Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 15:29, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является рассмотрение ТЭК Республики Беларусь и определение направлений повышения его эффективности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4 1 ПОНЯТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА БЕЛАРУСИ, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ…....………..6 1.1 Топливно-энергетический баланс........……..…………..……………7 1.2 Топливная промышленность……….….……………….…………….8 1.2.1 Нефтяная промышленность…………..………..…………….…………9 1.2.2 Газовая промышленность……………….………..……….…………11 1.2.3 Торфяная промышленность……..……………..…………….………..12 1.3 Электроэнергетика……………………………………..………….…….14 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЭК В РБ………..…………18 2.1 Оценка эффективности, основные тенденции развития экономики ТЭК РБ………………………………………...………………….…………..18 2.1.1 Электроэнергетика……………………………..……………………...23 2.1.2 Газовая промышленность……………………..………………………28 2.1.3 Торфяная промышленность……………………...……………………32 2.1.4 Нефтяная промышленность……………………..…………………….36 3 ПРОГНОЗ СТРУКТУРЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006–2010 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА………………………………………………….38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………………………………….45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….……………….47
Таблица 3.2 - Прогноз
структуры потребления котельно-печного
топлива до 2020 года по различным сценариям
развития (млн. т у.т.)
Виды
энергоресурсов
Годы
2005
2010
2015
2020
без АЭС
с АЭС
без АЭС
с АЭС
Газ
природный
22,8
22,7
23,01
20,51
24,23
19,23
в том
числе в качестве сырья
1,46
2,2
3,0
3,0
3,0
3,0
Мазут
1,6
1,55
1,6
1,6
1,4
1,4
Уголь
0,15
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
Газ сжиженный
0,33
0,3
0,32
0,32
0,2
0,2
Газ НПЗ
0,45
0,45
0,45
0,45
0,45
0,45
Топливо
печное бытовое
0,11
0,09
0,12
0,12
0,1
0,1
Местные
и прочие
2,56
4,11
5,75
5,75
6,3
6,3
в том
числе:
торф
и лигнин
0,75
1,18
1,3
1,3
1,4
1,4
дрова
1,18
2,24
3,2
3,2
3,5
3,5
прочие
виды, в том числе ГЭС
0,62
0,69
1,25
1,25
1,4
1,4
Ядерное
топливо
2,5
5
Итого
28,0
29,4
31,45
31,45
32,88
32,88
Покупная
электроэнергия
1,54
1,4
1,26
1,26
1,12
1,12
Всего
29,54
30,8
32,71
32,71
34,0
34,0
Перспективное развитие
электроэнергетики Беларуси должно
быть направлено на обеспечение возрастающего
спроса на электрическую и тепловую
энергию. По прогнозам, составленным на
2020 г., потребности страны в электроэнергии
возрастут до 41 млрд кВт ч. В то
же время уже сейчас за счет использования
внутренних возможностей, снижения энергоемкости
производства и внедрения эффективной
системы энергосбережения белорусская
энергосистема в состоянии обеспечить
выработку около 45 млрд кВт ч. Согласно
же существующим стандартам гармонично
развитого, экономически стабильного
общества, страна должна иметь на 1 млн
жителей минимум 1 млн кВт собственной
тепловой энергии, т.е. необходимо иметь
10—11 млн кВт установленной мощности.
Исходя из прогноза экономического развития,
Беларусь достигала такого уровня в 2005—2007
гг. За это время нужно построить и ввести
в эксплуатацию дополнительно к существующей
установленной мощности еще 3 млн кВт.
Учитывая, что более 60 % действующего генерирующего
энергооборудования физически и морально
изношено, необходимо обновить его более
чем на 4,5 млн кВт.
Для устойчивого
и надежного обеспечения страны
электрической и тепловой энергией
осуществляется ввод в действие новых
генерирующих мощностей и техническое
перевооружение действующих. В связи
с этим проводится модернизация Березовской
и Лукомльской ГРЭС, Полоцкой, Бобруйской,
Пинской ТЭЦ, Минской ТЭЦ-3 (на обновленной
ТЭЦ при выработке электроэнергии
КПД возрастет с 33—35 до 53—58 %), намечается
значительно расширить мощности
Минской ТЭЦ-5, построить новую
ТЭЦ в Бресте.
Дальнейшее повышение
эффективности использования органического
топлива связано с внедрением
парогазовых и турбинных технологий,
увеличением выработки электрической
энергии по теплофикационному циклу, преобразованием
котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная
выработка электрической и тепловой энергии
на мини-ТЭЦ позволяет вдвое эффективнее
использовать топливо, чем в котельных.
Особое внимание уделяется реализации
соглашения между Российской Федерацией
и Республикой Беларусь о создании объединенной
электроэнергетической системы, что позволит
укрепить технический и технологический
потенциалы белорусской энергосистемы,
повысить энергобезопасность страны,
а в дальнейшем расширить экспорт электроэнергии
в соседние государства.
Уменьшение зависимости
от импортных энергоносителей требует
развития гидроэнергетики, ветроэнергетических
установок, строительства мини-ТЭЦ
на древесных отходах с использованием
современных технологий и оборудования,
а также солнечных, биоэнергетических
агрегатов и установок по переработке
твердых бытовых отходов. Суммарная
максимально возможная установленная
мощность белорусских рек составляет
550 тыс. кВт, технически и экономически
целесообразно использовать 227 тыс.
кВт. Годовая выработка электроэнергии
на ГЭС к 2015 г. может достичь 1 млрд
кВт-ч, или около 2 % общего производства
электрической энергии. Среди проектируемых
примерно 30 гидроэлектростанций наиболее
крупными будут: Полоцкая ГЭС на р. Западная
Двина (мощность 27 МВт), Гродненская
ГЭС на р. Неман (17 МВт). В перспективе
на р. Западная Двина намечается построить
Бешенковичскую, Верхнедвинскую и Витебскую
гидроэлектростанции [12, С. 89].
Современное состояние
и технический уровень действующих
мощностей становятся критическими.
Исчерпали свой проектный ресурс
работы 53% оборудования электроэнергетики,
52% оборудования топливной промышленности.
В сложившихся условиях от правильно
выбранных направлений развития
отраслей ТЭК, путей и темпов реализации
энергетической политики зависят надежное
и эффективное энергообеспечение
народного хозяйства и создание
предпосылок для роста всей экономики
республики. Основными направлениями
и средствами энергетической политики
должны стать: обновление основных фондов
за счет внедрения передовых высокоэкономичных
и ресурсосберегающих технологий, оборудования;
повышение эффективности топливоиспользования;
ведение оптимальных режимов
работы оборудования; использование
геополитического положения республики
с максимальной выгодой; дальнейшее
совершенствование ценовой, налоговой
политики; создание и совершенствование
законодательно-правовой базы; максимальное
вовлечение местных, нетрадиционных и
вторичных ресурсов; реформирование структуры
управления отраслями ТЭК; обеспечение
энергетической безопасности; развитие
инновационной деятельности; проведение
активной инвестиционной политики. Для
реализации намеченной энергетической
политики необходимо решение следующих
первоочередных задач: дальнейшее снижение
энергоемкости внутреннего валового продукта;
нормализация расчетов потребителей за
энергоресурсы; совершенствование законодательно-правовой
базы для отраслей ТЭК в условиях существования
естественных монополий; создание условий
государственной поддержки предприятий
ТЭК; привлечение иностранных инвестиций;
совершенствование управления отраслями
ТЭК [13].
Приоритетными направлениями
дальнейшего развития ТЭК Беларуси
являются:
формирование
и расширение на территории республики
надежных, экономически эффективных и
достаточных по мощности и охвату транспортных
газовых сетей;
модернизация
инфраструктуры топливной и электроэнергетической
сетей;
наращивание
объемов транзита природного газа и поставок
его потребителям республики, оказание
услуг по хранению газа на территории
Беларуси;
развитие
интеграции белорусской и российской
газовых сетей с перспективой включения
в единое европейское энергетическое
пространство на принципах конкурентности,
взаимодополняемости и взаимной выгоды;
строительство
и реконструкция линий электропередач
для передачи электроэнергии собственного
и российского производств в страны Западной
Европы;
расширение
с учетом мирового опыта использования
нетрадиционных источников энергии, возобновляемых
видов топлива; сокращение на этой основе
зависимости от поставок энергоносителей
из-за пределов страны;
максимальное
использование возможностей нефтепроводного
транспорта для увеличения поставок нефти
на внутренний рынок и обеспечение привлекательности
транзита нефти для зарубежных нефтедобывающих
компаний.
Таким образом, развитие
топливно-энергетического комплекса
на перспективный период направлено
на удовлетворение потребностей национальной
экономики в топливно-энергетических
ресурсах, обеспечение рациональной
структуры топливно-энергетического
баланса страны, в том числе
за счет увеличения объемов использования
местных видов топлива, дальнейшего
стимулирования энергосбережения [12, С.
90].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из наиболее важных
и сложных проблем электроэнергетики
является старение основного оборудования
электростанций. В настоящее время
60 % оборудования практически выработало
свой технический ресурс, работоспособность
его поддерживается за счет ремонтов,
объемы которых ежегодно возрастают,
Согласно оценкам специалистов, в 2000
г. около половины электростанций нашей
страны выработали свой ресурс, к 2010 г.
необходимо будет заменить порядка 80 %
установленных мощностей. Следовательно,
требуется широкомасштабное техническое
перевооружение отрасли с использованием
передовых технологий. Расчеты стоимости
полной реконструкции всей энергосистемы
Беларуси никогда не производились. Ориентировочно
эти расходы могут быть измерены суммой
от 5 до 80 млрд. дол. США. Проведенные исследования
показали, что простая замена оборудования
и продление ресурса энергоблоков не самый
дешевый способ. Специалисты пришли к
выводу, что наиболее выгодной является
модернизация и реконструкция существующих
электростанций и котельных путем внедрения
современных газотурбинных и парогазовых
установок с более высоким КПД.
Эффективность и
надежность теплоснабжения также является
одной из проблем, так как на него
приходится более половины топливопотребления,
значительные материальные и трудовые
ресурсы. Острейшими проблемами отрасли
остаются сегодня неплатежи потребителей
за использованную электрическую и
тепловую энергию, перекрестное субсидирование,
при котором промышленные предприятия
вынуждены оплачивать полученную энергию
по повышенным тарифам, компенсируя
оплату льготных потребителей, в основном
населения. Таким образом, при перекрестном
субсидировании промышленные предприятия
оплачивают потребление электроэнергии
населением и неплатежи за электроэнергию.
Это вызывает увеличение себестоимости
промышленной продукции республики,
что негативно влияет на ее конкурентоспособность
на внешнем рынке, отказ промышленных
потребителей от услуг централизованного
теплоснабжения и строительство
собственных источников промышленными
предприятиями, что в итоге ведет
к перерасходу топлива в целом
по республике.
Таким образом, существующая
топливно-энергетическая база, а также
уровень потребностей народного хозяйства
в энергоресурсах показывают, что Беларусь
за счет собственных ресурсов может удовлетворить
потребности только на 8-10 %. С учетом дефицита
топливно-энергетических ресурсов и значительной
зависимости нашей страны от зарубежных
поставок основными направлениями развития
топливно-энергетического комплекса Беларуси
выступают:
усовершенствование
организации руководства комплексом;
улучшение
структуры топливного, энергетического
и топливно-энергетического балансов;
обоснование
возможностей выработки и потребления
атомной энергии при повышении квалификации
работников АЭС;
уменьшение
потерь энергии при ее передаче и распределении
между потребителями;
проведение
политики ресурсе- и энергосбережения
во всех сферах хозяйственной деятельности;
учет экологических
требований при строительстве и реконструкции
электростанций или их объектов (особенно
это относится к ТЭЦ);
усовершенствование
структуры и территориальной организации
единой энергосистемы Беларуси;
развитие
межсистемных связей Белорусской энергосистемы
с объединенными энергосистемами Центра
и Севера СНГ.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Экономика
региона: Учеб.пособие / Под ред. В.И. Борисевича.
– Мн.: БГЭУ, 2002. – 432с.
Национальная
экономика Беларуси: учебник для студ.
эк. спец. вузов / В. Н. Шимов [и др. ]; под
ред. В. Н. Шимова. - 3-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2009.
- 752 с.
Справочное
издание Экономико-инвестиционный обзор.
Республика Беларусь. – 2009. - 35 стр.
Озерец А.
Экономика Беларуси топливно-энергетического
комплекса Беларуси: надёжность и эффективность.
[Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=121903. – Дата доступа 17.04.2011
г.
Методика
по формированию топливно-энергетического
баланса и расчету энергоемкости валового
внутреннего продукта: Положение: Утв.
Постановлением Национального статистического
комитета Республики Беларусь, 29.11.2010,
№ 244.
Международный
форум по энергоэффективности: Повышение
энергоэффективности и использование
возобновляемых источников энергии в
Беларуси.
Ракутько,
С. А.: Энергоемкость как критерий оптимизации
технологических процессов. Механизация
и электрификация сельского хозяйства.
– 2008, № 12.
Сайт Министерства
иностранных дел [Электронный ресурс]
– Режим доступа: www.mfa.gov.by. - Дата доступа 17.04.2011
г.
Использование
топливно-энергетических и материальных
ресурсов в народном хозяйстве. Республика
Беларусь за 1990-1997 гг. – Мн., 1998.
Структурная
перестройка и конкурентоспособность
экономики Республики Беларусь: проблемы
и пути их решения / Под общ. Ред. Я. М. Александровича.
Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.
[Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://brancheconomy.info/sostoyaniye-i-pyerspyektivi-toplivno-enyergyetichyeskogo-komplyeksa-ryespubliki-byelarus/ - Дата доступа 17.04.2011
г.