Управление денежно-финансовыми институтами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Текущее состояние накопительной пенсионной системы РК…………………..4
Глава 2. Совершенствование накопительной системы РК……………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Реферат (8 неделя).doc

— 739.50 Кб (Скачать)

Пенсионные выплаты и переводы в страховые организации из фондов по состоянию на 1 января 2012 года составили 233,2 млрд. тенге или увеличились за 2011 год на 46,3 млрд. тенге (24,8%).

Переводы пенсионных накоплений получателей в страховые организации в соответствии с договором пенсионного аннуитета с начала 2011 года осуществлены 11 062 получателями на общую сумму 18,2 млрд. тенге. Общая сумма переводов пенсионных накоплений получателей в страховые организации в соответствии с договором пенсионного аннуитета составила на 1 января 2012 года 32,8 млрд. тенге.

Размещение информации по накопительной пенсионной системе на сайте уполномоченного органа, а также опубликование информации фондами в средствах массовой информации, позволяет вкладчикам (получателям) самостоятельно выбрать фонд и использовать, предоставленное пенсионным законодательством право перевода пенсионных накоплений из одного фонда в другой.

По состоянию на 1 января 2012 года переводы пенсионных накоплений из одного фонда в другой составили 1 405,6 млрд. тенге.

Структура пенсионных активов фондов

По состоянию на 1 января 2012 года совокупный объем пенсионных активов, находящихся в инвестиционном управлении ООИУПА составил 2 652,2 млрд. тенге, увеличившись за 2011 год на 392,1 млрд. тенге или на 17,3%.

Среднемесячное увеличение пенсионных активов за период с 1 января 2011 года по 1 января 2012 года составило 32,3 млрд. тенге.

 

На 1 января 2012 года объем инвестированных пенсионных активов составил 2 546,1 млрд. тенге, увеличившись за 2011 год на 322,4 млрд. тенге или 14,5%.

Доля государственных ценных бумаг эмитентов РК в инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов на 1 января 2012 составила 45,3% от общего объема инвестированных пенсионных активов, что соответствует 1 154,0 млрд. тенге.

Увеличение за 2011 год объема государственных ценных бумаг эмитентов РК в совокупном инвестиционном портфеле НПФ составляет 153,4 млрд.тенге.

Доля негосударственных ценных бумаг эмитентов РК по состоянию на 1 января 2012 года составила 28,4% от общего объема инвестированных пенсионных активов что соответствует 724,2 млрд. тенге. Снижение за 2011 год объема негосударственных ценных бумаг эмитентов РК в совокупном инвестиционном портфеле НПФ составляет 32,4 млрд.тенге.

 

На 1 января 2012 года доля ценных бумаг, эмитенты которых допустили дефолт по выпускам ценных бумаг, составила 0,6% от общего объема пенсионных активов, что в абсолютном выражении составило 17,1 млрд.тенге.

Сведения о коэффициенте номинального дохода фондов

По состоянию на 1 января 2012 года средневзвешенные коэффициенты номинального дохода по пенсионным активам накопительных пенсионных фондов составили:

- за 5 летний период (декабрь 2006 года – декабрь 2011 года) – 30,04% (накопленный уровень инфляции за аналогичный период – 59,95%). Скорректированный средневзвешенный коэффициент номинального дохода – 29,51%;

- за 3-х летний период (декабрь 2008 года – декабрь 2011 года) – 23,48% (накопленный уровень инфляции за аналогичный период – 22,96%);

- за 12 месяцев (декабрь 2010 года – декабрь 2011 года) – 2,59% (уровень инфляции за аналогичный период – 7,4%).

Изменение коэффициента номинального дохода накопительных пенсионных фондов на 1 января 2012 года текущего года по сравнению с показателем на 1 января 2011 характеризовалось следующим образом:

- коэффициент номинального дохода за 60 месяцев снизился на 13,51 процентных пунктов;

- коэффициент номинального дохода за 36 месяцев увеличился на 7,43 процентных пунктов;

- коэффициент номинального дохода за 12 месяцев уменьшился на 1,8 процентных пунктов.

В период с января 2010 года по декабрь 2011 года наблюдается тенденция снижения коэффициента номинального дохода за 60 месяцев от значения 47,52 до значения 30,04.

Финансовое состояние фондов

Совокупный капитал фондов по состоянию на 1 января 2012 года составил 85,5 млрд. тенге, в том числе уставный капитал 49,7 млрд. тенге или 58,1% от общего объема совокупного капитала. Общая сумма активов по состоянию на 1 января 2012 года по фондам составила 93,6 млрд. тенге.

За январь-декабрь 2011 года 2 фонда («Республика» и «Отан») допустили убыток на общую сумму 1,1 млрд. тенге, при этом 9 фондов получили прибыль на общую сумму 8,2 млрд. тенге. На 1 января 2012 года общая сумма прибыли фондов составила 7,1 млрд. тенге.

Финансовые инвестиции за счет собственных активов фондов по состоянию на 1 января 2012 года составили 74,8 млрд. тенге или 79,9% от совокупных активов фондов.

Собственные активы фонды инвестировали в государственные ценные бумаги Республики Казахстан – 50,0%, негосударственные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан – 20,4%, размещали во вклады банков второго уровня – 24,0%, негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов – 0,8% от общего объема инвестиций.

 

Доходность пенсионных накоплений

Одна из острых проблем сегодняшней накопительной пенсионной системы – это доходность

фондов, которая сильно отстает от темпов инфляции. В целом тенденция в пенсионной системе страны характеризуется небольшим снижением рисковых активов в текущей стоимости пенсионных активов, однако отсутствие роста к ВВП «чистого» инвестиционного дохода и совокупного капитала фондов на фоне роста пенсионных накоплений и взносов свидетельствует о снижении эффективности пенсионной системы и ее качественных характеристик. Сегодня уровень инфляции превышает среднюю доходность всех фондов более чем на 18%. Во многом данная ситуация с доходностью складывается из-за ограниченности инструментов и государственным регулированием. На сегодняшний день для управляющих пенсионными фондами нет реальных стимулов для инвестирования в инструменты, приносящие доход, так как это потребует дополнительных расходов, которые не покрываются комиссионными сборами.

В результате управляющие инвестируют в фиксированные инструменты, имеющие низкие ставки вознаграждения. Для повышения уровня доходности накопительных пенсионных фондов многими экспертами пенсионной системы предлагается пересмотреть инвестиционные стратегии для вкладчиков – с 1 января 2012 планируется перевод людей пенсионного возраста на консервативный портфель, где деньги будут вложены в безрисковые ценные бумаги, преимущественно государственные. Вкладчики, не достигшие пенсионного возраста, будут объектом умеренного портфеля. На агрессивный портфель планируется переходить с 2015 года.

Кроме того, предлагается расширить внутренний рынок инвестиций и спектр финансовых инструментов, увеличить прозрачность инвестиционных вложений, активно использовать на рынке практику аннуитетного страхования, а также рассмотреть возможности привлечения пенсионных активов к реализации прорывных проектов путем выпуска облигаций.

Недостаточность пенсионных накоплений

Еще одной из основных проблем пенсионной системы страны на наш взгляд являются недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости; недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов, низкий уровень финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения; недостаточная степень развития системы добровольных пенсионных накоплений.

 

Глава 2. Совершенствование накопительной пенсионной системы РК

 

Регулирование накопительной пенсионной системы будет направлено на принятие дальнейших мер по укреплению финансового состояния НПФ и обеспечению сохранности пенсионных накоплений вкладчиков (получателей).

Ввиду увеличения ответственности НПФ по договорам о пенсионном обеспечении, заключенным с вкладчиками (получателями), планируется осуществить мероприятия, направленные на повышение ответственности лиц, обладающих возможностью определять решения относительно деятельности НПФ и ООИУПА (крупных участников и лиц, обладающих признаками крупного участника).

В целях повышения финансовой устойчивости НПФ рассматривается возможность установления обязанности принимать меры по улучшению финансового положения НПФ, в том числе увеличению его собственного капитала в размере, достаточном для обеспечения финансовой устойчивости НПФ, в отношении любого крупного участника НПФ, а не только лиц, владеющий прямо или косвенно более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций НПФ.

Дополнительно, в целях контроля за действиями органов НПФ в случае возникновения ситуаций, связанных с ухудшением его финансового состояния, либо проблем с администрированием данного фонда, Агентством планируется создание возможности для введения института представителей в НПФ (по аналогии с банковским законодательством).

Ввиду того, что в кризисных условиях были созданы стимулы для пересмотра НПФ инвестиционной политики и перехода к более консервативным стратегиям, в том числе посредством установления требования по минимальному размеру инвестиций в ГЦБ, в посткризисный период Агентством будет продолжена работа по созданию условий для выпуска новых привлекательных финансовых инструментов, возможных для приобретения за счет пенсионных активов.

Кроме того, в рамках досрочного введения консервативного инвестиционного портфеля с 2011 года и введения трех инвестиционных портфелей с 2012 года в целях создания возможности для более активного участия вкладчиков в управлении своими пенсионными накоплениями в текущем году Агентством будут проводиться мероприятия, направленные на эффективное внедрение данной системы.

Кроме того, деятельность Агентства в сфере накопительной пенсионной системы будет сконцентрирована на следующих основных направлениях:

- дальнейшее совершенствование пруденциального регулирования НПФ и ООИУПА;

- совершенствование методики определения справедливой (рыночной) стоимости финансовых инструментов и механизмов ее практического применения, входящих в состав пенсионных активов;

- совершенствование методики расчета и учета резервов (провизий) по возмещению коэффициента номинальной доходности К2;

- повышение финансовой грамотности населения в целях обеспечения понимания вкладчиками и получателями НПФ тенденций, происходящих в пенсионном секторе и на рынке ценных бумаг, уровня рисков, связанных с инвестированием пенсионных накоплений, и повышения доверия к накопительной пенсионной системе;

- продолжение работы по приведению национального законодательства в соответствие с международными признанными принципами регулирования деятельности НПФ и управляющих пенсионными активами, разработанными IOPS и ОЭСР;

- дальнейшее осуществление оперативного реагирования в ходе осуществления надзора за деятельностью НПФ, с учетом степени рисков, связанных как с деятельностью отдельного фонда, так и с функционированием всей системы, в том числе посредством проведения на регулярной основе стресс-тестов, разработки карты рисков и совершенствования системы мер раннего реагирования.

В рамках проведения мероприятий по вопросам регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов (далее – НПФ) в Республике Казахстан, 23 февраля 2011 года прошел круглый стол, организованный  АО «Региональный финансовый центр города Алматы» (далее – АО «РФЦА»). В работе круглого стола приняли участие  Агентство РК  по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (далее – АРД РФЦА),  Агентство РК  по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - АФН), Ассоциация финансистов Казахстана (далее - АФК), накопительные пенсионные фонды (далее - НПФ), АО “Рейтинговое агентство РФЦА”.

Цель проведения круглого стола - уточнение норм законодательства, процедур перевода и начисления пенсионных накоплений.

Согласно программе круглого стола был поднят вопрос о капитализации и гарантировании сохранности обязательных пенсионных взносов государством всех НПФ.

В ходе обсуждения были затронуты вопросы степени информированности населения по пенсионной системе РК, некорректного представления информации агентами НПФ по пенсионной системе РК. 

По результатам обсуждения пришли к тому, что:

1.              Согласно Закону РК от 20 июня 1997 года № 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» при смене фонда капитализация обязательных вкладов и инвестиционного дохода вкладчика не производится, т.е. взносы и инвестиционный доход продолжают учитываться самостоятельно и при переводе накоплений инвестиционный доход не трансформируется в категорию тех накоплений, на которые распространяется государственная гарантия.

2.              Согласно Закону РК от 20 июня 1997 года № 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» государственному гарантированию подлежат обязательные пенсионные взносы населения всех НПФ.

3.              НПФ обеспечат  создание/ функционирование механизма информирования своих вкладчиков по реализации пунктов 1 и 2 настоящей резолюции.

4.              НПФ  обеспечат усиление контроля деятельности своих агентов.

Кроме того, НПФ выступят инициатором по созданию рабочей группы с участием представителей АРД РФЦА,  АФН, НПФ, АО «РФЦА»  по  разработке следующих предложений:

а)              определение критериев работы с агентами, включая механизм получения  вознаграждения агентами; 

б)              разработка принципов взаимодействия НПФ по привлечению и удержанию вкладчиков с целью снижения уровня необоснованной миграции;

в)              разработка единой политики и кодекса этики для всех НПФ;

г)              внесение изменений в действующее законодательство Республики Казахстан в части регистрации пенсионных договоров в Государственном центре по выплате пенсий и НПФ;

д)              разработка норм по ответственности работодателя при принуждении перехода вкладчиков в другой НПФ;

е)              разработка единых требований по форме выписки с индивидуального пенсионного счета;

ж)              создание института Омбудсмена для накопительной пенсионной системы;

Представленные предложения заседаний рабочей группы направить на рассмотрение и согласование АФН.

Информация о работе Управление денежно-финансовыми институтами