Теория и практика применения IPO Российскими предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена все большим и большим развитием IPO в России. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий, особо нуждающихся в крупных активах, является привлечение иностранных инвестиций. И для того чтобы привлечь большее количество иностранных инвесторов, предприятия решают выдвинуть предложение неопределенно широкому кругу лиц с целью продать свои акции на специально организованной биржевой площадке. Такое публичное предложение называется IPO. Привлечение финансовых средств в ходе IPO позволяет приобрести компании необходимые для расширения активы которые компания не может купить за собственные средства и на приобретения которых считает невыгодным брать кредит.
Целью данной работы является изучение IPO на Российском рынке. Современный финансовый рынок гибок и изменчив, постоянно вовлекает все новые и новые инструменты, отказываясь от устаревших. IPO – яркий пример такой инновации, он стал широко использоваться совсем недавно. Этот новый вид привлечения капитала имеет свои индивидуальные особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие и основные этапы IPO
1.1. Сущность IPO
1.2. Этапы IPO
ГЛАВА II. IPO в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Теория  и практика применения IPO Российскими предприятиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ          

     ГЛАВА I. Понятие  и основные этапы IPO 

    1. Сущность IPO
    2. Этапы IPO      

     ГЛАВА II. IPO в России      

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ          

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ         
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Актуальность  данной работы обусловлена все большим и большим развитием IPO  в России. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий, особо нуждающихся в крупных активах, является привлечение иностранных инвестиций. И для того чтобы привлечь большее количество иностранных инвесторов, предприятия решают выдвинуть предложение неопределенно широкому кругу лиц с целью продать свои акции на специально организованной биржевой площадке. Такое публичное предложение называется IPO. Привлечение финансовых средств в ходе IPO позволяет приобрести компании необходимые для расширения активы которые компания не может купить за собственные средства и на приобретения которых считает невыгодным брать кредит.

     IPO (Initial Public Offering), т. е. первичное  публичное размещение акций, –  это эффективный механизм привлечения  на основе первого выхода компании  на открытый рынок и размещения  акций среди первичных инвесторов  финансирования. При этом IPO является  источником привлечения денежных средств не только в компании, но и в экономику государства в целом; это способ улучшить инвестиционный климат страны.

     Целью данной работы является изучение IPO на Российском рынке. Современный финансовый рынок гибок и изменчив, постоянно вовлекает все новые и новые инструменты, отказываясь от устаревших. IPO – яркий пример такой инновации, он стал широко использоваться совсем недавно. Этот новый вид привлечения капитала имеет свои индивидуальные особенности. 
 
 

     Глава 1. Понятие и основные этапы IPO

     1.1. Сущность IPO

     IPO – (сокращение от английского  «initial public offering»), сделанное впервые,  публичное предложение инвесторам  стать акционерами компании или  публичная продажа акций –  это сложный комплекс организационных,  юридических и финансовых процедур, в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы множество посредников. IPO включает процедуру подготовки компании и осуществление публичного размещения акций. Ключевой особенностью IPO является структурирование сделки, в ходе которого проводится подготовка и оценка эмитента, определяются параметры и порядок проведения эмиссии, а также выбираются рынки капитала для размещения акций. IPO позволяет эмитенту получить необходимые финансовые ресурсы для развития бизнеса, но в то же время оно связано с многочисленными юридическими рисками. Среди основных целей и задач IPO можно выделить следующие:

     ·  привлечение новых инвестиций в компанию без уплаты процентов за пользование капиталом;

     ·  эффективный способ «выйти из бизнеса» для прежних владельцев;

     ·  мотивация менеджмента;

     ·  установление рыночной стоимости бизнеса как оценки его эффективности;

     ·  рост узнаваемости брэнда;

     ·  подтверждение надежности компании;

     ·  выход на западные рынки.

     Цели  основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них в процессе подготовки и проведения IPO сталкивается со своими проблемами и решает свои задачи, тем не менее, все они заинтересованы друг в друге, заинтересованы в том, чтобы IPO состоялось. Поэтому весь комплекс проблем IPO должен рассматриваться с разных точек зрения - компании-эмитента, инвесторов, посредников.

     Актуальность  проблематики IPO для эмитента в основном сосредоточена в вопросах выбора схемы IPO, выбора торговой площадки (страны), на которой будет проводиться размещение, выбора андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризации компании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него. Главные цели компании в IPO – привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статуса публичной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO.

     Главная цель потенциального инвестора –  получение максимального дохода в будущем при минимальном  риске, диверсификация инвестиционного портфеля. Поэтому во время подготовки и проведения IPO для инвестора наиболее важным является круг проблем, связанных с точной оценкой перспектив компании, рыночных рисков, связанных с ее деятельностью, и специфических рисков, связанных с проведением сделок при IPO – как финансовых, так и юридических.

     Основной  посредник между компанией и  инвесторами - андеррайтер. Главная  цель андеррайтера – проведение успешного IPO, результаты которого удовлетворили  бы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции. Основные задачи андеррайтера – выбор схемы IPO, анализ эмитента, подготовка и осуществление всех юридических процедур, информационное сопровождение, привлечение инвесторов, организация работы других посредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO. Ключевой момент в деятельности андеррайтера – определение цены предложения акций. Почти для любого посредника финансовый результат при IPO предопределен, поэтому зачастую основным результатом для любого посредника становится репутация надежного партнера.

     Возможность взаимодействия этих основных групп  участников во многом определяется нормативно-законодательной  базой, деятельностью регуляторов, уровнем развития рыночной инфраструктуры. И от того, насколько успешно будут взаимодействовать между собой эти группы участников, во многом зависит развитие финансового рынка в стране и экономики в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Этапы IPO

     У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE, NASDAQ).

     Многие  российские компании вполне обоснованно  опасаются, что российский рынок  из-за недостатка инвесторов не способен аккумулировать большие средства для  покупки предлагающихся акций по «справедливой» цене, без большой премии за размер размещения. Результат IPO в этом случае будет слишком сильно зависеть от рыночной конъюнктуры и требуется большое искусство, чтобы угадать благоприятный момент для размещения. Кроме того, слабость российского рынка заставляет некоторые компании опасаться возможности недружественного «поглощения» при IPO в России. С другой стороны, вверяя свои акции иностранным акционерам, компания принимает на себя страновые риски – в случае потери доверия к стране, иностранные акционеры будут избавляться и от акций компании, что может резко снизить ее капитализацию.

     Называются  и другие факторы, влияющие на процесс  выбора страны размещения – долгосрочные цели стратегического развития компании, отраслевая принадлежность, страна (регион) основной деятельности, вопросы престижа и т.п. Кроме того, любая компания заинтересована в высокой ликвидности вторичного рынка своих акций, это также немаловажно при выборе площадки для IPO.

     Ядром команды по размещению является сама компания – действующие акционеры, которые и принимают решения об IPO, а также топ-менеджмент, отвечающий за подготовку информации о компании и непосредственно взаимодействующий с остальными участниками команды. Однако ведущая роль в команде принадлежит лид-менеджеру (андеррайтеру), в качестве которого обычно выступает крупный инвестиционный банк. Андеррайтер готовит аналитические материалы, разрабатывает план и схему IPO, координирует работу всех членов команды, взаимодействует с регулирующими органами, формирует книгу заявок, гарантирует размещение, поддерживает рынок после IPO и т.д. Правильный выбор андеррайтера во многом определяет успех IPO. Функции организатора размещения столь многогранны, что зачастую он не может справиться с ними в одиночку. Поэтому функции распределяются среди нескольких инвестиционных банков, образующих своеобразный синдикат с определенными зонами ответственности. Главный в синдикате - Лид- менеджер размещения- инвестиционный банк, который курирует весь процесс IPO, привлекает для расширения круга инвесторов соорганизаторов, задача которых заключается в обеспечении информацией своих клиентов- потенциальных инвесторов, сборе заявок на акции, поддержании интереса к акциям на вторичном рынке. Кроме того, может быть сформирована группа дилеров для более эффективного распространения акций.

     Публичный статус компании подразумевает формирование всестороннего объективного представления  о компании, это необходимое условие  успешного проведения IPO. Процедура  формирования объективного представления требует усилий, прежде всего от самого эмитента.

     Прежде  всего, в качестве необходимых условий  публичности имеют в виду прозрачность юридической структуры компании. Для привлечения потенциальных  инвесторов необходимо раскрыть и обосновать необходимость и взаимосвязь всех структур, входящих в компанию. Возможно, потребуется провести ее реструктуризацию – создать компанию с ясными связями и консолидированной отчетностью.

     Непременным условием публичности является составление  консолидированной финансовой отчетности компании по российским и международным стандартам и ее аудит. Роль аудитора номинально сводится к подтверждению достоверности финансовой отчетности эмитента в информационном меморандуме и проспекте эмиссии. Несмотря на номинальную роль аудитора, от уровня доверия инвесторов к аудиту во многом зависит успех IPO. От публичной компании, выходящей на рынок, требуется следование определенным нормам деловой этики в отношении с акционерами - «стандартам наилучшей практики корпоративного управления». Эти стандарты компания принимает добровольно, они определяются не столько законодательством, сколько особенностями бизнес-культуры той страны, в которой привлекаются инвестиции.

     Российское  законодательство в области корпоративного управления ограничивается требованиями, предъявляемыми к компании для включения в котировальные листы фондовой биржи (обычно это следующий этап после IPO). С другой стороны, понятие корпоративного управления не устанавливает какого-либо исчерпывающего перечня мероприятий. Однако считается, что эффективное функционирование Совета директоров и его взаимодействие с исполнительными органами компании, соблюдение прав акционеров, информационная прозрачность компании - являются необходимыми условиями для выхода на IPO.

     В последние годы инвесторы во всем мире более внимательно относятся к активам компании, предлагающей свои акции. Компания будет стремиться к удовлетворительным показателям доходности, ликвидности, структуры активов и пассивов. Большое внимание уделяется топ-менеджменту – иногда компании, выходящие на IPO, специально вводят в состав исполнительного руководства менеджеров, уже проводивших успешные IPO. Важным фактором является наличие у компании перспектив в том секторе экономики, где она действует. Маркетинговый анализ деятельности, проводимый силами самой компании или привлеченными специалистами, может привести к необходимости изменений продуктового ряда и принятию решений о выводе на рынок новых продуктов или услуг, изменений в структуре поставщиков и потребителей, созданию новых подразделений в структуре компании.

     В ходе подготовки публичного предложения  организуется оценка бизнеса компании, чтобы установить начальный диапазон цены предложения акций. Для российских компаний оценка затруднена тем, что  отечественный рынок является развивающимся, и это заметно усложняет составление надежных прогнозов по доходу и рискам. Поэтому для оценки компании наряду с методом дисконтирования денежных потоков может использоваться метод сравнения с компаниями-аналогами, действующими как в России, так и за рубежом.

     ПОДГОТОВКА

     Выход компании на рынок является законодательно регулируемым процессом. Необходимо выполнить  ряд условий и подготовить  целый ряд необходимых документов, требуемых органами, регулирующими  деятельность рынка ценных бумаг, организатором торгов, а в некоторых случаях и саморегулируемыми организациями. Подготовка документов - сложный юридический процесс. Зачастую в юридическом сопровождении IPO участвует специально приглашенная юридическая фирма.

     Наиболее  важными этапами юридического сопровождения процесса окончательной подготовки к IPO являются выработка схемы размещения и составление проспекта эмиссии. Российское законодательство значительно усложняет процесс первичного размещения, поэтому лид-менеджер  может предложить эмитенту и инвесторам такие схемы размещения, которые позволяют оптимизировать процедуры, связанные с наличием некоторых неудобных законодательных ограничений, например, преимущественное право существующих акционеров на получение акций в рамках новой эмиссии, определение цены акций, регистрация отчета. Очевидно, что подобная оптимизация должна быть тщательно юридически выверена. При IPO за рубежом роль юридических консультантов для российских компаний еще более важна. Например, в США необходимо регистрировать выпуск в соответствии с законом о ценных бумагах того штата, где компания намеревается проводить операции.

Информация о работе Теория и практика применения IPO Российскими предприятиями