Территориальные финансы и проблемы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально – культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, так как через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, строительства и содержания дорог.
Цель работы – рассмотреть такое понятие, как территориальные финансы, обозначит их назначение и роль в развитии регионов. Также моей целью было проанализировать доходы и расходы региональных и местных бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ И ИХ СОСТАВ
6
1.1 Понятие территориальных и региональных финансов и их трактовка в подходах отдельных авторов. 6
Состав финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях.
11
Правовые основы территориальных финансов
14
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
18
ОБОБЩЕНИЕ ПУТЕЙ ПОПОЛНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ТЕРРИТОРИЙ
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc.docx

— 172.42 Кб (Скачать)

     Безвозмездные поступления (21 882 665 тыс. рублей) составили 35,9% от общей суммы доходов консолидированного бюджета области.  
 
 
 
 

      Рисунок 2.1 - Структура налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Архангельской области за 2010 год 

     Расходы консолидированного бюджета Архангельской  области за 2010 год исполнены в  сумме 61 188 788 тыс. рублей. Структуру расходов консолидированного бюджета Архангельской области можно увидеть на рисунке 2.2. 
 
 

     

     Рисунок 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета Архангельской области за 2010 год 

     Больше  всего расходов идет на образование (24%) и социальную политику (20%). Эти  направления – приоритетные. Меньше всего расходуется на национальную оборону и охрану окружающей среды, что, по моему мнению, плачевно. Так  как заботиться и охранять нашу среду  обитания необходимо и должно являться на последней задачей территориальных финансов.

     По  сравнению с 2009 годом расходы  консолидированного бюджета увеличились  на 9,9 %. А по сравнению с 2007 годом  – на 67,1%. Динамика изменения расходов консолидированного бюджета Архангельской  области представлена на рисунке 2.3.

     Дефицит консолидированного бюджета области  составил в 2010 году 219 242 тыс. рублей. В 2007 году в консолидированном бюджете Архангельской области присутствовал профицит и составлял 2 574 512,10 тыс. руб. А с 2008 по 2010 г. в консолидированном бюджете нашей области присутствовал дефицит. Его динамику можно увидеть на рисунке 2.4. Можно сказать, что ситуация нормализовалась и размеры дефицита пришли в норму.

     По  таблице 1 «Исполнение консолидированного бюджета Архангельской области  за 2007 - 2010 г.» можно увидеть, что  практически всегда план исполняется, особенно в доходах. Можно сказать, что план по доходам чаще всего  перевыполнен. А по расходам – наоборот.

     

     Рисунок 2.3 - Динамика изменения расходов консолидированного бюджета Архангельской области с 2007 по 2010 г.

       Рисунок 2.4 – Динамика дефицита, профицита в консолидированном бюджете Архангельской области 

     По  оперативным данным в 1 квартале 2011 года в консолидированный бюджет Архангельской области поступило 9,6 млрд. руб. налоговых и неналоговых  платежей.

     Основная  часть поступлений обеспечена налогом  на доходы физических лиц — 3,8 млрд. руб. и налогом на прибыль организаций  — 3,0 млрд.руб.

     В областной бюджет поступило 7 млрд. рублей, что на 27 процентов превышает  уровень собственных доходов  за аналогичный период прошлого года. Таким образом, можно сказать, что доходы увеличиваются аналогично как и в прошлый отчетный год.

     Перейдем  к анализу местных бюджетов. Рассмотрим на примере бюджета города Архангельска.

     Таблица 2 - Исполнение доходов и расходов областного и местных бюджетов Архангельской области на 1 декабря 2010 года.

Муниципальное образование Доходы (тыс. руб.) Расходы (тыс. руб.)
1 2 3
Вельский  муниципальный район 978843 952115
Верхнетоемский муниципальный район 372154 344781
Вилегодский муниципальный район 270716 260902
Виноградовский муниципальный район 325003 303956
Каргопольский муниципальный район 381451 362402
Коношский муниципальный район 485899 437305
Котласский муниципальный район 426603 392797
Красноборский муниципальный район 295697 277231
Ленский муниципальный район 333632 310081
Лешуконский муниципальный район 256753 246833
Мезенский муниципальный район 381693 372227
Няндомский муниципальный район 543103 520731
Онежский  муниципальный район 521861 496611
Пинежский муниципальный район 795178 742491
Плесецкий муниципальный район 870356 770735
Приморский  муниципальный район 735672 726859
Устьянский муниципальный район 806887 785819
Холмогорский  муниципальный район 724537 665545
Шенкурский  муниципальный район 304716 275775
Продолжение Таблицы 2    
Город Архангельск 6132110 5794087
Северодвинск 3085447 2992548
Котлас 1115117 1092200
Город Новодвинск 570053 529758
Город Коряжма 632252 561807
Мирный 1063550 889541
Новая Земля 62033 44891
Областной бюджет 43481098 41384622
 

     Чтобы было наглядней, посмотрим на рисунок 2.5. На ней гистограмма доходов  областного и местных бюджетов Архангельской области за 2010 год.

     На  рисунке видно, что город Архангельск  лидирует по поступлением доходов в бюджет, что очевидно, так как этот город является центром области. Его доходы в 2010 году в бюджет составили 6132110 тыс. руб.

     По  расходам бюджета Архангельской  области представлена гистограмма  на рисунке 2.6. На ней наш город также лидирует по расходам.

     

     Рисунок 2.5 – Гистограмма доходов областного и местных бюджетов Архангельской области за 2010 год

 

Рисунок 2.6 – Гистограмма расходов областного и местных бюджетов Архангельской области за 2010 год 
 
 

 

 
 
 
 
 
 

  1. ОБОБЩЕНИЕ ПУТЕЙ ПОПОЛНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ТЕРРИТОРИЙ
 

     В большинстве стран порядок разработки, рассмотрения и утверждения проектов региональных (местных) бюджетов детально регламентирован.

     В основу расходной части бюджета  обычно закладываются сметы муниципальных  департаментов, составляемые руководителем  финансовой службы с учетом поправок, вносимых главой исполнительной власти на местах (губернатором, мэром и  т.д.). Проект регионального бюджета  на очередной финансовый год формируется  путем сопоставления смет расходов департаментов и предстоящих  выплат по всем финансовым обязательствам с ожидаемыми доходными поступлениями. После обсуждения, организуемого  муниципальным советом, проект бюджета  вносится на утверждение главы исполнительного  аппарата. Одновременно принимаются  решения о налоговых ставках  по местным налогам и сборам и  проектируемых займах.

     Региональные (местные) органы власти обязаны руководствоваться  законодательно закрепленными принципами составления бюджета. Основные из них  принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты  бюджета. Иначе говоря, в его проекте  должны быть отражены все предполагаемые доходы и расходы.

     Во  многих странах, например в Германии, Великобритании, Испании, центральные  власти принимают участие также  в корректировке бюджетов региональных властей в части, касающейся бюджетных  налоговых поступлений, ориентируясь при этом на уровень среднедушевого дохода в различных административно-территориальных  единицах. Из бюджетов региональных органов  власти, управляющих территорией, на которой средний доход на душу населения относительно высок, часть налоговых поступлений может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего.

     Доходы  региональных (местных) бюджетов формируются  за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений  из вышестоящих доходов. Соотношение  между этими источниками зависит  от функций возложенных на региональные (местные) органы управления, потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям [8].

     Также можно сказать, что доходы регионального бюджета формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных неналоговых доходов [9].

     Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы [7].

     Налоги  – главный источник региональных (местных) бюджетов. Территориальные налоги делятся на региональные и местные.

     Отчисления  от налогов, перераспределяемые по установленным  нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими  налогами.

     Основную  часть доходов регионального  бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и  обязательный характер. В зависимости  от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.

     К региональным налогам относятся  средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и  полностью поступающие в региональные бюджеты [7].

     В соответствии с налоговым законодательством  каждой страны местные налоги закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, региональными органами власти. В разных странах число таких налогов колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах региональных бюджетов – от 30 до 70 [8].

     Первостепенность  государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.

     Назначение  собственных и регулирующих налогов  в разных национальных законодательствах  различно. Однако в целом систему  налоговых доходов в территориальных  бюджетах можно представить следующим  образом на рисунке 3.1.

     Доля  собственных налогов в доходах  территориальных бюджетов невысока. Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы

     Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в  территориальные финансы (Рисунок 3.2).

     

     Рисунок 3.1 - Система налоговых доходов региональных и местных бюджетов 

 

Рисунок 3.2. Доля местных налогов в региональных бюджетах развитых стран 

     Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.

     Другой  источник поступления средств в территориальные бюджеты — неналоговые доходы.

     Неналоговые доходы отражают реальные возможности  местных органов власти управлять  принадлежащей им собственностью [7]. В неналоговые доходы региональных бюджетов поступает часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ [9].

     Таким образом, к традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг, добровольные взносы предприятий и населения

     Межбюджетные  поступления нужны для сбалансирования  бюджетов территорий.

     Межбюджетные  платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня. Обусловленные субсидии предназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом, или субвенцией. Безусловные субсидии представляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями, или блок-грантами (Рисунок 3.3) [7].

Информация о работе Территориальные финансы и проблемы их развития