Теоретические аспекты функционирования системы безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Возникновение и развитие безналичных расчетов. Понятие, сущность и виды безналичных расчетов в России. Принципы и законодательные основы системы безналичных расчетов в Российской Федерации. Развития пластиковых карт за рубежом.
Анализ операций с пластиковыми карточками в России и Самарской области. Развитие рынка пластиковых карт в Самарской области. Виды пластиковых карт Сбербанка.Проблемы организации и перспективы развития безналичного оборота. Перспективы развития рынка пластиковых карт.

Работа содержит 1 файл

ВСя курсовая.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

       А в самарском магазине Bosco di Ciliegi — MaxMara, по словам директора “Боско-Волга” Любови Осиповой, по карточкам совершается 20-30% покупок.

       В осенне-зимний сезон по картам совершается  до 25% покупок в меховых салонах  фирмы “Самара-мех”, говорит Гульнара Харчевникова, учредитель фирмы. Прежде в магазинах стояли только терминалы Сбербанка, которому фирма отчисляет 2,5% с транзакции, но недавно терминалы поставил и ДельтаБанк, предложивший комиссию на 0,5% ниже.

       Но  торговым предприятиям, работающим в  формате “магазин у дома”, клиенты  с “пластиком” пока неинтересны. Директор по рознице торговой сети “Меркурий” Александр Ефимов говорит, что для его компании наличие POS-терминалов в семи магазинах из 11 — это “пока только имидж”. Доля покупок “по безналу” очень  небольшая, утверждает он.

       Специфика российского рынка состоит в  том, что рынок развивается в  основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах, и доля зарплатных карточек составляет порядка 80% от всех выпущенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

       Стимулом  к использованию пластиковых  карт послужит сочетание двух условий. Во-первых, механизм расчетов по карте  должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Во-вторых, пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту. 

       2.3 Виды пластиковых карт Сбербанка.

       На  сегодняшний день в России существует около 10 платежных систем, которые  обслуживают более 30 видов банковских карт. Наиболее популярными являются международные платежные системы, работающие с карточками «VISA» и  «Eurocard/MasterCard». Владельцы таких карт могут в полной мере пользоваться как международной системой безналичных платежей, так и надежным платежным средством на территории России. Так карточку VISA принимают к оплате в 240 странах мира. Существуют более 440 тыс. банкоматов и около 22 млн. торговых и сервисных точек обслуживания. А с карточкой Eurocard/MasterCard можно работать в 222 странах мира, получать наличные в 463 тыс. банкоматов и обслуживаться в 20 млн. торгово-сервисных точках.

       Наиболее  популярные в Сбербанке следующие  виды карт :

  • Viza Classic и Eurocard/MasterCard Mass - Это наиболее распространенные карты, обеспечивающие высокий уровень финансового и иного сервиса во всем мире. Используются практически в любой стране мира. Предоставляется снижение стоимости годового обслуживания при использовании карты более 12 месяцев. Могут выдаваться гражданам РФ, достигшим 14-летнего возраста.
  • Viza Business и Eurocard/MasterCard Business - Это корпоративные международные карты, лучшее средство для эффективного управления расходами организации. Они дают возможность безналично оплачивать командировочные расходы сотрудников, а также расходы, связанные с хозяйственной деятельностью организации, как в России, так и за рубежом.
  • Viza Gold и Eurocard/MasterCard Gold - Эти карты признак состоятельности и поддержка престижа. Это удобное средство для безналичных расчетов в торговых и сервисных точках, а также при получении наличных в банковских учреждениях и банкоматах по всему миру, обладающее высокой кредитоспособностью.
  • АС Сберкарт - Это микропроцессорная карта Сбербанка России, удобное средство для безналичных расчетов как для физических, так и для юридических лиц, а также безопасное средство транспортировки денежных средств. Основное преимущество этих карт - это безупречная система безопасности, основанная на назначении клиентом пользовательских паролей.
  • Cirrus/Maestro и Visa Electron - Эти карты совмещают дебетовые карты Сбербанка России и международные электронные карты, а это более 400 тысяч торговых и сервисных точек, а так же более 463 тысяч банкоматов в 10000 городах мира.

       В целях увеличения внедрения банковских карт на Российском рынке, банки-эмитенты предлагают своим клиентом дополнительные тарифы для удобства использования  их в той, или иной сфере деятельности. На сегодняшний день банки активно  внедряют «зарплатные», «пенсионные», «студенческие» и другие проекты, что обеспечивает дополнительные возможности для определенных слоев общества.

       Стратегия банка в области развития системы  банковских карт заключается в ответе на главный вопрос: каким образом и на чем зарабатывать деньги, работая с картами.

       Основная  особенность платежных систем построенных  на пластиковых картах состоит в  обслуживании розничного товарооборота  в экономике. Особенности выражаются в технических особенностях проведения платежей и раскрываются при рассмотрении видов пластиковых карт, их эволюции.

       С точки зрения механизма расчета  выделяются двусторонние и многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между  участниками расчетов, где владельцы  карточек могут использовать их для  покупки товаров в замкнутых  сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.). В  отличие от этого многосторонние системы, которые возглавляют национальные ассоциации банковских карточек, а  так же компании, выпускающие карточки туризма и развлечений (American Express), предоставляют владельцам карточек возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства. Карточки этих систем так же позволяют получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

       Карточки  туризма развлечений и отдыха. Это “платежные” карточки, они  выпускаются компаниями, специализирующимися  на обслуживании указанной сферы (American Express, Dinners Club). Карточки принимаются сотнями тысяч в торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров или услуг, а также предоставляют владельцам карт различные льготы при бронирование авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидках с цены товара, страхованию жизни и т.д.

       Другое  деление карточек определяется их функциональными  характеристиками. Здесь различаются  кредитные и дебетовые карточки.

       Банковские  кредитные карточки предназначены  для покупки товаров с использованием банковского кредита, а так же для получения авансов в денежно-кредитной  форме. Главная особенность этой карточки - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически каждый раз, когда производится покупка товара или берется кредит в денежной форме.

       Клиент  банка, пользующийся кредитной карточкой, имеет возможность получения  y банка ограниченного кредита в cлyчae oплaты кapтoчкoй тoвapoв или ycлyг, cтoимocть кoтopыx пpeвышaeт ocтaтoк нa eгo бaнкoвcкoм cчeтe. Bыдaнный клиeнтy кpeдит пoгaшaeтcя зaтeм пyтeм cпиcaния co cтpaxoвoгo дeпoзитa, либо ecли клиент зaтeм кoмпeнcиpyeт бaнкy pacxoды из coбcтвeнныx cбepeжeний нaличными либo c дpyгoгo cчeтa.

       Дeбeтoвыe кapтoчки пoзвoляют клиeнтy бaнкa пoлyчaть нaличныe в бaнкoмaтax и oплaчивaть cвoи пoкyпки тoлькo в пpeдeлax имeющeйcя на eгo cпeциaльнoм кapд-cчeтe (либо пpocтo на cчeтax в бaнкe-эмитeнтe кapтoчки) cyммы. Taким oбpaзoм, при oплaтe пoкyпки дeбeтoвoй кapтoчкoй нeoбxoдим звoнoк в банк или пpoцeccингoвый цeнтp для ycтaнoвлeния, cмoжeт ли клиент, a нe банк, выплатить тpeбyeмyю cyммy. Пpи этoм cyммa блoкиpyeтcя нa cчeтe клиeнтa нa oпpeдeлeннoe вpeмя дo пpибытия в пpoцeccингoвый цeнтp тoвapнoгo чeкa - slip'a, пocлe чeгo oкoнчaтeльнo cпиcывaeтcя. C мoмeнтa oплaты пoкyпки или ycлyги чepeз пpoцeccингoвый цeнтp и до ee oкoнчaтeльнoгo cпиcaния или же "вoзвpaщeния" нa cчeт в cлyчae oшибки или выявлeния фaльcификaции cпиcывaeмaя cyммa клиeнтy "не видна".

       В последнее время получили распространение  дебетовые карточки частных сетей. Их выпускают банки, которые участвуют  в региональных системах торговых терминалов, а не подключенных к общенациональным коммуникациям. Банки привлекает то обстоятельство, что в этом случае не нужно платить комиссию за передачу информации по общим коммуникациям.

       По  характеру использования как  кредитные, так и дебетовые карточки могут быть индивидуальными и  корпоративными. Индивидуальные карточки только физическим лицам, корпоративные - только компаниям (организациям). Корпоративная карточка привязана к счету компании и может быть оформлена только на сотрудника компании. Такая карточка может быть лимитирована компанией и тогда владельцу карточки устанавливается лимит использования денежных средств со счета компании. Если лимит не установлен, владелец карточки может распоряжаться всей суммой находящейся на счету компании (привязанном к данной карточке). В рамках классификации карточек на индивидуальные и корпоративные можно выделить в отдельный вид семейные карточки. Они выдаются как индивидуальные только физическим лицам, но также как корпоративные отдельные карточки можно оформить на каждого члена семьи владельца кард-счета. При этом для кредитной карточек членов семьи обычно устанавливается лимит использования средств.

       По  территориальному действию различают  международные, национальные, локальные, клубные и другие карточки.

       По  категориям классности существуют 4 класса карт это: 1-й класс GOLD, 2-ой класс BUSSINESS, 3-й класс CLASSIC и 4-й класс STANDART.

       Иногда  выделяют особую категорию - платежные  карточки как разновидность кредитных  карточек. Отличие состоит в том, что общая сумма долга при  использовании карточки должна погашаться полностью в течение определенного  времени после получения выписки  без права продления кредита.

       Имеются различия в использовании карточек в системах основанных на бумажной технологии , или в электронных системах. В “бумажных” системах держатель ставит свою подпись на торговом счете или другом документе, подготовленном торговцем, что является подтверждением его разрешения дебетовать свой счет в банке. Затем торговый счет направляется эмитенту карточки как основание для выплаты соответствующей суммы торговцу (кредитование его счета) и списание денег со счета владельца карточки. В электронной системе держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе является санкцией на дебетование его банковского счета.

       Итак, банковская карточка является прежде всего персонифицированным платежным инструментом, предоставляющим пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях банков и банковских автоматах. Принимающие карточку предприятия торговли или сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки. 

       3. Проблемы и перспективы  развития безналичных  расчетов в Российской  Федерации. 

       3.1. Проблемы организации  и перспективы  развития безналичного  оборота. 

       В настоящее время наиболее сложной  стала проблема налаживания расчетно-платежной  системы  и проблема неплатежей в  экономике. Неплатежи являются одной  из причин увеличения дефицита бюджета.

       Остановимся подробнее на следующих проблемах:

    • задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ;
    • скорость совершения платежей;
    • очередность платежей;
    • проблемы вексельного обращения.
       
        
       

       Задержки  расчетов банками и РКЦ. С введением  расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с  большим потоком бумажных носителей  с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих  КБ.

       Представив  в банк платежное поручение о  перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны. Владельцы счетов далеко не во всех случаях используют свое право требовать от банка уплату 0,7% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.

Информация о работе Теоретические аспекты функционирования системы безналичных расчетов