Теория и практика применения IPO Российскими предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена все большим и большим развитием IPO в России. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий, особо нуждающихся в крупных активах, является привлечение иностранных инвестиций. И для того чтобы привлечь большее количество иностранных инвесторов, предприятия решают выдвинуть предложение неопределенно широкому кругу лиц с целью продать свои акции на специально организованной биржевой площадке. Такое публичное предложение называется IPO. Привлечение финансовых средств в ходе IPO позволяет приобрести компании необходимые для расширения активы которые компания не может купить за собственные средства и на приобретения которых считает невыгодным брать кредит.
Целью данной работы является изучение IPO на Российском рынке. Современный финансовый рынок гибок и изменчив, постоянно вовлекает все новые и новые инструменты, отказываясь от устаревших. IPO – яркий пример такой инновации, он стал широко использоваться совсем недавно. Этот новый вид привлечения капитала имеет свои индивидуальные особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие и основные этапы IPO
1.1. Сущность IPO
1.2. Этапы IPO
ГЛАВА II. IPO в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Поскольку лид-менеджеры используют сложные  схемы первичного размещения, процесс  перехода прав собственности к новым  акционерам и денежных средств от инвесторов к компании может состоять из множества этапов, каждый из которых должен быть юридически чистым. При завершении IPO юридические консультанты, как со стороны эмитента, так и со стороны андеррайтера готовят заключения, конкретизирующие процедуру перехода прав собственности, а независимый аудитор дает заключение, что все сделки проведены корректно с финансовой точки зрения.

     РАЗМЕЩЕНИЕ

     Основная  задача инвестиционных банков, участвующих  в первичном размещении, заключается  в привлечении широкого круга  инвесторов. Это можно сделать, только предоставив максимум информации о компании с тем, чтобы инвесторы могли в полной мере оценить ожидаемые доходы и риски инвестирования. Информационное обеспечение потенциальных инвесторов имеет ряд особенностей – распространение информации о важных событиях потенциального эмитента должно вестись практически в режиме реального времени, должно быть обеспечено широкое территориальное распространение информации - как в России, так и в мировых финансовых центрах, информационная активность должна быть очень высокой, особенно непосредственно перед IPO.

     Наиболее важной составляющей частью информационного сопровождения выхода на IPO, является подготовка информационного меморандума, в котором представлена исчерпывающая информация о бизнесе компании и отрасли в целом, структуре компании, акционерах, органах управления, корпоративной политике, финансовом состоянии, факторах риска и т.д. Компании, ориентирующиеся на иностранных включают в информационный меморандум информацию о российском фондовом рынке и др. Хотя круг вопросов, раскрываемый в документе практически не меняется от компании к компании, тем не менее, каждый андеррайтер подходит к составлению меморандума с учетом как индивидуальных особенностей компании, так и того круга инвесторов, которым будут предлагаться акции.

     Сам процесс информационного сопровождения  выхода на IPO начинается с премаркетинга - поиска круга потенциальных инвесторов, выявление заинтересованности инвесторов в акциях компании. Результаты премаркетинга должны быть максимально объективны и достоверны, в этом заинтересованы как сама компания, так и синдикат андеррайтеров.

     Следующий этап - организация road-show. Это наиболее яркий этап, который каждая компания решает по- своему. Основное отличие  этого этапа от премаркетинга - состав участников - участвуют первые лица компании. лид-менеджер составляет информационный меморандум для инвесторов. В нем подробно описываются сама компания, ее положение на рынке, владельцы, другой бизнес владельцев, перспективы, а также все риски, с которыми могут столкнуться приобретатели акций. Это своего рода визитная карточка компании, которую лид-менеджер представляет на встрече с потенциальными покупателями. Успех road- show определяет количество инвесторов и поданных ими заявок, и в конечном счете сильно влияет на окончательную цену размещения. Составление книги заявок заканчивает информационный процесс подготовки к IPO, в результате чего в инвестиционном меморандуме появляются точные цены предложения акций.

     Заявки  от покупателей собираются в специальную  книгу. Ее ведет букранер (book runner). Им может быть как сам лид-менеджер, так и специально приглашенная фирма. Инвесторы, сделавшие лучшие заявки, получают акции.

     После размещения лид-менеджер, как правило, стабилизирует курс бумаг около  месяца. Он получает опцион на покупку  у эмитента дополнительного пакета бумаг по фиксированной цене и пользуется им в случае резкого изменения котировок. Когда вброс акций или, напротив, их вывод с рынка способны «успокоить ситуацию».

     О стоимости своих услуг инвестбанкиры  предпочитают не распространяться. Эксперты оценивают ее в среднем в 3% от суммы размещения. Остальные расходы эмитента (прохождение листинга, услуги юристов, аудиторов и т.д.) примерно составляют $0,6-1,5 млн. в России и $1,5-2,5 млн. на западных площадках.

     Эмитенту  важно принять решение о выборе биржевой площадки. Сегодня есть возможность размещать свои акции в России (в РТС или на ММВБ), но пока большинство останавливается на зарубежных торговых площадках, как правило, Лондона или Нью-Йорка. Выбор иностранной биржи эмитенты объясняют особенностями российского законодательства, которое делает IPO на отечественных торговых площадках юридически сложным и длительным процессом. Но некоторые представители отечественного фондового рынка считают, что такая позиция нередко навязана зарубежными организаторами торгов, которые не хотят терять свои доходы, ведь издержки эмитента при размещении в России намного ниже, чем при размещении за границей. Хотя многие российские компании, остановившие свой выбор на зарубежных биржах, опасаются, что российский рынок из-за недостатка инвесторов не способен аккумулировать большие средства для покупки предлагающихся акций по «справедливой» цене.

     Нельзя  считать, что с окончанием IPO и  успешным размещением акций информационная деятельность компании может быть свернута. Публичность компании налагает на нее определенные обязательства по раскрытию информации. Однако более важно то, что капитализация компании теперь сильно зависит от доверия инвесторов, которое нужно постоянно завоевывать вновь и вновь. Желательно, чтобы у компании уже была публичная история, которая формируется за счет выпуска векселей, кредитных нот, еврооблигаций и т.д.

     Проведение IPO стоит немалых денег, и для  выполнения всех процедур необходимо много времени. Так что принять  окончательное решение о проведении IPO – ответственный шаг, требующий взвешенного подхода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. IPO в России

     Устойчивый  рост числа российских компаний, использовавших IPO в качестве привлечения инвестиций в развитие бизнеса, свидетельствует  о наличии потенциала, кадрового, интеллектуального, технологического у российской промышленности, с другой - о том, что российские компании сами стремятся встраиваться в глобальные рынки. Решение вопроса о необходимости и целесообразности первичного размещения ценных бумаг на иностранной фондовой бирже (при помощи АДР третьего уровня) зависит от многих факторов. К числу основных факторов, влияющих на успешность проведения IPO, относятся следующие:

     ·  наличие у компании, проводящей IPO, устойчивых темпов роста;

     ·  общие темпы роста отрасли, в которой работает компания;

     ·  наличие у компании, проводящей IPO, уверенной позиции на рынке, узнаваемых товаров услуг;

     ·  наличие у компании, проводящей IPO, устойчивых темпов роста рентабельности;

     ·  наличие у компании, проводящей IPO, четкой стратегии;

     ·  общая динамика цен акций компании, которые провели свои IPO незадолго до планируемого данной компанией размещения своих акций;

     ·  наличие у компании, проводящей IPO, понятной и эффективной системы менеджмента и корпоративного управления.

     У каждого из российских компаний, удовлетворяющих условиям выхода бизнеса на открытые (публичные) размещения и условиям успешного размещения своих акций на фондовом рынке, четкая стратегия развития бизнеса, высокие темпы роста, устойчивая позиция на рынке, рентабельность не ниже средней по отрасли или выше, современная организация управления, финансовая отчетность подготовленная по международным стандартам/американским составления бухгалтерской отчетности (IAS-/GAAP). Если сравнивать наши российские компании, то можно выявить лидеров. К сожалению, нашла полную и развернутую статистику за 2006 год. Возможно, из-за кризиса 2009г рынок замер, судя по разнообразной информации, представленной по 2006 году, было бурное развитие компаний и массовый выход на IPO. Перейдем к российскому рынку.

     Рис. 1 - Структура top100 по капитализации крупнейших компаний в 2006г.

       
 
 
 

     Крупнейшие IPO в 2006 году представлены в табл.1.

     Таблица 1. Крупнейшие IPO в 2006 году

           Эмитент      Дата  размещения      Объем IPO (млн. долл.)      Процент IPO      Площадка
     1      Роснефть      14 июля      10 400,00      14,8      ММВБ, РТС, LSE
     2      ТМК      31 октября      1 070,00      23      РТС/LSE
     3      Северсталь      08 ноября      1 063,00      9,1      LSE
     4      Комстар-ОТС      07 февраля      1 060,00      35      LSE
     5      ОГК-5      31 октября      459      14,4      ММВБ, РТС
     6      Система-Галс      03 ноября      420      18      LSE
     7      Магнит      28 апреля      368      19      РТС
     8      СТС-Медиа      01 июня      346      16,4      NASDAQ
     9      Распадская      10 ноября      316,7      33      ММВБ, РТС
     10      Челябинский ЦК      07 ноября      281      18      РТС,LSE
     11      Группа  Черкизово      10 мая      251      27,8      ММВБ, РТС, LSE
     12      RGI International Ltd.      11 декабря      192      31,5      LSE (AIM)
     13      Группа  Разгуляй      06 марта      144      25      ММВБ, РТС
     14      Верофарм      25 апреля      140      49,9      РТС
     15      Центр международной торговли      05 декабря      105,3      18      РТС
     16      Белон      05 июня      57      25      РТС
 

       Самым крупным в 2006 году стало публичное первичное размещение акций нефтяной компании «Роснефть», которую мы сравнивали наряду с мировыми компаниями, в ходе которого инвесторами были приобретены акции компании на сумму свыше 10,4 млрд. долл., что составляет почти 60% от общей суммы, которые привлекли российские эмитенты за год. Доля стратегических инвесторов составила 21% от общего объема заявок, иностранных (США, Европа и Азия) - 36%, российских - 39%, при этом физические лица в России подали свыше 115 тысяч заявок, что составляет примерно 4%. Второе место в рейтинге крупнейших IPO 2006 года занимает «Трубная Металлургическая Компания» (ТМК) с показателем 1 070 млн. долл. В ходе проведенного IPO ТМК разместила 180 млн. акций по цене 5.40 долл. или 21.60 долл. за GDR. Установленная цена размещения находилась на верхней границе ценового диапазона (4.6-5.4 долл. за акцию и 18.4-21.6 долл. за GDR), при этом общий объем заявок по цене размещения превысил предложение более чем в 19 раз. На третьем месте - другая компания металлургической отрасли России – «Северсталь» (1063 млн. долл.). По словам аналитиков, компания была вынуждена сократить объем продаваемых бумаг по невысокой цене размещения. Причиной послужили проходившие практически одновременно с IPO «Северстали» размещения других российских компаний. В рамках проведенного IPO «Северсталь» разместила 85 млн. акций по цене 12.5 долл. за акцию и GDR. Общее количество размещенных акций составило около 9.1% акционерного капитала компании.

     IPO становится актуальным и для  средних российских предприятий.  Между тем организация эффективной  площадки для развивающихся компаний на российском организованном рынке ценных бумаг, требует чуткой и тонкой работы по гармонизации интересов всех потенциальных участников процесса подготовки, организации выхода и обращения акций молодых российских компаний на местном биржевом рынке. Перспективы отечественных площадок - ММВБ (ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа») и РТС (ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система») представляются позитивными. В настоящее время выход на биржу в России обходится раза в 1,5 дешевле, чем аналогичная операция в Лондоне. ММВБ занимает достойное место среди ведущих бирж мира, она является крупнейшей биржей в России, странах СНГ и Восточной Европы. Рост объема биржевых сделок по корпоративным ценным бумагам позволил Фондовой бирже ММВБ войти в первую 20-ку ведущих фондовых бирж мира, что дает ей возможность играть роль центра формирования ликвидности на российские активы, основной фондовой площадки для международных инвестиций в акции и облигации ведущих российских компаний. ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» — ведущая фондовая площадка, на которой ежедневно идут торги по ценным бумагам, около 780 российских эмитентов, в том числе по акциям свыше 230 компаний, включая крупнейших эмитентов – ОАО "Газпром", ОАО "Ростелеком", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть" и другие с общей капитализацией порядка 10 трлн. руб. (около 300 млрд. долл.). В состав участников торгов Фондовой биржи ММВБ входят более 670 организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых являются порядка 600 тысяч инвесторов – юридических и физических лиц.

Информация о работе Теория и практика применения IPO Российскими предприятиями