Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 15:29, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение ТЭК Республики Беларусь и определение направлений повышения его эффективности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 ПОНЯТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА БЕЛАРУСИ, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ…....………..6
1.1 Топливно-энергетический баланс........……..…………..……………7
1.2 Топливная промышленность……….….……………….…………….8
1.2.1 Нефтяная промышленность…………..………..…………….…………9
1.2.2 Газовая промышленность……………….………..……….…………11
1.2.3 Торфяная промышленность……..……………..…………….………..12
1.3 Электроэнергетика……………………………………..………….…….14
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЭК В РБ………..…………18
2.1 Оценка эффективности, основные тенденции развития экономики
ТЭК РБ………………………………………...………………….…………..18
2.1.1 Электроэнергетика……………………………..……………………...23
2.1.2 Газовая промышленность……………………..………………………28
2.1.3 Торфяная промышленность……………………...……………………32
2.1.4 Нефтяная промышленность……………………..…………………….36
3 ПРОГНОЗ СТРУКТУРЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006–2010 ГОДАХ И
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….……………….47
2.1.2 Газовая отрасль
Газотранспортная система Беларуси включает в себя 7 магистральных газопроводов, 232 газораспределительные и 6 компрессорных станций, 25 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Пропускная способность газотранспортной системы составляет 51 млрд. куб. м в год.
ОАО «Белтрансгаз»
также эксплуатирует
По магистральным трубопроводам, проходящим по территории Беларуси, осуществляются поставки российского природного газа в направлении Польши, Украины, Литвы и Калининградской области Российской Федерации.
Важную роль в обеспечении энергетической безопасности государства играют два действующих подземных хранилища газа (ПХГ) – Осиповичское и Прибугское с общим объемом хранения активного газа около 0,8 млрд. куб. м.
В 2008 году потребителям республики поставлено более 21 млрд. куб. м природного газа, что полностью обеспечило их потребность в этом виде энергоресурсов.
На 1 января 2009 года износ основных производственных фондов газотранспортной системы составил 54,9 % (в 2006 году – 54,8 %).
Министерство энергетики уделяет большое внимание повышению надежности и экономичности работы газотранспортной системы республики. Для поддержания должного уровня надежности газоснабжения и транзита природного газа через территорию нашей страны выполняются необходимые работы на объектах газотранспортной системы, срок эксплуатации которых достигает нормативного значения.
Для создания в республике стратегических запасов природного газа ОАО «Белтрансгаз» проводит расширение существующих и строительство новых подземных хранилищ газа. Так, с 2007 года ведутся работы по расширению Прибугского подземного газохранилища и уже в 2008 году здесь был создан запас активного газа в объеме 450 млн. куб. м. Эти работы продолжаются: в 2009–2011 годах планируется провести очередной этап расширения Прибугского ПХГ, чтобы довести объем активного газа в нем до 600 млн. куб. м.
В 2008 году завершено
строительство первой очереди Мозырского
ПХГ и проведена пробная
Таким образом, к 2010 году в Беларуси суммарные объемы активного газа в газохранилищах планируется увеличить до 1 млрд. куб. м, к 2012 году – до 1,5 млрд. куб. м, а к 2020 году – до 2 млрд. куб. м.
Кроме того, в целях
определения возможности
Внедрение современного энергоэффективного газоперекачивающего и энергетического оборудования является одним из приоритетных направлений в деятельности ОАО «Белтрансгаз». Параметры оборудования, применяемого в проектах нового строительства и реконструкции действующих объектов газотранспортной системы, полностью соответствуют современному мировому уровню развития техники и отличаются высокими показателями экономичности и надежности.
Особо отмечу, что оборудование поставляется в полной заводской готовности в виде автоматизированных комплексов, работа которых основана на применении ряда уникальных технологий.
Так, при развитии
Мозырского и Прибугского подземных
хранилищ газа впервые использованы
поршневые газоперекачивающие агрегаты
(ГПА) мощностью 2,3 МВт каждый, обеспечивающие
полный цикл закачки газа в ПХГ (очистку,
компримирование, охлаждение). На ГПА
установлены газопоршневые
Впервые в газовой отрасли в промышленную эксплуатацию успешно внедрены газоперекачивающие агрегаты с магнитным подвесом сразу на двух компрессорных станциях (КС) магистрального газопровода Ямал – Европа: «Слонимская» и «Оршанская». Этот опыт планируется использовать при реконструкции других компрессорных станций.
Постоянное внимание
уделяется внедрению
При строительстве
Мозырского ПХГ специалистами ОАО
«Белтрансгаз» и РУП «ПО «
Кроме того, специалистами
ОАО «Белтрансгаз» впервые
На основании
На объектах магистральных
газопроводов постоянно осуществляется
техническая диагностика их состояния.
На сегодняшний день продиагностированы
все магистральные и транзитные
газопроводы методом
Разработаны и внедрены
новейшие методы ремонта объектов магистральных
газопроводов, в том числе действующих,
без стравливания газа. Использование
новых методов ремонта (таких
как вварка заплат и патрубков
взамен традиционной установки «катушек»,
продувка участка газопровода негорючими
газами, установка композитных муфт)
значительно сократило
В рамках реализации
республиканской программы
Газораспределительная система обеспечивает доставку и ежегодную реализацию более 20 млрд. куб. м природного газа по распределительным газопроводам общей протяженностью 38 тыс. км через 5,2 тыс. газораспределительных пунктов. На сегодняшний день в стране газифицировано 3,6 млн. квартир, 11,5 тыс. промышленных и коммунально-бытовых организаций. Ежегодно реализуется около 160 тыс. тонн сжиженного газа.В 2009–2015 годах будет продолжена работа по строительству газопроводов и газификации существующего жилого фонда, промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых объектов. За этот период планируется ежегодно обеспечивать природным газом порядка 20 тыс. квартир [5, С. 37-39].
2.1.3 Торфяная промышленность
Развитие торфяной промышленности осуществляется в соответствии с Государственной программой «Торф» на 2008–2010 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2008 года №94.
Программой
В 2008 году торфопредприятиями
ГПО «Белтопгаз» произведено
Новая газонаполнительная станция
«Белоруснефть – Свислочь ГАЗ» в
Свислочском районе Гродненской
области позволит в три раза увеличить
поставки в Европу сжиженного газа,
производимого на Белорусском
Приоритетными направлениями технического перевооружения торфяной промышленности республики являются обновление основных производственных фондов предприятий, осуществляющих добычу и переработку торфа, и создание новых производств, основанных на современных энерго- и ресурсосберегающих технологиях.
В рамках реализации Государственной программой «Торф» ГПО «Белтопгаз» проводит целенаправленную работу по созданию и освоению в нашей стране серийного выпуска современного оборудования для добычи, переработки, доставки торфа и торфяной продукции. Основными требованиями к разрабатываемым машинам и оборудованию являются их высокая производительность, мобильность, быстрое внедрение в производство за счет организации выпуска на предприятиях республики, применение в конструкциях новейших достижений науки и техники, повышенные безопасность, долговечность и технологичность.
С начала реализации
Государственной программы «
Особым требованием,
которое предъявляется к
При подготовке производственных торфяных площадей широко используются гусеничные болотные гидравлические экскаваторы отечественного производства. В прошлом году организации Минэнерго приобрели 13 единиц техники ОАО «Кохановский экскаваторный завод» и ООО «Святовит».
Активное участие
в техническом перевооружении торфяной
отрасли принимает и ОАО «
В свою очередь РУП «Станкостроительный завод им. С.М.Кирова» также освоило производство торфовозных вагонов колеи 750 мм для нужд торфяной отрасли. С 2008 года предприятие поставило потребителям республики 38 таких вагонов.
На РУП «140-й ремонтный завод» налажена модернизация тепловозов колеи 750 мм. Ввиду прекращения производства узкоколейных локомотивов в Российской Федерации это позволяет восстановить рабочий ресурс тепловозов предприятий торфяной промышленности не менее чем на 80 %. Помимо модернизации парка существующих тепловозов, в настоящее время на РУП «140-й ремонтный завод» прорабатываются вопросы организации серийного выпуска новых тепловозов белорусского производства.