Теория денег

Автор: g**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Монетаризм — школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в олебательном движении экономики. Монетарный — значит денежный (money —деньги, monetary — денежный).
Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в овременной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению.

Работа содержит 1 файл

стд курсовая.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     С точки зрения Фридмана, экономическая  нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью  экономики. Неправильное кредитно-денежное регулирование происходит, согласно Фридману, по двум важным причинам:

     1. Предположим, что различные экономические  показатели указывают на некоторый  спад и в действие вводится  политика дешевых денег. Но  в течение последующих шести  месяцев экономическое положение  по причинам, никак не связанным  с мерами государственной политики, изменилось, и начался переход к циклической фазе инфляционного подъема. В этот момент политика дешевых денег оказывает свое действие и усиливает инфляцию. Это происходит по причине того, что изменение денежного предложения оказывает влияние на ЧНП по прошествию некоторого периода времени (временной лаг, по Фридману, составляет в условиях циклического спада от 5 до 21 месяца, а в условиях подъема производства от 13 до 24 месяцев). При неопределенности этого временного периода использование дискретной кредитно-денежной политики для приспособления экономики к циклическим подъемам и спадам может иметь обратный эффект и усиливать циклические колебания.

     2. Допустим, экономика преодолевает  спад и движется к полной  занятости с повышением уровня  совокупных расходов, объема производства, занятости и цен. Расширяющийся объем экономической деятельности вызывает увеличение спроса на деньги и тем самым повышение процентной ставки. Если же руководящие кредитно-денежные учреждения считают своей целью стабилизацию процентных ставок, они прибегнут к политике дешевых денег.

Но эта  политика роста количества денег  увеличит совокупные расходы в тот  момент, когда экономика уже находится  на грани инфляционного бума. То есть попытка стабилизировать процентные ставки делает экономику менее устойчивой. Из этого видно, что стабилизация процентной ставки является ошибочной целью, так как невозможно стабилизировать денежное предложение и процентные ставки одновременно. Поэтому попытка стабилизировать процентные ставки может дестабилизировать экономику. 
При этом Фридман утверждал, что денежная система сама по себе неподвластна инфляции и сама способна исправить подобное положение.

     В идеале Фридман считает, что денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год, так как денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП. Такое правило, по мнению Фридмана, устраняет главную причину нестабильности экономики - изменчивое и непредсказуемое воздействие кредитно-денежной политики. Коль скоро денежное предложение растет в постоянном темпе, всякое движение к спаду носит временный характер.[5] 

     2.2 Современные проявления  монетаризма в  денежной системе 
 

     Первым  этапом проведения политики монетаризма Центральными Банками стало включение денежных агрегатов в свои эконометрические модели. Уже в 1966 году ФРС США начал изучать динамику денежных агрегатов. Распад Бреттон-Вудской системы способствовал распространению монетаристской концепции в денежно-кредитной сфере. Центральные Банки крупнейших стран перестали таргетировать валютный курс в пользу денежных агрегатов. В 1970-х годах ФРС США в качестве промежуточной цели выбрало агрегат М1, а в качестве тактической цели – процентную ставку по федеральным фондам. После США Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания объявили об ориентирах прироста денежной массы. В 1979 году европейские страны пришли к соглашению о создании Европейской Валютной Системы, в рамках которой обязались удерживать курсы своих национальных валют в определенных пределах. Это привело к тому, что крупнейшие страны Европы проводили таргетирование, и валютного курса и денежного предложения. Небольшие страны с открытой экономикой, типа Бельгии, Люксембурга, Ирландии и Дании продолжали таргетировать только валютный курс. При этом в 1975 году большинство развивающихся стран продолжало поддерживать какую-либо разновидность фиксированного курса. Однако, начиная с конца 1980-х годов денежное таргетирование начало уступать свои позиции инфляционному таргетированию. А уже к середине 2000-х годов большинство развитых стран перешло к политике определения целевого ориентира инфляции, а не денежных агрегатов[1]. Как показывает практика слепо следовать рекомендациям того или иного экономической направления нельзя, так необходимо учитывать значительное количество факторов, достаточно жесткая денежно-кредитная политика, главной целью которой было преодоление инфляции и стабилизация экономики, не принесла желаемых результатов. [12]

     Теоретическая база монетаристов предполагает наличие  идеальных условий совершенной  конкуренции, чего не наблюдается в реальной экономике страны. Напротив, в нашей экономике существуют монополисты, искажаются ценовые пропорции, нестабильна финансовая система, значительно длительный период времени происходил спад общественного производства, инвестиции не возрастали.

     Политика  монетаризма, которая отвергает  государственное регулирование, кроме  денежной сферы, не соответствует условиям и требованиям экономики страны, находящейся в переходной стадии.  
Итак, монетаризм в стране носил достаточно жесткий директивный характер, и на практике часто не принимал во внимание главнейшие его постулаты.  
В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы. Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую «зону расширения» для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.

     В Казахстане же проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. Это привело к истощению оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в конечном итоге к резкому экономическому спаду.  
Экономический рост и предложение денег связаны гибким и многосторонним механизмом, но динамика роста денежной массы не должна сковывать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и подрывать всю денежную базу налоговых и бюджетных потоков.

     Базовым постулатом модели является утверждение  о том, что эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики зависит от действующего режима валютного курса.

     Валютный  курс играет определяющую роль в денежно-кредитной  политике, в которой он может являться целью, инструментом или просто индикатором  в зависимости от выбранной модели политики.  
Игнорирование этих принципов правительством республики привело к резкой девальвации национальной валюты по отношению к доллару США в августе 1998 г. и явилось одной из причин финансового кризиса в Казахстане, который показал, что ориентация в экономической политике только на использование данной концепции не может решить всех проблем создания основ рыночной экономики.

     Итак, сформулируем практические рекомендации для осуществления эффективной монетарной политики: необходимо реформировать политику Национального банка. Прежде всего, она должна держать курс на долгосрочную перспективу. Финансовая система нуждается в укреплении, поскольку в настоящее время она является неэффективной. Необходимо избрать такой курс денежно-кредитной политики, в котором основной стратегической целью было бы стремление ограничить вмешательство государства в распределение и потребление ВНП. Национальный банк, осуществляя денежно-кредитную политику, не должен допускать колебаний денежной массы, стараться поддерживать стабильный темп ее роста; третья практическая рекомендация касается контроля денежной массы. Необходимо осуществлять процесс увеличения денежной массы систематически, но не рывками, а поступательно, то есть шаг за шагом, и не учитывать конъюнктуру рынка и циклические колебания; необходимо ограничить права резервных банков в процессе регулирования кредитной деятельности коммерческих банков, а также права маневрировать нормами обязательных резервов.

     Таким образом, можно выделить главную  мысль практических рекомендаций применения политики монетаризма управляемые государством деньги и свободное предпринимательство не совместимы.

     Учитывая, проблемы макроэкономической стабилизации в Казахстане, необходимо найти эффективный путь рыночной стабилизации совокупного спроса.

     Для реализации этого условия необходимо большей части населения обеспечить реальный выбор между различными формами богатства, стабильность уровня производительности труда, эффективнсти работы национального хозяйства, свободную  конкуренцию, обеспечивающую гибкость цен и зарплат. Отсутствие этих условий, а также стремление к стабилизации цены по средством сокращения денежной массы, может привести к непредсказуемым результатам, например, к углублению экономического кризиса. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Монетаризм  приобрел популярность в 70-х гг., когда  проявилась несостоятельность кейнсианских методов обеспечения высокой  занятости и преодоления инфляции.

     Причину экономической нестабильности монетаристская теория усматривает в нарушениях функционирования денежного сектора, в чрезмерном росте денежной массы.

     Положения и выводы монетаристской школы опираются  на количественную теорию денег, признание  способности рыночной экономики  к саморегулированию. Подчеркивается исключительная роль денег — особого товара, позволяющего максимизировать доходы от других видов активов.

     М. Фридман и его последователи исходят из того, что между ростом денежной массы и динамикой национального дохода существует тесная корреляционная связь.

     Она наиболее рельефно проявляется в рамках долгосрочного периода. В пределах одного хозяйственного цикла изменения в темпах роста денежной массы и номинального дохода происходят с разрывом во времени в несколько месяцев. Наличие временных лагов говорит о неэффективности краткосрочных методов регулирования.

     В отличие от кейнсианских взглядов монетаристская теория исходит из признания устойчивого  спроса на деньги, являющегося главным  условием устойчивости платежеспособного  спроса и рыночной системы в целом.

     Предпочтение  отдается денежно-кредитной политике. Рецепт монетаристов заключается в том, что денежная масса должна постоянно расти с неизменной скоростью, соответствующей темпу роста производства (денежное правило Фридмана).

     Как показала практика, бездумное использование  монетаристских рецептов не способно обеспечить решение задач переходного периода. Теория монетаристов не должна рассматриваться как универсальная. Рекомендации монетаристов следует использовать с учетом реальных условий, в сочетании с другими мерами экономической политики. 

 

Список  использованных источников 
 

1. Бункин  М.К. «Монетаризм». М.: АО «ДИС», 2006.

2.Бартнев  С.А. История экономических учений. - М.: Юрист, 2001.

3.Ховард  К., Эриашвили Н.Д., Никитин А.М.  Экономическая теория: Учебник для  вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Усоскин  В.М. Теория денег. М.: «Мысль», 2007.

5. Курс  экономики: Учебник./Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Костюк  В.Н. История экономических учений. – М.: ОАО «Дата», 2009.

7. Бартнев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 2005 г.в.

8. Макроэкономика. Учебное пособие./Под ред. Бункина М.К. – М.: ООО «Хатбер», 1998.

9. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: «Инфра-М», 2003.

10. А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. Основы экономики./Учеб. пособие. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001.

11. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: «ИНФРА-М», 2005.

12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: «Туран», 2007.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Теория денег