Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
• Оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования рынка труда 4
1.1. Понятие рынка труда 4
1.2.Структура рынка труда 9
Глава 2 Тенденции развития рынка труда в условиях современной России 17
2.1 Характеристика основных проблем развития рынка труда в России 17
2.2. Пути решения проблем рынка труда 21
Глава 3 Цели и задачи федеральной политики занятости в России 28
Заключение 34
Список использованных источников 37
-
предупреждение массовой и
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
-
координацию деятельности
-
международное сотрудничество
Для
обеспечения занятости
Конечно на данном этапе принимаются решения федеральных и региональных органов власти в области занятости. Однако зачастую их действия носят противоречивый характер. То, что делают власти, может, как-то и сдерживает рост безработицы, но точно не стимулирует занятость. Власти, напуганные страхами социальных последствий кризиса, резко ужесточили контроль за соблюдением трудового законодательства. Например, предприятия обязываются в десятидневный срок сообщать о вынужденных увольнениях, если задерживается выплата зарплат в ход идет прокуратура со всеми вытекающими последствиями.
В результате предприятия имеют крайне ограниченные возможности адаптации к кризису, как с точки зрения занятости, так и с точки зрения заработной платы и регулирования рабочего времени - двух главных механизмов адаптации рынка труда.
В такой ситуации у предприятий остается один выход, неподконтрольность государству - это постепенное выталкивание людей через стимулирование добровольных увольнений и замораживание найма. Предприятия все равно добьются своего, но какова будет итоговая цена такой политики. К тому же очевидно, что, если никак нельзя оптимизировать трудовые издержки в условиях спада, лучше не наращивать занятость в условиях подъема. Но это прямой путь к хроническому кризису на рынке труда и к дальнейшей деформализации занятости.
Таким образом, основной упор должен быть сделан на создание миллионов новых рабочих мест. Необходимо также подумать о качестве создаваемых рабочих мест. Недопустимо ставить во главу угла политики занятости дешевые рабочие места и жалкие пособия по безработице - это подрывает способность нации к социальному воспроизводству. Но чтобы в стране создавались качественные и дорогие рабочие места, требуются реальные шаги по созданию условий для долгосрочного развития бизнеса. Создать их сможет только частный сектор, когда увидит перед собой понятную перспективу, дружественные бизнесу государство и институты. В частности, работающим крупным компаниям нужны длинные дешевые кредиты, нужен благоприятный налоговый климат в сфере обложения фонда оплаты труда. Это тесно сопряжено с развитием малого и среднего бизнеса, который в нашей стране вместо развития окончательно уничтожается.
В опубликованном бюджете на 2009 год нет конкретных целей и объема финансирования в данном направлении и это очень плохо. В США еженедельно публикуются данные о количестве созданных рабочих мест и количестве новых обращений за пособиями по безработице (не говоря уж о данных о производительности труда). Эти данные очень важны для экономики. И почему бы нашим властям не начать брать пример в позитивных сферах у страны, которая в свое время научила мир заниматься бизнесом. Все остальное - пособия, защита рабочих мест, программы переподготовки - конечно крайне важно в общем комплексе мер, но не заменит людям работу.
Современное
состояние занятости
На российском рынке труда еще не действуют многие рыночные регуляторы сферы труда, присущие странам с развитой рыночной экономикой. Отсюда следует, что пока формируются полноценные рыночные механизмы государство должно взять на себя роль регулирования занятости на макроуровне, увязывая ситуацию в сфере занятости и на рынке труда с макроэкономическими условиями функционирования народного хозяйства.
Издержки, связанные с нечеткостью государственной политики занятости в переходный период, явно ощущаются уже сейчас. Ее отсутствие привело к автономной кадровой политике предприятий и учреждений, которая далеко не всегда согласуется с желаемым состоянием занятости, усиливает или порождает новые негативные тенденции в занятости и на рынке труда, что лишь усугубляет кризис в экономике (потеря квалифицированных кадров, постарение трудовых коллективов, снижение производительности труда, дальнейшее разложение трудовой морали и др.).
Экономика страны подошла вплотную к экономическому росту, а между тем прежние приоритеты политики занятости (прежде всего сдерживание массовой безработицы) при всей социальной значимости и необходимости на этапе углубления кризиса в экономике ведут по существу к стагнации трудовой сферы и сдерживанию развития в ней рыночных отношений, что естественно не соответствует условиям перехода к экономическому росту.
Проявление нерыночного характера сферы труда (гипертрофированные масштабы скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, неопределенность статуса занятости и незанятости, сформировали в численности занятых огромный слой неэффективных работников, негативно влияющих на все социально-экономические процессы и прежде всего рост эффективности труда, структурные сдвиги, повышение уровня оплаты труда.
Иной характер развития трудовой сферы и ее регулирования можно ожидать, если акцент в политике занятости будет перенесен на содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда. С социальной точки зрения это более напряженный вариант, поскольку предполагается ускорение высвобождения работающих в условиях малочисленности вновь создаваемых рабочих мест и потому довольно существенный рост безработицы.
Но это будет, кратковременный всплеск безработицы, которая начнет рассасываться в последующие годы по мере экономического роста и создания новых рабочих мест, например в отраслях сферы обслуживания.
Сложилось так и это вполне объяснимо, что в начале реформирования экономики России акцепт был перенесен на социальные аспекты развивающегося рынка труда, поскольку официально признанная безработица была новым явлением в нашем обществе и к тому же нередко прогнозировались исключительно большие масштабы безработицы. Но одновременно из политики занятости, во всяком случае в реальном ее претворении, выпали те направления, которые связаны с ростом эффективности труда как основы повышения ответственности самого работника за свое благополучие и ускорения структурных сдвигов.
Сегодня, условиях социально-экономического развития государственная политика занятости должна решать следующие задачи:
повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;
обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование;
усиление роли профессионального труда в росте доходов работающих и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд – высокие заработки);
упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;
расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и режимам труда;
максимально возможное привлечение безработных к общественным работам и другим временным работам;
совершенствование
учета безработных и
оказание
дифференцированной социальной поддержки
безработным в зависимости от
причин потери работы и готовности
человека адаптироваться к новым и более
высоким профессиональным требованиям.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература,2003.
2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции, введенной в действие с 6 мая 1996 года Федеральным законом от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ (с изменениями на 25 декабря 2008 года), статья 5.
3. Федеральная
служба государственной
6. Экономика. Учебник. Издание 3е, переработанное и дополненное. / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999.
7.Рынок труда / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. С.34-36.
8. «Экономика и жизнь», Вып. № 1 (9317) от 14.01.2010, - «Кадровый базар» Л.Власова
9. www.Lenta.ru.
10. www.SuperJob.ru.
Информация о работе Тенденции развития рынка труда в условиях современной России