на рыночную экономику финансы потеряли свое распределительное назначение, а их назначением стало усиление воздействия финансового механизма на расширение инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов, которые являются независимыми в хозяйственном и финансовом отношениях и несут полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Хозяйствующие субъекты, не выполняющие свои обязательства по расчетам, могут быть в судебном порядке объявлены банкротами.  
       Банкротство означает неспособность хозяйствующего субъекта удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательства должника над его имуществом.  
     К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта-должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного хозяйствующего субъекта под контролем кредиторов осуществляется в процессе конкурсного производства.  
     Мировое соглашение - это процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и(или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.  
     Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Для внешнего управления арбитражный суд назначает арбитражного управляющего.  
    Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров. Каждый производитель и потребитель товара имеет свои экономические интересы, которые могут и не совпадать. Если они совпадают, то происходит акт купли-продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления. Хозяйствующий субъект зависит от своего рынка. Рынок для данного хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность потребителей, которые заинтересованы в продукции хозяйствующего субъекта снижением покупательной способности потребителей. Это связано с нарушением основного принципа рыночной экономики - равновесием цен, курсов, процентных ставок на основе сбалансированности спроса и предложения. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос.  
    Если спрос превышает предложение, то цены поднимаются, если предложение превышает спрос, то цены падают.  
    Отступление от данного правила зачастую ведет к большим финансовым убыткам. Деньги в запасах непродаваемых товаров - это потерянные финансовые ресурсы. При соответствии цены спросу происходит реализация продукции, и покупатель дает хозяйствующему субъекту выручку от реализации продукции (товарооборот). Выручка - это единственный источник дохода хозяйствующего субъекта, который позволяет ему выжить в условиях конкуренции, так как создает условия для самофинансирования и повышает его финансовую конкурентоспособность.  
     На рынке выигрывает тот, кто имеет больший капитал. Образование хозяйствующего субъекта больших объемов денежных фондов (капитала) позволяет ему активно влиять на цены, на спрос и на торговый процесс, что делает его в финансовом отношении высоко конкурентным. Рыночная экономика определила для финансов новое место в системе хозяйствования. Подавляющее большинство рыночных регуляторов относится к элементам финансового механизма (налог, цена, курс, процент). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений