Теория олигополии: сговор олигополистов с целью максимизации прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью данной работы является изучение олигополии, олигополистических моделей и применение моделей для максимизации прибыли, основанных на сговоре олигополистов.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Рассмотрение основных черт олигополии;
Анализ некооперативных и кооперативных моделей олигополии;
Исследование примера сговора олигополистов с целью максимизации прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ФИРМОЙ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………………………..……….5
1.1 Основные характерные черты рынка олигополии…………………….……5
1.2 Модели олигополии при некооперативном поведении………………….…6
1.2.1 Теория игр ………………………………………………………………..…6
1.2.2 Ценовая война ………………………………………………………………7
1.2.3 Модель Курно ………………………………………………………………9
1.2.4 Модель ломаной кривой спроса…………………………………………..12
1.2.5 Модель ценового лидерства………………………………………………14
2 КООПЕРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ, ОСНОВАННЫЕ НА СГОВОРЕ ОЛИГОПОЛИСТОВ……………………………………………………….16
2.1 Картель……………………………………………………………………….16
2.2 Тайный сговор……………………………………………………………….19
3 СГОВОР ФИРМ-ОЛИГОПОЛИСТОВ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ: КАРТЕЛЬ ОПЕК…………………..21
3.1 История создания ОПЕК…………………………………………………….21
3.2 Роль ОПЕК в мировой экономике…..……………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!.docx

— 341.22 Кб (Скачать)

   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

Факультет «Экономика и право»

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Профиль подготовки «Финансы и кредит»

Кафедра «Экономики и налогообложения»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

ТЕОРИЯ ОЛИГОПОЛИИ: СГОВОР ОЛИГОПОЛИСТОВ С ЦЕЛЬЮ  МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ.

 

 

 

 

 

Автор работы:

студент __ курса

_________________ формы обучения

Ф.И.О.__________________________

подпись_________________________

 

Руководитель  работы:

Должность, звание________________

Ф.И.О.__________________________

Оценка_________________________

                                                                                            Подпись ________________________

                                                                                    «_____» ___________20____ г.

 

 

 

 

 

 

 

    Хабаровск 2012г.

 

          СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАКСИМИЗАЦИИ     ПРИБЫЛИ ФИРМОЙ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………………………..……….5

1.1 Основные характерные  черты рынка олигополии…………………….……5

1.2 Модели олигополии при  некооперативном поведении………………….…6

1.2.1 Теория игр ………………………………………………………………..…6

1.2.2 Ценовая война ………………………………………………………………7

1.2.3 Модель Курно ………………………………………………………………9

1.2.4 Модель ломаной кривой  спроса…………………………………………..12

1.2.5 Модель ценового лидерства………………………………………………14

2  КООПЕРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ, ОСНОВАННЫЕ НА СГОВОРЕ ОЛИГОПОЛИСТОВ……………………………………………………….16

2.1 Картель……………………………………………………………………….16

2.2 Тайный сговор……………………………………………………………….19

3  СГОВОР ФИРМ-ОЛИГОПОЛИСТОВ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ: КАРТЕЛЬ ОПЕК…………………..21

3.1 История создания ОПЕК…………………………………………………….21

3.2 Роль ОПЕК в мировой экономике…..……………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………30

 

 

 

 

                  ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. На олигополистических рынках продаются такие важные для деятельности всей экономической системы государства товары и ресурсы, как сталь, нефть, уголь, автомобили, и т.д. Таким образом, понимание механизма получения максимальной прибыли на олигополистическом рынке важно как для отдельных фирм, так и для прогнозирования процессов в экономической системе в целом. В тоже время фирмы-олигополисты договариваются о способе работы, товарном ассортименте, ценах, в большинстве случаев для совместной максимизации прибили на рынке.

Управление любым предприятием наряду с множеством проблем, таких, как набор квалифицированного персонала, обеспечение бесперебойной работой  имеющегося оборудования, своевременная  поставка необходимого сырья, сбыт продукции, решает еще одну, важнейшую задачу – как добиться прибыльности производства, и более того, как получить максимальную прибыль. Задача о получении максимальной прибыли давно изучается экономистами, и ее решение найдено и связано  с анализом маржинальной выручки  и маржинальных затрат. Фирмы, анализируя эти величины, принимают решение  о количестве выпускаемой продукции  и об устанавливаемой ими цене. Таким образом, стремление фирм к  получению максимальной прибыли  влияет на рыночное предложение, и в конечном счете, на объем выпуска и на цену.

Изменения в технологии производства или в ценах ресурсов приводят к изменениям в маржинальных затратах, а изменения в спросе на продукцию  приводят к изменению в маржинальной выручке. Зная алгоритм принятия фирмами  решений об объеме производстве и  о цене, можно прогнозировать, каким  именно будет изменение рыночного  предложения, и соответственно, изменения  цен и объемов.

Как свидетельствует статистика, большинство производимой продукции  продается на рынках, имеющих структуру  олигополии. Поэтому важно понять механизм получения максимальной прибыли  на олигополистическом рынке, особенности, выделяющие этот рынок из множества других рыночных структур. Понимание этого механизма позволит лучше прогнозировать поведение фирм, изменения их решений в ответ на изменение каких-либо внешних факторов (например, изменение цен ресурсов, появление на рынке новых продавцов, например, иностранных и т.п.).

Олигополистические рынки  могут иметь разную структуру, что  отражается на механизме максимизации прибыли. Выделяют олигополию со сговором и «конкурирующую олигополию», а  при конкурирующей олигополии могут  быть фирмы – ценовые лидеры, либо рынок может быть поделен  в примерно равной пропорции. В каждом случае подходы к максимизации прибыли  различны. Поэтому необходимо тщательное изучение структуры олигополистического  рынка, прежде чем заниматься максимизацией  прибыли.

Цель работы. Целью данной работы является изучение олигополии, олигополистических моделей и применение моделей для максимизации прибыли, основанных на сговоре олигополистов.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

    • Рассмотрение основных черт олигополии;
    • Анализ некооперативных и кооперативных моделей олигополии;
    • Исследование примера сговора олигополистов с целью максимизации прибыли.

Объектом исследования является сговор фирм-олигополистов.

Предметом исследования – максимизация  их прибыли.

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ      ФИРМОЙ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ

 

    1. Основные характерные черты рынка олигополии

 

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Выделяют следующие черты  олигополистических рынков.

  • Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, принципиальным следствием чего являются их особые взаимоотношения, тесная взаимозависимость и острое соперничество во всех сферах деятельности.
  • Производство однородной и дифференцированной продукции

Таблица 1- Однородная и дифференцированная продукция в различных типах олигополии

Тип олигополии

Чистая, или однородная олигополия

Дифференцированная олигополия

Характер производимой продукции

Продукция однородная, товары отрасли являются совершенными заменителями

Продукция дифференцированная, товары имеют торговую марку и  не являются совершенными заменителями

Пример

Рынок цемента, стали, алюминия, меди, свинца, газетной бумаги, вискозы

Рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива


 

  • Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего,  с экономией на масштабе производства, который выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Также среди барьеров можно выделить различные патенты, расходы на рекламу, лицензии, которые не под силу мелким фирмам.
  • Фирмы осознают свою взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Каждый олигополист должен быть готов ко многим  вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. 
    Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

 

1.2 Модели олигополии  при некооперативном поведении

 

Некооперативное поведение - это поведение фирмы, направленное на самостоятельное решение проблемы определения цены и выпуска продукции.

 

1.2.1 Теория игр

 

В настоящее время все  большее значение для анализа  олигополистических ситуаций получает теория игр.

Теория игр – наука, исследующая математическими методами поведение участников, когда решения  одного участника оказывают влияние  на решения другого и наоборот.

Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами (игра в карты или домино). В ходе игры возможны различные совместные действия – коалиции игроков, конфликты  и так далее. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыши или проигрыши участников. Формы этих игр многообразны. Наиболее простая разновидность – игры с двумя участниками (дуополия). Если в игре участвуют не менее трех игроков, возможно образование коалиций, что усложняет анализ.

Модели теории игр позволяют  не только проанализировать поведение  участников рынка в той или  иной ситуации, но и выявить возникающие  в процессе их взаимодействия проблемы – координации, совместности и кооперации.

 

1.2.2 Ценовая война

 

Ценовая война – это  цикл постепенного снижения существующего  уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Для разъяснения модели ценовой войны рассмотрим отрасль с точки зрения теории игр, в которой существует два продавца – дуополию. Дуополия – это частный простейший случай олигополии. Итак, пусть две фирмы должны решить, вступить ли им в ценовую войну. Мы предположим, что обе фирмы имеют одинаковые издержки и структуру спроса. Пусть также каждая фирма стоит перед выбором, установить ли нормальную цену или понизить ее ниже уровня предполагаемых издержек и таким образом привести к банкротству своего соперника. Характерная черта этой ситуации состоит в том, что прибыль каждой фирмы зависит от стратегии соперника в той же степени, что и от своего собственного поведения.

Удобно представить взаимодействие между двумя фирмами или индивидами с помощью таблицы (матрицы) выигрышей  для двух игроков. В такой таблице перечислены стратегии двух игроков и соответствующие выигрыши. Рис. 1.1 иллюстрирует ценовую войну между двумя универмагами. Фирма может принять одну из стратегий, выбрав соответствующий столбец или строку. К примеру, «Петров» может выбрать между двумя столбцами, «Сидоров» — между двумя строками. В этом случае каждая фирма должна решить, назначить ли нормальную цену или развязать ценовую войну, понизив цену.

Четыре возможных сочетания  действия и контрдействия дают четыре возможных исхода, отображенных в  ячейках матрицы. Ячейка А (слева вверху) представляет ситуацию, когда обе фирмы выбрали нормальную цену. Исход D подразумевает, что обе фирмы решили открыть военные действия. Исходы В и С возникают, когда одна из фирм не захотела вступить в конфликт, а другая на это решилась.

Числа в ячейках — это  выигрыши или прибыли, с которыми остается та или иная фирма при  определенном исходе (цифры в левом  нижнем углу каждой ячейки относятся  к «Сидорову», а в правом верхнем  углу — к «Петрову»). Поскольку  фирмы находятся в равных условиях, существует соответствие между выигрышами обеих фирм.

 

   

Цена "Петрова"

   

Нормальная цена

Ценовая война

Цена "Сидорова"

Нормальная цена

А

10 руб.

В

100 руб.

10 руб.

 

10 руб.

 

Ценовая война

С

10 руб.

D

50 руб.

100 руб.

 

50 руб.

 

 

                    Рис. 1.1 Таблица выигрышей при ценовой войне.

 

Таблица выигрышей показывает прибыль универмагов при различных  стратегиях. "Петров" стоит перед выбором между двумя стратегиями, представленными в двух столбцах таблицы. Двум стратегиям "Сидорова" соответствуют две строки. Цифры в ячейках означают прибыли игроков. К примеру: "Петров" выбирает стратегию «ценовая война», а "Сидоров" — стратегию «нормальная цена». Результат отображен в ячейке С. «Выигрыш» "Петрова" равен — 100 руб., «выигрыш» "Сидорова" равен —10 руб. Обсудив такой вариант исхода войны можно прийти к выводу, что максимизации прибыли в этой ситуации добилась фирма Петрова.

 

1.2.3 Модель Курно

 

Статистический анализ взаимодействия двух фирм в условиях дуополии был  предложен в 1838 г. французским экономистом  Антуаном Огюстьеном Курно 

( 1801 – 1877). Курно исходил  из следующих предпосылок. Обе  фирмы (А и В) производят  однородный товар. Им известна  кривая рыночного спроса.  
Эти фирмы принимают решение о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют с завязанными глазами). При этом возможны различные варианты исхода стратегии каждой фирмы.

Информация о работе Теория олигополии: сговор олигополистов с целью максимизации прибыли