Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа
Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально – культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, так как через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, строительства и содержания дорог.
Цель работы – рассмотреть такое понятие, как территориальные финансы, обозначит их назначение и роль в развитии регионов. Также моей целью было проанализировать доходы и расходы региональных и местных бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ 5
РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ И ИХ СОСТАВ
6
1.1 Понятие территориальных и региональных финансов и их трактовка в подходах отдельных авторов. 6
Состав финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях.
11
Правовые основы территориальных финансов
14
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
18
ОБОБЩЕНИЕ ПУТЕЙ ПОПОЛНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ТЕРРИТОРИЙ
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34
Безвозмездные
поступления (21 882 665 тыс. рублей) составили
35,9% от общей суммы доходов консолидированного
бюджета области.
Рисунок 2.1 - Структура налоговых и неналоговых
доходов консолидированного бюджета Архангельской
области за 2010 год
Расходы
консолидированного бюджета Архангельской
области за 2010 год исполнены в
сумме 61 188 788 тыс. рублей. Структуру расходов
консолидированного бюджета Архангельской
области можно увидеть на рисунке 2.2.
Рисунок
2.2 – Структура расходов консолидированного
бюджета Архангельской области за 2010 год
Больше всего расходов идет на образование (24%) и социальную политику (20%). Эти направления – приоритетные. Меньше всего расходуется на национальную оборону и охрану окружающей среды, что, по моему мнению, плачевно. Так как заботиться и охранять нашу среду обитания необходимо и должно являться на последней задачей территориальных финансов.
По сравнению с 2009 годом расходы консолидированного бюджета увеличились на 9,9 %. А по сравнению с 2007 годом – на 67,1%. Динамика изменения расходов консолидированного бюджета Архангельской области представлена на рисунке 2.3.
Дефицит консолидированного бюджета области составил в 2010 году 219 242 тыс. рублей. В 2007 году в консолидированном бюджете Архангельской области присутствовал профицит и составлял 2 574 512,10 тыс. руб. А с 2008 по 2010 г. в консолидированном бюджете нашей области присутствовал дефицит. Его динамику можно увидеть на рисунке 2.4. Можно сказать, что ситуация нормализовалась и размеры дефицита пришли в норму.
По таблице 1 «Исполнение консолидированного бюджета Архангельской области за 2007 - 2010 г.» можно увидеть, что практически всегда план исполняется, особенно в доходах. Можно сказать, что план по доходам чаще всего перевыполнен. А по расходам – наоборот.
Рисунок 2.3 - Динамика изменения расходов консолидированного бюджета Архангельской области с 2007 по 2010 г.
Рисунок 2.4 – Динамика дефицита, профицита
в консолидированном бюджете Архангельской
области
По
оперативным данным в 1 квартале 2011
года в консолидированный бюджет
Архангельской области
Основная часть поступлений обеспечена налогом на доходы физических лиц — 3,8 млрд. руб. и налогом на прибыль организаций — 3,0 млрд.руб.
В областной бюджет поступило 7 млрд. рублей, что на 27 процентов превышает уровень собственных доходов за аналогичный период прошлого года. Таким образом, можно сказать, что доходы увеличиваются аналогично как и в прошлый отчетный год.
Перейдем к анализу местных бюджетов. Рассмотрим на примере бюджета города Архангельска.
Таблица 2 - Исполнение доходов и расходов областного и местных бюджетов Архангельской области на 1 декабря 2010 года.
Муниципальное образование | Доходы (тыс. руб.) | Расходы (тыс. руб.) |
1 | 2 | 3 |
Вельский муниципальный район | 978843 | 952115 |
Верхнетоемский муниципальный район | 372154 | 344781 |
Вилегодский муниципальный район | 270716 | 260902 |
Виноградовский муниципальный район | 325003 | 303956 |
Каргопольский муниципальный район | 381451 | 362402 |
Коношский муниципальный район | 485899 | 437305 |
Котласский муниципальный район | 426603 | 392797 |
Красноборский муниципальный район | 295697 | 277231 |
Ленский муниципальный район | 333632 | 310081 |
Лешуконский муниципальный район | 256753 | 246833 |
Мезенский муниципальный район | 381693 | 372227 |
Няндомский муниципальный район | 543103 | 520731 |
Онежский муниципальный район | 521861 | 496611 |
Пинежский муниципальный район | 795178 | 742491 |
Плесецкий муниципальный район | 870356 | 770735 |
Приморский муниципальный район | 735672 | 726859 |
Устьянский муниципальный район | 806887 | 785819 |
Холмогорский муниципальный район | 724537 | 665545 |
Шенкурский муниципальный район | 304716 | 275775 |
Продолжение Таблицы 2 | ||
Город Архангельск | 6132110 | 5794087 |
Северодвинск | 3085447 | 2992548 |
Котлас | 1115117 | 1092200 |
Город Новодвинск | 570053 | 529758 |
Город Коряжма | 632252 | 561807 |
Мирный | 1063550 | 889541 |
Новая Земля | 62033 | 44891 |
Областной бюджет | 43481098 | 41384622 |
Чтобы было наглядней, посмотрим на рисунок 2.5. На ней гистограмма доходов областного и местных бюджетов Архангельской области за 2010 год.
На рисунке видно, что город Архангельск лидирует по поступлением доходов в бюджет, что очевидно, так как этот город является центром области. Его доходы в 2010 году в бюджет составили 6132110 тыс. руб.
По расходам бюджета Архангельской области представлена гистограмма на рисунке 2.6. На ней наш город также лидирует по расходам.
Рисунок 2.5 – Гистограмма доходов областного и местных бюджетов Архангельской области за 2010 год
Рисунок
2.6 – Гистограмма расходов областного
и местных бюджетов Архангельской области
за 2010 год
В
большинстве стран порядок
В
основу расходной части бюджета
обычно закладываются сметы
Региональные
(местные) органы власти обязаны руководствоваться
законодательно закрепленными принципами
составления бюджета. Основные из них
принцип обеспечения общей
Во
многих странах, например в Германии,
Великобритании, Испании, центральные
власти принимают участие также
в корректировке бюджетов региональных
властей в части, касающейся бюджетных
налоговых поступлений, ориентируясь
при этом на уровень среднедушевого
дохода в различных административно-
Доходы
региональных (местных) бюджетов формируются
за счет местных налогов и сборов,
неналоговых доходов, поступлений
из вышестоящих доходов. Соотношение
между этими источниками
Также можно сказать, что доходы регионального бюджета формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных неналоговых доходов [9].
Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы [7].
Налоги – главный источник региональных (местных) бюджетов. Территориальные налоги делятся на региональные и местные.
Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.
Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. В зависимости от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.
К
региональным налогам относятся
средства, собранные в обязательном
и безвозмездном порядке и
полностью поступающие в
В соответствии с налоговым законодательством каждой страны местные налоги закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, региональными органами власти. В разных странах число таких налогов колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах региональных бюджетов – от 30 до 70 [8].
Первостепенность государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.
Назначение
собственных и регулирующих налогов
в разных национальных законодательствах
различно. Однако в целом систему
налоговых доходов в
Доля собственных налогов в доходах территориальных бюджетов невысока. Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы
Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в территориальные финансы (Рисунок 3.2).
Рисунок
3.1 - Система налоговых доходов региональных
и местных бюджетов
Рисунок 3.2. Доля местных налогов в региональных
бюджетах развитых стран
Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.
Другой источник поступления средств в территориальные бюджеты — неналоговые доходы.
Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью [7]. В неналоговые доходы региональных бюджетов поступает часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ [9].
Таким образом, к традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг, добровольные взносы предприятий и населения
Межбюджетные
поступления нужны для
Межбюджетные
платежи имеют чисто
Информация о работе Территориальные финансы и проблемы их развития