Территориальные финансы и проблемы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально – культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, так как через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, строительства и содержания дорог.
Цель работы – рассмотреть такое понятие, как территориальные финансы, обозначит их назначение и роль в развитии регионов. Также моей целью было проанализировать доходы и расходы региональных и местных бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ И ИХ СОСТАВ
6
1.1 Понятие территориальных и региональных финансов и их трактовка в подходах отдельных авторов. 6
Состав финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях.
11
Правовые основы территориальных финансов
14
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
18
ОБОБЩЕНИЕ ПУТЕЙ ПОПОЛНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ТЕРРИТОРИЙ
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc.docx

— 172.42 Кб (Скачать)
    1. Состав  финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях.
 

     Региональные (местные) бюджеты – основная часть  территориальных финансов. В современных  условиях все в большей степени  территориальные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно вырастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий [8].

     Региональный  бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из которого происходит финансирование территориальных  потребностей.

     Основные  финансовые средства территорий могут  быть представлены следующим образом (рис. 2).

     Территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти  бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности  экономической и социальной сфер.

      Рисунок 2 - Основные финансовые средства территорий 

     Внебюджетные  фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.

     Источником  региональных финансов являются также  ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в  данном случае служат: часть прибыли  муниципальных предприятий; выручка  бюджетных учреждений от оказания платных  услуг на территории в области  здравоохранения, образования, сдачи  в аренду муниципальной собственности.

     Заемные средства — еще одна составная  часть финансов территорий. Их структура представлена на рисунке 3 [7].

     

     Рисунок 3 – Структура заемных средств территориальных бюджетов  

     Одним из звеньев территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования:

     - финансовые ресурсы предприятий,  находящихся в муниципальной  собственности (как правило, коммунальные  предприятия);

     - финансовые ресурсы предприятий,  фирм, организаций, используемые  ими на финансирование социально-культурных  и жилищно-коммунальных объектов.

     Субъекты  хозяйствования для социальной поддержки  своих работников строят и приобретают  жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей  стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном  подчинении. Поэтому нередко в  общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие [1]. 

    1. Правовые  основы территориальных финансов
 

     Правовой  основой функционирования территориальных  финансов являются законодательные  акты, изданные в России с 1991 г. по настоящее  время. Бюджетные права субъектов  Российской Федерации Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  наделены бюджетными правами в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным  кодексом РФ.

     1. В Законе РСФСР «О местном  самоуправлении в РСФСР» 6 июня    1991 г. вопросам финансов местного  самоуправления посвящен отдельный  раздел. В нем определен состав  финансовых ресурсов местного  самоуправления.

     Впервые в Законе записано, что для определения  общего объема финансовых ресурсов, созданных  и используемых на соответствующей  территории, территориальными органами власти составляется территориальный  сводный финансовый баланс.

     В Законе зафиксированы важные положения  о том, что тер­риториальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается.

     Впервые в Законе  признано право территориальных  органов на создание и использование  внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение  финансовых ресурсов территориальных  органов власти и предприятий  для финансирования общерегиональных мероприятий.

     Новые права даны территориальным органам  власти в распределении и использовании  своих финансовых ресурсов. Территориальным  органам предоставлены права  самостоятельно определять направления  использования средств местных  бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, право­охранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

     2. В Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», изданном 15 апреля 1993 г., конкретизированы и развиты права территориальных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. Сформулированы новые понятия минимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов и регулирования финансовых отношений. В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который должен быть не менее с 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок предоставления и использования дотаций и субвенций, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов.

     В Законе регламентируется бюджетный  процесс: общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения  бюджетов. Закон определяет права  территориальных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов. Впервые  зафиксировано положение об образовании  при рассмотрении разногласий согласительных комиссий из представителей вышестоящих  и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется также  исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав территориальных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, а также их право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав [3].

     3.Вопросы,  касающиеся территориальных финансов, отражены в Законе «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации» от 27 декабря 1991 г.  В этом Законе все налоги, входящие  в налоговую систему Российской  Федерации, разделены на три  группы: федеральные налоги, налоги  республик в составе Российской  Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных  округов, местные налоги. Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе, и территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, то есть, право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать  ставки налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.д.[4].

     4.В  Законе «О субвенциях республикам  в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным  округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»  от 15 июня 1992 г. определены права  территорий на получение финансовой  помощи в виде целевых субвенций  из вышестоящих бюджетов  и   внебюджетных фондов, общие условия  предоставления и использования  субвенций, ответственность за  соблюдение этих условий [5].

     5. Дальнейшим шагом в развитии финансово-бюджетных прав стал Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. В Законе зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают территориям минимальные местные бюджеты, и минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

     Далее указывается, что доходная часть  минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и  законами субъектов Российской Федерации  доходных источников.

     Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, ежегодно предусматриваются, соответственно, в  федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации. Кроме  того, увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие  в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Решения  этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации  средств.

     6. Важным этапом в формировании  законодательных основ территориальных  финансов стал вышедший 25 сентября 1997 г. Федеральный закон «О  финансовых основах местного  самоуправления», регламентирующий  порядок формирования и использования  финансовых ресурсов местного  самоуправления, финансовых взаимоотношений  органов местного самоуправления  с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и  финансово-кредитными институтами,  разграничения доходов и расходов  между бюджетами.

     В статье Закона «Местные финансы» впервые  определены состав местных финансов, принципы их формирования. Местные  финансы включают средства местных  бюджетов, местные внебюджетные и  валютные фонды, средства, мобилизуемые на финансовом рынке. Формирование и  использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности  этих финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

     Особое  внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных  бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование  имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов [6].

     Важным  положением, установленным Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается  в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных  социальных стандартах и социальных нормах.

     В целом, изданные законы четче регулируют межбюджетные отношения в стране, расширяют финансовую базу местного самоуправления, укрепляют местные  бюджеты. 
 

 

 
 
 
 
 
 

  1. АНАЛИЗ  ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
 

     Проанализируем  доходы и расходы региональных и  местных бюджетов в консолидированном  бюджете Архангельской области. Они представлены в виде Таблицы 1 в Приложении А.

     Доходы  консолидированного бюджета Архангельской  области в 2010 году составили 60 969 546 тыс. рублей. Безвозмездные поступления составили 21 882 665 тыс. руб.

     Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области получены в объеме 39 086 881 тыс. рублей. По сравнению с 2009 годом объем собственных доходов увеличился на 9 481 207 тыс. руб. или на 32%. А по сравнению с 2007 годом объем собственных доходов увеличился на 10 607 177 тыс. руб. или на 37%.

     Структура налоговых и неналоговых доходов  консолидированного бюджета Архангельской  области представлена на рисунке 2.1.

     Больше  всего доходов поступает в  бюджет в виде налога НДС (42%) и на прибыль организации (28%). Дальше по количеству идут налоги на имущества (9%), на совокупный доход (5%) и акцизы (8%).

Информация о работе Территориальные финансы и проблемы их развития