Сущноть и функции государственного кредита.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение управления государственного кредита. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и в широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава1. Сущность и функции государственного кредита………………………………...4
1.1 Сфера государственно-кредитных отношений……………………………………………4
1.2 Государственный кредит…………………………………………………………………....7
1.3 Функции государственного кредита……………………………………………………...11
1.4 Формы государственного кредита…………………………………………………….....15
Заключение…………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФиК.docx

— 43.24 Кб (Скачать)
    • тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;  
    • охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 
    • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

     В основном контролируется целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процента. 
 
 

 1.4 Формы государственного кредита.

 

     Кредитные отношения возникают по поводу получения  или предоставления денежных средств  внутри страны (внутренний кредит) и  нерезидентами (внешний кредит).

     В системе кредитных отношений  внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:  

    • государственные займы; 
    • обращение части вкладов населения в государственные займы;
    • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
    • казначейские ссуды; 
    • гарантированные займы.

     Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

     Государство устанавливает нарицательную (номинальную) стоимость облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное  пользование. Именно эта сумма выплачивается  владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются  проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может  быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено  тем, что облигации продаются  по курсовой цене, которая отклоняется  от номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит  от ряда факторов. К их числу относятся: величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время  покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами и др.

     Другим  видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые  отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вообще, по казначейским обязательствам – в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализуются только среди населения.

     Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии  они делятся на выпускаемые: 

    • центральным правительством; 
    • республиканскими правительствами; 
    • местными органами власти.

     Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность  республиканских и местных органов  власти является, как правило, незначительной.

     В зависимости от формы выплаты  доходов выделяют: 

    • процентные займы (владельцы получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг, но без ежегодных выплат). Примером процентных долговых обязательств являются казначейские обязательства государства и облигации 5% займа 1990 года. 
    • выигрышные займы (весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, причем доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тираж). Примером выигрышного займа является Государственный заем 1982 года. 
    • процентно-выигрышные займы (условиями выпуска таких займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части – в форме выигрышей)  
    • беспроигрышные займы гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию.

      В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей  стране не выпускаются. 

    • беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату процентов, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Примером является Государственный целевой заем 1990 года.

     По  срокам погашения займы делятся  на: 

    • краткосрочные – срок погашения до 1 года; 
    • среднесрочные – срок погашения до 5 лет; 
    • долгосрочные – срок погашения более 5 лет.

     По  месту размещения займы подразделяют на: 

    • добровольные;  
    • размещенные по подписке; 
    • принудительные.

     Каждому методу размещения займов соответствует  свой способ реализации. Облигации  добровольных займов свободно продаются  и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления  правительства, предусматривающего строгую  ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые  среди населения по подписке с  рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными.

     Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные  займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств.

     В тесной связи с государственными займами находится и вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и др.) и  является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства –  обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заумных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 
 

     Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизируемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми перед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

     Главными  задачами системы управления внешним  долгом являются: обеспечение национальной экономики страны внешними источниками  финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление  контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

     Основные  усилия правительства по урегулированию платежной проблемы должны быть направлены не на привлечение новых средств, а на сокращение государственных  долговых обязательств всеми возможными способами: мобилизацией внутренних ресурсов, рыночным управлением торгуемой  частью долга, реструктуризацией долга  в переговорном процессе с кредиторами. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 
 
 

  1. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: “Финстатинформ” 1995
  2. Банки и не банковские кредитные организации и их операции. Учебник под редакцией академика Жукова Е.Ф. 2005
  3. Банки и банковское дело. Под редакцией А.И. Балабанов, В.А. Боровкова, О.В. Гончарук, А.Н. Крамарев, С.В. Мурашова, О.Е. Пирогова. 2007 г.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  5. Волынский В. С. Кредит в условиях современного капитализма – М.: Финансы и статистика, 2001.
  6. Долан Э. Дж. И др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика – М.: Новое время, 2001.
  7. Деньги, кредит, банки. Под ред. Лаврушина О.Н., М.: Финансы и статистика, 2000.
  8. Деньги, банковское дело и денежно – кредитная политика . Э.Дж. Долан, К.Д. Кембелл, Р.Дж. Кембелл перевод с англ. Под ред. Лукашевича В.В., Ярцева. М.Б. 1994
  9. Нешитой А.С. Финансы: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
  10. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата» от 31 августа 1998 года номер 54 – П
  11. Парамонова Т.В. Принципы регулирования кредитных отношений // Деньги и кредит. - 2002.- №6. - с.10.
  12. Сухов П.А. Некоторые аспекты развития кредитных отношений // Деньги и кредит. - 2003. - №1. - с.19.
  13. Трошин А.Н., Фомкина В.И. Финансы, денежное обращение и кредиты - М., 2000

Информация о работе Сущноть и функции государственного кредита.