Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая
независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие управления финансами…………………………………………….5
1.1. Общая характеристика управления финансами …………………………5
1.2. Основные задачи и методы управления финансами …………………….6
1.3. Основные функции финансов……………………………………………..16
2. Правовое обеспечение системы управления финансами...……..................21
2.1. Роль финансового права в управлении финансами……………………...21
2.2. Правовое обеспечение управление финансами…………………....……..24
3. Система органов управлениями финансами в РФ и их функции…………28
3.1. Государственные органы управления финансами………………………28
3.2. Финансовый менеджмент………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……..........................................................42

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Финансовое  планирование- это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств. Следует отметить что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально- вещественные, трудовые и др.

     Финансовое  планирование является органической частью социально- экономического планирования. Поскольку планируются отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, то можно говорить о системе финансовых планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и др. При этом выделяются следующие разрезы финансовых планов: общегосударственный, отраслевые, территориальные, финансовые планы отдельных предприятий и организаций.

     Система финансовых планов построена иерархически. Центральным звеном системы является бюджетный план. Государственные социальные внебюджетные фонды также разрабатывают финансовые планы по своим доходам и расходам. В плановом порядке мобилизируются и используются страховые фонды для возмещения потерь и устранения рисков различных участников страховых отношений. Иными словами, финансовые планы составляют на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений.

     Для практического построения финансовых планов используются целый набор методов планирования, главными из которых являются экономический анализ, нормативный и балансовый методы.

     Экономический анализ- это один из важнейших инструментов получения информации, необходимой для принятия управленческих решений в области финансов. От качества экономического анализа во многом зависит рациональность финансовых решений, а следовательно, эффективность деятельности участников финансовых отношений. Предметом экономического анализа является финансово- хозяйственная деятельность названных участников, а точнее, ее изучение с целью оценки результатов и выявления резервов совершенствования их деятельности.

     Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное  изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:

     1) использование системы абсолютных  и относительных показателей;

     2) сравнительный анализ;

     3) метод группировки;

     4) индексные расчеты;

     5) экономико- математические методы;

     6) балансовый метод.

     Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной  базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.

      В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать ставки налоговых  и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты. Механизм квотирования или присоединения ставок налогов- еще один пример нормативного распределения федеральных налогов. При квотировании налоги остаются в определенной процентной доле в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны (например, разделение НДС, некоторых акцизов и др.). При использовании способа присоединения ставок территориям разрешено взимать в дополнение к общегосударственным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом (например, распределение налога на прибыль организации).

     Финансовые  затраты на нормативной основе распространяется прежде всего на бюджетные расходы  по образованию, культуре, здравоохранению и социальной политике, а также по жилищно- коммунальному хозяйству. Например, в области образования эти нормы следующие:

· нормативы текущих финансовых затрат на предоставление услуг образования в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;

· нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение различных видов обучения и воспитания в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;

· нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение функционирования образовательных учреждений разных типов в год;

· нормативы удельных капитальных вложений на строительство, приобретения оборудования и капитальный ремонт образовательных учреждений разных типов и видов в год.

     При выборе управленческих решений отдельными субъектами финансовой деятельности, а также для выбора критерия оценки достигаемой финансовой результативности разрабатываются финансовые нормативы в форме коэффициентов. Финансовые коэффициенты не имеют универсального значения и могут рассматриваться лишь как ориентировочные показатели.

      Применение  финансовых норм и нормативов придает отношениям устойчивый характер, определенность, позволяет государству и отдельным хозяйствующим субъектам реально оценить сои финансовые возможности.

      Балансовый  метод в планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально- вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используются система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс. Важнейшей чертой планомерного развития экономики является сознательно устанавливаемая пропорциональность. Установление необходимых, соответствующих задачам плана материально- вещественных пропорций внутри каждой отрасли, между отдельными отраслями и производствами по стране в целом, по регионам, т.е. всесторонняя увязка планов производства и потребления конкретных видов продукции – средств производства и предметов потребления, осуществляется посредством разработки материальных балансов (и планов распределения, составляемых на основе этих балансов), балансов межотраслевых связей, балансов производственных мощностей, районных балансов производства и потребления отдельных продуктов. 

      Планомерное развитие экономики требует установления и строгого соблюдения стоимостных пропорций воспроизводства: возмещения производственных затрат, обеспечения правильных соотношений в доходах государства и населения, в размерах покупательных фондов населения и товарных фондов в розничном товарообороте и др. Стоимостные балансы, применяемые при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязки доходов и расходов государства (финансовые балансы и государственные бюджеты РФ и ее субъектов), доходов и расходов отраслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения и др.

     Стоимостные балансы- это одна из групп балансов: их особенностью является то, что все величины в них выражены в стоимостной (денежной), а не натуральной форме, как это имеет место в материальных балансах. Стоимостные балансы составляются и отдельными предприятиями, и отраслевыми министерствами, но  в этом случае они имеют более ограниченное значение и носят оперативный характер. Объективная необходимость составления стоимостных балансов обусловлена тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит не только в форме планомерного создания и распределения материальных благ в натуре, но и по стоимости, т.е. опосредствуется деньгами как денежным выражением стоимости производственных товаров. Важнейшие элементы стоимостных балансов, их структура, пропорции, темпы роста и тенденции движения должны находится в единстве и взаимной связи, в определенном и закономерном соответствии с движением основных элементов материальных, натуральных балансов.

       Наиболее важные стоимостные балансы: баланс национального дохода; баланс денежных доходов и расходов населения; кассовый план ЦБ РФ; государственный бюджет РФ и ее субъектов; сводный финансовый план страны; межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта.

      Финансовый  контроль- важнейшее средство обеспечения закономерности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно - материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами. [5 ст.46 ]

     Финансовый  контроль осуществляется в различных  видах и формах, с применением  различных методов его осуществления.

     В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:

     · государственный

          · внутрихозяйственный

     · финансово- кредитных органов (банковский контроль)

     · общественный

     · независимый (аудиторский)

     В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет  следующие формы (способы конкретного  выражения и организации контрольных  действий)

     · предварительный

     · текущий (оперативный);

     · последующий.

     Существует  несколько методов осуществления финансового контроля:

     1) наблюдение;

     2) проверка;

     3) обследование;

     4) анализ;

     5) ревизия. 

     Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого- либо финансового  мероприятия, например проверка правильности и закономерности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово- кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

     Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно  осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами.

     Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово- хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производственных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно- финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего. 

     Наблюдение- это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

     Проверка  затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте  с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и установления их последствий.

     Обследование  производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При  обследовании используются, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

     Анализ, как предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово- экономического анализа.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений