Тенденции развития рынка труда в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
• Оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования рынка труда 4
1.1. Понятие рынка труда 4
1.2.Структура рынка труда 9
Глава 2 Тенденции развития рынка труда в условиях современной России 17
2.1 Характеристика основных проблем развития рынка труда в России 17
2.2. Пути решения проблем рынка труда 21
Глава 3 Цели и задачи федеральной политики занятости в России 28
Заключение 34
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

тенденции развития рынка труда.doc

— 195.50 Кб (Скачать)
  • субъекты рынка;
  • юридические нормы, экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры;
  • рыночный механизм;
  • безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
  • инфраструктура рынка труда;
  • альтернативные виды деятельности.

     Субъекты рынка труда.

     К субъектам рынка труда относятся наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).

     Наемные работники - самая многочисленная часть субъектов рынка труда. К ним относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду - рабочей силы.

     Наемные работники России еще полностью не осознали своих интересов, не научились их отстаивать перед работодателями и государством.

     Работодатели. К ним относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек. Доля работодателей в составе работающего населения невелика, несколько превышает 10%, статистика пока не дает точной величины этого слоя среди занятых. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.

     Государство и органы местного самоуправления, как субъекты рыночных отношений выполняют разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к ним можно отнести:

  • функции создания условий для развития рыночных отношений, обеспечения полной занятости путем стимулирования сохранения и создания рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы;
  • разработку законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка;
  • защиту всех субъектов рынка труда;
  • регулирование рынка труда;
  • функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.

     Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:

  • отношения между наемными работниками и работодателями;
  • отношения между субъектами рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
  • отношения между субъектами рынка труда и государством.

     Наличие и взаимодействие всех элементов  рынка труда необходимо для его  функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:

  1. Организация встречи работодателя и наемных работников.
  2. Обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками.
  3. Установление равновесных ставок заработной платы.
  4. Решение вопросов занятости населения.
  5. Осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.

     Юридические нормы и экономические программы. Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой. Для макроэкономической стабилизации экономики России и перехода к экономическому росту, способному обеспечить полную занятость, тем более необходима последовательная и настойчивая работа по принятию недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, и осуществление жесткого контроля за их выполнением. Неисполнение законов является слабым местом российского государства. Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти.

     Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и подпрограммы по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.

     Повысить цивилизованный характер социально-трудовых отношений способно социальное партнерство и его новая форма - трипартизм. Генеральные, региональные, отраслевые соглашения и коллективные договоры создают для этого определенные предпосылки. Но необязательность их выполнения снижает их ценность. Повышение ответственности всех сторон за их реализацию является актуальной задачей.

     Рыночный механизм – это важнейший компонент рынка труда.

     Механизм  рынка труда – это взаимодействие и согласование разнообразных интересов  работодателей и трудоспособного  населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

     На  рынке труда спрос – это  потребность работодателей в  работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время. Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда показано на рис. 1.

     Кривая  предложения труда на рис. 1 направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях).  

     

     Рисунок 1 Спрос и предложение на рынке труда 

     Напротив, кривая спроса на рис. 1 направлена вниз. При росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость изделий, создаваемых дополнительными трудовыми затратами, и уменьшается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд. В том случае, когда цена труда может устроить и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. 1 показывает, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают – это и есть равновесная цена труда (или заработная плата). Следовательно, равновесная цена – это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения рабочей силы.

     В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда  выполняет следующие функции:

  • регулирование спроса и предложения труда;
  • обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);
  • обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;
  • установление равновесной (доминирующей) цены; содействие полной, но экономически эффективной занятости.

     Безработица и социальные выплаты, связанные с ней - является обязательным для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высвобождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число увольняемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка.

     Инфраструктура рынка труда. Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.

     В экономической литературе понятие инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:

     1. совокупность учреждений и организаций,  государственных и коммерческих  предприятий и служб, обеспечивающих  его нормальное функционирование 

     2. инфраструктура рынка труда включает  биржи труда, государственные системы учета спроса на рабочую силу, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населения и др.

     3. совокупность институтов содействия  занятости, профессиональной подготовки  и переподготовки кадров, профессиональной  ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.

     В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда:

  1. Государственные службы занятости;
  2. Негосударственная система занятости;
  3. Кадровые службы предприятий и фирм;
  4. Общественные организации и объединения, социальные и общественные фонды;
  5. Информационные механизмы;
  6. Нормативно-правовая база.

     Обычно  отмечают, что главной социально-экономической функцией рынка труда является достижение эффективной занятости. Именно инфраструктура рынка труда обеспечивает выполнение этой функции, критерием успешного функционирования которой является достижение сбалансированности между спросом и предложением, а главной задачей - создание более эффективного взаимодействия между спросом и предложением. Под эффективной занятостью следует понимать полную и рациональную занятость.

     Следует также иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда работой обеспечивается всё население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.

     Для реализации этой задачи, то есть обеспечения  эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:

     - содействие населению в трудоустройстве,  профессиональной ориентации,

     - обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда,

     -осуществление  профессиональной подготовки и  переподготовки,

     - устанавливает контакты между  работодателями и работниками

     - координирует деятельность различных  органов, в той или иной степени  связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.

     Что касается информационных механизмов и  нормативно-правовой базы, то они обеспечивают условия функционирование рынка  труда, а также взаимосвязь между  работодателями и инфраструктурой  рынка труда, с одной стороны, и инфраструктурой рынка труда и потенциальными работниками - с другой стороны.

     Инфраструктура  рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.

     Альтернативные виды деятельности. К ним можно отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и др.виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых коллективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами. 
 
 

Информация о работе Тенденции развития рынка труда в условиях современной России