Тенденции развития рынка труда в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
• Оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования рынка труда 4
1.1. Понятие рынка труда 4
1.2.Структура рынка труда 9
Глава 2 Тенденции развития рынка труда в условиях современной России 17
2.1 Характеристика основных проблем развития рынка труда в России 17
2.2. Пути решения проблем рынка труда 21
Глава 3 Цели и задачи федеральной политики занятости в России 28
Заключение 34
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

тенденции развития рынка труда.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

     Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у  нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

     Необходимо  ускорить создание отраслевых, территориальных  и республиканских объединений  нанимателей, которые должны взять  на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

     Поскольку структурная перестройка практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.

     Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни опережающее профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена, как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Опережающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.

     Ситуация  на рынке труда остается нестабильной. Осложнилась и ситуация на рынке подбора персонала, то есть на рынке услуг по подбору персонала. Негативные последствия, по мнению аналитиков, продлятся как минимум до конца 2010 г. На докризисный уровень можно будет вернуться лишь к 2012—2014 гг.

     За прошедший год 35% россиян сменили место работы. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Kelly Services, в котором приняли участие 1200 человек из Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. 76% респондентов сменили работу один раз за год, 17 — дважды, 3 — три раза и 2% — более трех раз.

     Кризис  выявил массовую отложенную демотивацию. Это означает, что, несмотря на экономическую  нестабильность, большинство опрошенных работников готовы покинуть нынешнего  работодателя, если получат более интересное предложение.

     Об  интенсивном увольнении сотрудников  в промышленности в 2009 г. свидетельствуют  и данные Института экономики  переходного периода.

     Более 60% предприятий заявили в декабре  о сокращении персонала. В конце  года интенсивность увольнений в промышленности увеличилась вдвое, она может оказаться самой значительной с начала кризиса.

     В Санкт-Петербурге, по данным компании HeadHunter, на одну размещаемую вакансию осенью 2009 г. приходилось в среднем четыре резюме, что говорит об избыточности рынка труда. До кризиса наблюдалась обратная ситуация — дефицит квалифицированных кадров.

     Показатели  доли отечественных предприятий, где  сокращают персонал, превышают аналогичные  показатели Литвы и Латвии. Эти  страны Всемирный банк признал наиболее пострадавшими от кризиса.

     Аналитики отмечают также, что уровень кандидатов на рынке труда существенно возрос. Можно предположить, что специалисты, которые хорошо разбираются в  своей профессии, будут интересны  работодателю и найдут достойное  место работы.

     Происходят  изменения и на рынке подбора  персонала. Он, по мнению аналитиков, в  «тяжелом состоянии упадка», который  характерен для всех стран. Анализ мировых  тенденций, изменяющих этот рынок, выявил фактор, именуемый смертью лояльности. Его суть в том, что 83% работников будут «обязательно» или «возможно» искать новую работу, когда экономика начнет улучшаться. В России этот фактор называется отложенной демотивацией. Он почти на 20% ниже.

     Отмечается  также появление нового мирового тренда — «глобалити». Это, в частности, конкуренция компаний с каждым везде и за все, включая ресурсы, таланты, клиентов, партнерские связи, распределение технологий, капитала. Для России он может стать принципиально новым подходом к возможностям развития рекрутингового бизнеса и выхода из кризиса.

     Таким образом, положение дел на рынке  труда необходимо рассматривать  как сложную систему, состояние  которой улучшается, или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Цели и задачи федеральной политики занятости в России

 

     Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

     Государственная политика занятости - это часть социально-экономической  политики развития страны, которая  нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.

     Законодательство  Российской Федерации о занятости  населения состоит из Конституции  Российской Федерации, Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.08.2004) "О занятости населения в Российской Федерации», других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Регулирование занятости заключается в мерах  по поддержанию нормального соотношения  между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это  должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

     Регулирующая  функция государства состоит  в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения  трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

     Эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность  экономики поддерживать баланс между  повышением производительности на стадии подъема и созданием рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда.

     Исходным  пунктом правительственной стратегии  занятости должен стать принцип  предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

     Концепция государственной политики занятости  должна базироваться на критериях экономической  эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда.

     Функция регулирования занятости объективно требует комплексного подхода при  разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное  движение рабочей силы и рабочих  мест как на уровне основного звена  экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости.

     В широком смысле механизм государственного регулирования включает экономические, юридические и психологические  факторы, определяющие функционирование рынка труда.

     Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

     Меры  косвенного регулирования рабочей  силы: налоговая, денежно-кредитная  и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

     Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования  и воздействуют на динамику занятости  и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

     Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

     - развитие трудовых ресурсов, повышение  их мобильности, защиту национального  рынка труда;

     - обеспечение равных возможностей  всем гражданам Российской Федерации  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;

     - создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

     - поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

     - осуществление мероприятий, способствующих  занятости граждан, испытывающих  трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования);

Информация о работе Тенденции развития рынка труда в условиях современной России