Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:48, курсовая работа
Цель работы. Целью данной работы является изучение олигополии, олигополистических моделей и применение моделей для максимизации прибыли, основанных на сговоре олигополистов.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Рассмотрение основных черт олигополии;
Анализ некооперативных и кооперативных моделей олигополии;
Исследование примера сговора олигополистов с целью максимизации прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ФИРМОЙ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………………………..……….5
1.1 Основные характерные черты рынка олигополии…………………….……5
1.2 Модели олигополии при некооперативном поведении………………….…6
1.2.1 Теория игр ………………………………………………………………..…6
1.2.2 Ценовая война ………………………………………………………………7
1.2.3 Модель Курно ………………………………………………………………9
1.2.4 Модель ломаной кривой спроса…………………………………………..12
1.2.5 Модель ценового лидерства………………………………………………14
2 КООПЕРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ, ОСНОВАННЫЕ НА СГОВОРЕ ОЛИГОПОЛИСТОВ……………………………………………………….16
2.1 Картель……………………………………………………………………….16
2.2 Тайный сговор……………………………………………………………….19
3 СГОВОР ФИРМ-ОЛИГОПОЛИСТОВ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ: КАРТЕЛЬ ОПЕК…………………..21
3.1 История создания ОПЕК…………………………………………………….21
3.2 Роль ОПЕК в мировой экономике…..……………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
Допустим, одна из фирм (например,
В) принимает решение о
Р1
D1(0)
MR1(0)
MC1
D1(60) D1(40)
MR1(60) MR1(40)
0
20 40 80 Q1
Рис. 1.1 Оптимизация объема производства фирмы А в зависимости от объема производства фирмы В.
Отмечая на графике (рис. 1.2 ), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой В, мы получаем кривую реакции А – QA(QВ). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы В, получив в результате еще одну кривую реакции – QB (QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.
Q2
120 Кривая реакции
фирмы В QВ(QА)
60 Равновесие Курно
40
20 E Кривая реакции
фирмы А QА(QВ)
0 20 40 60 120 Q1
Рис. 1.2 Равновесие Курно
Модель равновесия предполагает, что фирмы – дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса. Равновесие Курно достигается тогда, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 ед. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q1 + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при дуополистическом сговоре объем производства незначительно меньше чем при равновесии Курно (30 < 40).
Q2
120 Кривая реакции фирмы В
Конкурентное равновесие
60
Равновесие Курно
30
Контрактная кривая Кривая реакции фирмы А
0 30 40 60 120 Q1
Рис. 1.3 Равновесие Курно, договорное равновесие и конкурентное равновесие.
1.2.4 Модель ломаной кривой спроса
Модель предложили независимо друг от друга в 1939 г. Английские экономисты Р.Л. Хоул с К.И. Хитчем и американец Пол М. Суизи. Эта модель объясняет, почему олигополисты не желают изменять цену при увеличении величины ее граничных затрат. Как и в модели Курно, в этой модели допускается, что участники рынка исходят из своих ожиданий о возможной реакции конкурентов на их действия. Каждый из производителей принимает свое решение из предположения, что конкурент или не ответит на действия первого олигополиста, или ответит теми же действиями, что и делает первый олигополист.
Если предположить, что конкурент не реагирует на действия первого олигополиста, и тогда при снижении цены первым олигополистом он может существенно расширить объем продаж за счет сокращения доли конкурента и добиться максимизации прибыли за реализацию большего объема продукции своей фирмы. Повышение цены на свою продукцию приведет до потери доли рынка и снижения объемов продаж.
Допустим, две фирмы продают идентичный товар по цене Р, реализуя Q единиц (в соответствии с рис. 1.1). Если бы одна из фирм снизила цену до P1, то она могла бы увеличить объем продаж до Q1 и максимизировать свою прибыль от реализации увеличенного объема продукции, но так как другие фирмы отрасли последуют ее примеру, то фирма сможет реализовать только q1 своего объема продукции. Если же фирма повысит цену P2, то при отсутствии реакции со стороны других фирм она реализует q2, а при наличии таковой ситуации рыночное предложение увеличится до Q2.
Таким образом, кривая отраслевого спроса принимает вид ломаной кривой Dотр, точка перегиба которой является точкой отраслевой цены. При этом кривая спроса на продукцию каждого олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной (выше точки перегиба) и неэластичной (ниже ее), так как предельная выручка MR становится резко отрицательной и валовой доход фирм будет снижаться. Это означает, что олигополистические фирмы:
1) будут воздерживаться от необоснованного повышения цен, опасаясь потери своей доли рынка и прибыли;
2) будут воздерживаться от немотивированного снижения цен, боясь потери потенциала роста продаж, доли рынка и прибылей.
Учитывая положение кривой предельной выручки MR, можно предположить, что даже при изменении предельных издержек в пределах вертикальной части кривой предельной выручки (МС1, МС2) цены и объемы продаж изменяться не будут. Однако на практике модель так работает не всегда, поскольку не всякое снижение цены воспринимается конкурентами как стремление завоевать рынок и максимизировать свою прибыль. Поскольку товары легко заменяемы, участники олигополистического рынка склонны продавать свой продукт при чистой олигополии по одинаковым ценам, а при дифференцированной олигополии по сравнимым ценам.
Р2 Точка перегиба
МС2
Р МС1
Dотр
Р1
MR D фирмы
q2 Q2 Q q1 Q1
Рис. 1.1 Ломаная кривая спроса
1.2.5 Модель ценового лидерства
Ценовое лидерство – это модель олигополистического рынка, когда в отрасли имеется доминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отраслевого предложения, другие фирмы отрасли в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером. Устойчивость модели ценового лидерства обеспечивается не только при помощи возможных санкций со стороны лидера, но и заинтересованностью других участников рынка в наличии лидера, взваливающего на себя бремя исследования рынка и выработки оптимальной цены для максимальной выручки от продажи продукции. Суть взаимодействия фирм в данной модели состоит в том, что максимизирующая прибыль ценового лидера является фактором, задающим условия производства остальным фирмам отраслевого рынка.
Имея кривую рыночного спроса D и кривую предложения (сумма кривых предельных издержек) остальных фирм отрасли Sn, ценовой лидер определяет кривую спроса на свою продукцию DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов. Поскольку при цене Р1 весь отраслевой спрос будет покрываться конкурентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут осуществлять предложение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться ценовым лидером, то кривая спроса на продукцию лидера DL сформируется в виде ломаной кривой P1P2DL. Имея кривую предельных издержек MCL, ценовой лидер установит цену PL, обеспечивающую ему максимизацию прибыли (MCL= MRL). Если все фирмы отраслевого рынка принимают цену лидера в качестве равновесной рыночной цены, то предложение ценового лидера составит QL, а остальных фирм отрасли – Qn (PL = Sn), что в сумме даст совокупный объем отраслевого предложения QD= QL+ Q. При этом предложение каждой отдельной фирмы будет формироваться в соответствии с ее предельными издержками.
D Sn
P1 MCL
PL
P2 D1
MRL
Qn QL QD
Рис. 1.1 Модель ценового лидерства
Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен ориентироваться на получение максимальной прибыли, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов, как в отношении цены, так и в отношении доли рынка.
2.1 Картель
Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
Образование картеля требует выработки совместной стратегии ( по поводу цен и объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен максимизирует выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот.
Картель – классический пример кооперативной игры с n участниками, где n может быть равно 2,3,5 и т. д. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его частник получил не менее того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда («общака»), из которого осуществляются «побочные платежи» тем, кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих платежей 1.
Допустим, что в отрасли действует п идентичных во всех отношениях предприятий, кривые SATC и МС которых представлены на рис. 1.1. Очевидно, что условие МС = P выполняется при выпуске продукции объемом qс, который является оптимальным. Рыночная цена Pc , на которую ориентируются предприятия, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения S(MCS), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 1.2). Выпуск отрасли, как видно на рис. 1.2 составит Qc = nqc, а прибыль каждого предприятия составит сумму, равную площади прямоугольника CcPcAB (рис. 1.1).
Теперь представим, что все n предприятий объединились в картель. Оптимальным выпуском картеля будет Qm, а оптимальной ценой Pm (рис. 1.2). Поскольку Qm < Qc, то каждому вошедшему в картель предприятию будет установлена квота производства продукции qk < qc (рис. 1.1). При выпуске, равном установленной квоте, прибыль предприятия будет соответствовать площади CkPm MF (рис. 1.1). Таким образом, его прибыль, с одной стороны, уменьшится на KNAB, а с другой увеличится на сумму площадей PcPmMN и CkСcKF. Поскольку сумма площадей PcPmMN и CkСcKF больше площади KNAB, предприятие окажется заинтересованным в картелировании.
Но после того как картельное соглашение будет достигнуто и будет установлена монопольная цена Pm , каждое картелированное предприятие окажется заинтересованным в скрытом нарушении установленной квоты. В самом деле, если ему удастся "потихоньку" продать q > qk продукции по цене Pm, он максимизирует свою прибыль, и она составит CPmМ'К', что значительно выше той, которая была бы получена при соблюдении установленных квотой ограничений на величину выпуска и продаж. Если же такой скрытой политике последуют и другие картелированные предприятия, рыночная цена продукции быстро упадет и после возможных колебаний вновь вернется к уровню Pc.
Таким образом, то же самое стремление к прибыли, которое и побудило предприятия к образованию картеля, приведет к его распаду.
Более того, картелированным предприятиям станет выгодным не только нарушать установленные квоты выпуска и продаж, но и продавать продукцию "налево" по более низкой, чем установленная картельным соглашением, цене (Р < Pm). "Если цена поднята слишком высоко, то понижение ее становится слишком соблазнительным. А при таких условиях слишком маловероятно, что соглашение просуществует долгое время. Это устанавливает предел, выше которого соглашение всех купцов, торгующих данным товаром, не может поднять цены товара. Пределом повышения цены является, следовательно, то положение цен, при котором искусственное монопольное соглашение рушится из-за недостатка выдержки купцов, из-за того, что каждому из них слишком выгодно изменить уговору". писал В. С. Войтинский.
Следствием этого поистине замечательного вывода В. С. Войтинского является весьма малая вероятность стабилизации картеля, поскольку предел повышения цены Р ( рис. 1.2) может оказаться столь близким к уровню цены Pс, что добавочная прибыль не оправдает хлопот по достижению картельного соглашения и дополнительных затрат на выпуск запрашиваемой рынком продукции, объем которой при цене Р < Pm окажется большим, чем Qm, соответствующее точке Курно (MR = MCS).
Для того чтобы предотвратить
или по крайней мере ограничить стремление
предприятий к нарушению
MC
Pm M M’ SATC
Pc N A G AR=MR
C
Cc K K’
Ck B
F
Информация о работе Теория олигополии: сговор олигополистов с целью максимизации прибыли