Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:01, реферат
Основной целью данной работы явилось изучение учета валютных лизинговых операций.
Задачи работы – определить экономическую сущность лизинговых сделок, изучить валютное регулирование лизинговых операций и порядок учета курсовой разницы при оплате лизинговых платежей.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….....3
1. Экономическая сущность международного лизинга ……………....5
2. Международные лизинговые сделки в России ................................10
3. Учет имущества и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте..........................................................................13
4. Учет курсовой разницы при оплате лизинговых платежей.............21
5. Валютное регулирование лизинговых операций..............................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................................... .30
Согласно
Закону о лизинге лизингодатель
вправе без разрешения Банка России
осуществлять следующие валютные операции,
связанные с движением
В то же время Законом о валютном регулировании и валютном контроле установлено, что операции, связанные с движением капитала, организации могут осуществлять только при наличии разрешения Банка России.
Поэтому
ранее предприятия-
Подобная ситуация порождала множество споров, ведь в противоречие вступили два федеральных нормативных акта: Закон о валютном регулировании и Закон о лизинге. На практике территориальные отделения Банка России нередко решали спорные вопросы по своему усмотрению: в одних регионах проводить лизинговые операции можно было без разрешения Банка России, в других это категорически запрещалось - то есть решающее слово оставалось за Банком России.
Чтобы разрешить правовую коллизию, осенью 2001 года Банк России принял три важных документа:
Теперь, разрешения Банка России, как правило, не требуется и при получении кредитов от нерезидентов России (в том числе и на приобретение имущества, передаваемого в лизинг), и при осуществлении лизинговых платежей.
Однако в ряде случаев получать разрешение Банка России все же придется. Как известно, российская организация - лизингодатель может получить кредит для приобретения предмета лизинга, в том числе и в зарубежном банке (в иностранных банках зачастую более выгодные условия кредитования, чем в российских).
Для получения иностранного кредита в валюте на срок более полугода разрешения Банка России не требуется. Организации-резиденту достаточно собрать пакет документов и представить в любой банк, получивший разрешение на проведение валютных операций.
Платежи в рублях между резидентами и нерезидентами являются валютными операциями, а получение рублевого кредита от нерезидента на срок, превышающий 180 дней, считается операцией, связанной с движением капитала (подп."д" п. 10 ст. 1 Закона о валютном регулировании). Это значит, что для ее проведения нужно разрешение Банка России.
Кроме того, лизингодатель обязан получить разрешение Банка России, если операции, связанные с получением от нерезидента кредита для приобретения предмета лизинга, осуществляются путем выпуска, размещения и погашения ценных бумаг (долговых обязательств) в валюте.
При покупке импортного оборудования российским лизингодателем срок поставки оборудования отличается от срока платежа, то платеж производится либо авансом (до полного ввоза импортируемого оборудования на территорию России), либо после ввоза оборудования в Россию (отсрочка платежа). Оба случая подпадают под определение валютной операции, связанной с движением капитала (подпункты"е" и "г" п. 10 ст. 1 Закона о валютном регулировании).
Если лизингодатель является нерезидентом России, то уплачиваемые ему лизинговые платежи по договору лизинга считаются оплатой импорта услуг, так как на время действия договора лизинга право собственности на предмет лизинга остается за лизингодателем. Лизинговые платежи осуществляются в порядке, предусмотренном договором: либо после поставки лизингового оборудования, либо в виде авансовых платежей.
Лизингополучатель должен получать разрешение Банка России на осуществление лизинговых платежей, если указанные платежи вносятся авансом и срок между днем списания денежных средств со счета лизингополучателя и датой передачи оборудования в лизинг будет больше 90 дней (п. 2.2.4 Положения № 157-П).
Получить
указанное разрешение нужно в
самом Банке России, если сумма
платежей превышает 10 млн. долл. Если сумма
меньше, то такое разрешение вам
выдадут в территориальных
Основным документом валютного контроля является паспорт сделки. При импортных операциях паспорт импортной сделки применяется только к расчетам за импортируемые товары. Поскольку лизинг - это услуга, ПСи не оформляется. Действие Инструкции № 91-И, которая является основным документом, регулирующим осуществление валютного контроля, не распространяется на договоры лизинга, по которым лизингодателем является нерезидент.
Исключение составляет случай, когда в конце аренды к лизингополучателю переходит право собственности на лизинговый товар. Тогда паспорт импортной сделки оформляется в порядке, установленном инструкцией № 91-И для договоров, предусматривающих оплату иностранной валютой либо валютой России товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.
Сроки
оформления паспорта импортной сделки
зависят от условий, указанных в
договоре лизинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы в экономике на данном этапе негативно сказываются на продвижении экономических реформ и соответственно на благосостоянии российских граждан.
Отсутствие
инвестиций в эффективно действующие
отрасли порождает новые
Промышленные
предприятия, как правило, не способны
оплачивать сразу приобретение новой
техники, хотя постепенный возврат
- в большинстве случаев - могут
осуществлять за счет доходов от ее
эксплуатации. При этом и производители
промышленной техники не в состоянии
помочь потребителям решить эту проблему,
так как сами нуждаются в значительных
оборотных средствах для
В
результате российские промышленные предприятия
приобретают оборудование, машины,
суда и другую технику зачастую у
иностранных производителей, которые
широко используют отработанный в западных
странах рыночный опыт по передаче
различной техники через
К сожалению, на эту проблему на данном этапе эффективно повлиять не может и государство, хотя поддержать реальные проекты необходимыми гарантиями оно способно, что может быть использовано при заимствовании капитала как у отечественных инвесторов, так и у зарубежных.
Решать эту проблему с помощью строго централизованных бюджетных источников и фондов министерств невозможно. Хотя в условиях перехода к рыночной экономике промышленным предприятиям удается формировать некоторые средства за счет разгосударствления. Кроме того, на инновационную и научно- техническую деятельность в отдельных случаях выделяются централизованные средства как из федеральных, так и из местных бюджетов.
Основную же долю средств необходимо обеспечивать за счет капитала предприятий. Однако его накопление в настоящее время происходит в основном в сфере обращения и в весьма малой степени затрагивает производство, за счет чего в рыночной экономике, как правило, обеспечивается самовозрастание капитала.
В связи с этим необходимо искать новые подходы к инновационно- инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере.
Одним из таких подходов для предприятий может быть особая форма инвестирования – лизинг, которая является на данном этапе развития экономики единственной перспективной формой долгосрочного привлечения инвестиций. Для предприятий сейчас главное - выбрать приоритетные нововведения, которые в короткий срок обеспечили бы ему успех.
Улучшению условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга способствует письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений", которое предусматривает частичное освобождение объектов международного финансового лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Развитию международного лизинга способствовало принятие следующих нормативных документов:
- Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле";
- Инструкция ЦБ РФ от 26 июля 1995 г. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары";
- Положение ЦБ РФ от б октября 1997 г. № 527 "О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней";
- Методические указания по проведению международных лизинговых операций.
В настоящее время отраслевая структура лизинга характеризуется различием распределений средств в объекты производственного и непроизводственного назначения примерно в два раза. Среди объектов производственного назначения наибольшая доля лизинга приходится на промышленное оборудование, а также на средства транспорта и связи. Это подтверждается и анализом тенденций развития лизинга в европейских странах. Наряду с этим предполагается, что в связи с выходом из кризиса, доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс снизится, а в машиностроении и химико-лесном комплексе возрастет.
В
обозримом будущем лизинг внесет
необходимый вклад в Российскую
экономику.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Лизинг для малых предприятий / Под ред. В. С. Штерна, М.: ИНФРА, 2009. – 112 с.
2. Операции международного лизинга / Экономика и управление в зарубежных странах, № 9. – 2008, с. 14 – 22.
3. Сущность международных лизинговых операций / Маркетинг в России и за рубежом, № 1. – 2008, с. 11 – 19.
4. Организация лизинговой деятельности / Бизнес для всех, № 23. – 2005, с. 12 – 19.
5. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности";
6. Закон РФ "О валютном регулировании и контроле" от 9 октября 1992 г. №3615-1;
7. Сапожников В.Н., Акимова Е.М., Осипов А.С. Лизинг: значение, сущность, возможности. Учеб. пос. — М.: МГСУ, 2006. — с. 92.
8. Болтенкова Н.Е. Новые виды лизинга в российской экономике // Россия и совр. мир. - 2009. - N 4. - С.226-231.
9. Белоус А.П. Лизинг: мировой опыт, уроки для России. - М., 2000. - 170с
10. Беюсов Р.А. Спорные вопросы лизинга / Р.А.Беюсов, С.М.Рюмин // Налог. вестник. - 2009. - N 6. - С.119-127.
11. Кузенков А.Л. О границах эффективности применения лизинга // Пробл. прогнозирования. - 2006. - N 6. - С.153