Теория олигополии: сговор олигополистов с целью максимизации прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью данной работы является изучение олигополии, олигополистических моделей и применение моделей для максимизации прибыли, основанных на сговоре олигополистов.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Рассмотрение основных черт олигополии;
Анализ некооперативных и кооперативных моделей олигополии;
Исследование примера сговора олигополистов с целью максимизации прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ФИРМОЙ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………………………..……….5
1.1 Основные характерные черты рынка олигополии…………………….……5
1.2 Модели олигополии при некооперативном поведении………………….…6
1.2.1 Теория игр ………………………………………………………………..…6
1.2.2 Ценовая война ………………………………………………………………7
1.2.3 Модель Курно ………………………………………………………………9
1.2.4 Модель ломаной кривой спроса…………………………………………..12
1.2.5 Модель ценового лидерства………………………………………………14
2 КООПЕРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ, ОСНОВАННЫЕ НА СГОВОРЕ ОЛИГОПОЛИСТОВ……………………………………………………….16
2.1 Картель……………………………………………………………………….16
2.2 Тайный сговор……………………………………………………………….19
3 СГОВОР ФИРМ-ОЛИГОПОЛИСТОВ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ: КАРТЕЛЬ ОПЕК…………………..21
3.1 История создания ОПЕК…………………………………………………….21
3.2 Роль ОПЕК в мировой экономике…..……………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!.docx

— 341.22 Кб (Скачать)



0   qk  qq

Рис. 1.1 Поведение предприятий  при МС=Р.

 


            D 


 

 

 РS(MCΣ)


 Р


 Рс E


 MR


 


                                                                Qm             Qc = ngc


Рис. 1.2 Картель

 

2.2 Тайный сговор

 

Тайный сговор – это  негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения  конкуренции, которые преследуются законом.

Если между участниками  сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну. Объем продаж определяется точкой В, где МR=МС. Проекция этой точки на кривую D, то есть точка А (рис. 1), позволяет определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль (площадь Р0АСN).

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и  монопольная цена привлекают в эту  отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой.

По мере развития производства и насыщения рынка все сильнее  сказываются различия в спросе и  в издержках производства участников сговора. Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, получают максимальную прибыль от сбыта своей  продукции, тем самым вызывают зависть  конкурентов, которым кажется, что  их обошли нечестным путем. К объективной  дифференциации производителей добавляется  субъективный фактор — мошенничество, которое становится заразительным.

В обход соглашения осуществляются тайные продажи на льготных условиях. Все эти явления особенно дают о себе знать в условиях спада  производства, когда каждый хочет  выжить за счет других. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также  антитрестовское законодательство.

Поэтому в современном  мире чаще всего встречаются не оформленные  соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в  ценах).

 

       P



 

      PA


 ATC


      N C D


                                                B  


           MR



0    Q0    Q

 

               Рис. 1. Максимизация прибыли при тайном сговоре

    1. СГОВОР ФИРМ-ОЛИГОПОЛИСТОВ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ: КАРТЕЛЬ ОПЕК

 

3.1 История создания ОПЕК

 

Организация стран-экспортёров  нефти (ОПЕК) - картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен  на нефть. Членами данной организации  являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации —  контроль над мировыми ценами на нефть

ОПЕК была сформирована на международной конференции 10-14 сентября 1960 года в Багдаде (Ирак). Первоначально  в эту организацию вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 2007 года было принято еще восемь новых  членов: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973—1992), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В декабре 1992 года Эквадор вышел из состава  ОПЕК, а в январе 1995 года из нее  был исключен Габон2.

Устав ОПЕК утвержден  на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году  устав  был полностью пересмотрен. Позже  также в него вносились многочисленные изменения и дополнения.

Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного  времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости  координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем  Востоке. Об этом свидетельствовали  ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы3.

Непосредственным  импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен  в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в  США.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась  в Вену (Австрия).

Основными целями создания Организации являются:

1) координация  и унификация нефтяной политики  государств-членов;

2) определение  наиболее эффективных индивидуальных  и коллективных средств защиты  их интересов; 

3) обеспечение  стабильности цен на мировых  рынках нефти; 

4) внимание к  интересам стран-производителей  нефти и необходимости обеспечения: 

  • устойчивых доходов стран-производителей нефти;
  • эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;
  • справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
  • охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • сотрудничество со странами не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Таким образом, основной целью  ОПЕК является единая защита своих экономических интересов. По сути, ОПЕК положила    начало межгосударственному регулированию в энергетической  сфере применительно к мировому нефтяному рынку.

Полноправными членами  могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием  были одобрены конференцией.

Любая другая страна, в  значительных  размерах  экспортирующая  сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с  интересами  стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет  одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Министры энергетики и нефти ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его  развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять  для стабилизации рынка. Решения  об изменениях объёма добычи нефти  в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК4.

Страны члены  ОПЕК контролируют около 2/3 мировых  запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Пик нефти ещё не пройден только странами ОПЕК и Россией (из крупных экспортёров).

Такие крупные  экспортеры нефти, как Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и Советский  Союз, а затем Россия, никогда  не были членами ОПЕК.

Одной из задач  ОПЕК является представление единой позиции стран-производителей нефти  на мировом нефтяном рынке. С 1960 по 1973 годы Организация не могла реально  влиять на расстановку сил на рынке  нефти. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х годов, когда западный мир столкнулся с усилением инфляции и нехваткой сырьевых ресурсов. Заявила  о себе проблема недостатка нефти. Например, США были вынуждены импортировать  около 35% нефтепродуктов. В это время  ОПЕК начала отстаивать свои позиции  в отношении принципов разделения прибыли на рынке нефти5.

В октябре 1973 года Организация ввела эмбарго на поставки нефти в США в ответ на поддержку последних Израиля в войне с Сирией и Египтом. Баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. К концу 70-х годов потребление нефти начало сокращаться по ряду причин: на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК; стал проявляться общий спад экономики западных стран; спад энергопотребления. Цены на нефть начали снижаться.

В течение 70-х  годов цена нефти продолжала расти, также как и цена цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка. Повышение  цен на нефть вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г. Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией.

Доходы от продажи  нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными  темпами, что уже нельзя отрицать о тайном сговоре стран о повышении  цены на нефть в гонке за максимизацией  прибыли. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась  активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий  спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме  того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

После эмбарго 1973 года Киссинджер и Никсон начали поиски партнера на ближнем Востоке. Их выбор  пришелся на Иран, не принимавший участия  в эмбарго против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и  поддерживал позицию США в  отношении СССР. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель6.

В конечном итоге  рыночные силы, активное развитие программ энергосбережения в западных странах  и разногласия между членами  ОПЕК привели к снижению нефтяных цен. С 1981 г. цена на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя еще совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем, ситуация не просто обострилась, она вышла из-под контроля. Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран  ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих  технологий и экономической стагнации  спрос на импортную нефть в  промышленно развитых странах резко  сократился, а цены упали почти  вдвое.

Основной недостаток ОПЕК заключается в том, что она  объединяет страны, интересы которых  зачастую противоположны.

Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова  относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения  и нищета, они реализуют дорогостоящие  программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Эти страны вынуждены добывать и  продавать как можно больше нефти.

Многие  исследователи  подчеркивают  стремление  США  нарушить  единств нефтедобывающих  стран,  исключить  возможность  их  совместных  действий. Американский  капитал  всеми  правдами  и  неправдами  стремился  усилить  свои  позиции  в  некоторых  нефтедобывающих  странах7.

 

3.2 Роль ОПЕК в мировой экономике

 

В современных  условиях объем промышленного производства в структуре мирового ВВП – 60 %, а промышленной продукции в  структуре мировой торговли – 70 %. Из этого видно, что развитие мировой  экономики напрямую зависит от развития промышленности. При этом мировая промышленность зависит от нефти, как одного из самых распространенных источников энергии на промышленных предприятиях. Нефть также имеет большое хозяйственное значение, от нее зависит работа автомобильного, воздушного, морского и значительной части железнодорожного транспорта. Поэтому можно смело говорить о том, что нефтяной фактор является существенным в поддержании стабильности функционирования мировой экономической системы. Однако при всей значимости нефтяного фактора не каждая страна, добывающая данный вид сырья, может реально влиять на мировую экономику. В настоящее время на мировом рынке нефти реальной силой, способной в полном объеме использовать данный фактор, является ОПЕК. Строго регулируя добычу и экспорт нефти, страны ОПЕК обладают действительной возможностью диктовать мировые цены на нефть с учетом в первую очередь своих национальных интересов. Они рассчитывают тактику понижения и увеличения цены и объема выпуска нефти для общей максимизации прибыли. Такая возможность является следствием многих факторов. Во-первых, страны, входящие в ОПЕК, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов. Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн. баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения. В третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты, поэтому ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения, так и увеличения, тем самым увеличивая общий доход картеля. Без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн. барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл. Итак, ОПЕК действительно способна влиять на уровень цен на нефть, ее роль в мировой экономике сводится к поддержанию стабильности цен на нефть, уравновешиванию спроса и предложения посредством увеличения или уменьшения добычи нефти, и конечно же для личной выгоды картеля.

Информация о работе Теория олигополии: сговор олигополистов с целью максимизации прибыли