Сущноть и функции государственного кредита.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение управления государственного кредита. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и в широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава1. Сущность и функции государственного кредита………………………………...4
1.1 Сфера государственно-кредитных отношений……………………………………………4
1.2 Государственный кредит…………………………………………………………………....7
1.3 Функции государственного кредита……………………………………………………...11
1.4 Формы государственного кредита…………………………………………………….....15
Заключение…………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФиК.docx

— 43.24 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Московский  Государственный Университет Экономики,

Статистики  и Информатики 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему:

«Сущность и функции государственного кредита» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава1. Сущность и функции государственного кредита………………………………...4

1.1 Сфера государственно-кредитных отношений……………………………………………4

1.2 Государственный кредит…………………………………………………………………....7

  1.3 Функции государственного кредита……………………………………………………...11

1.4 Формы государственного кредита…………………………………………………….....15

Заключение…………………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………………………….20

  

                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Целью данной курсовой работы является рассмотрение управления государственного кредита. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и в широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

      Именно  они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объемов  займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия  на денежное обращение, кредит, производство, занятость, целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

      В результате кредитной экспансии  государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений.

      Поэтому сокращение бюджетного дефицита и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза  как одна из наиболее актуальных задач.

        Под управлением государственным  кредитом в узком смысле понимается  совокупность действий, связанных  с подготовкой к выпуску и  размещению долговых обязательств  государства, регулированию рынка  государственных ценных бумаг,  обслуживанию и погашению государственного  долга, предоставлению ссуд и  гарантий.

Специфика категории государственного кредита  определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается  совместно на Министерство финансов и Центральный Банк.

       История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступлений обычных бюджетных доходов.

Сущность  и функции государственного кредита.

1.1. Сфера государственно-кредитных  отношений. 

      Одним из звеньев финансовой системы государства  является государственный кредит. Главная  форма экономических отношений  в рамках государственного кредита  – когда государство выступает  как заемщик средств. Реже оно  выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим физическим лицам. В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнения других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами, оно является гарантом.

        Государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных  отношений финансов и кредита,  и несет черты, как тех, так  и других. В качестве звена  финансовой системы он обслуживает  формирование и использование  централизованных денежных фондов  государства, т.е. государственного  бюджета и внебюджетных фондов  и всех уровней.

        Государственный кредит выполняет  две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основными источниками финансирования бюджетного дефицита.

        Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

        Кредитные отношения. Кредит как  экономическая категория происходит  от латинского слова creditum - ccуда, долг и в то время от credo-доверяю, верю – предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов.

        Под кредитными отношениями понимаются все виды денежных отношений, возникающих на основе срочности, платежности и возвратности. Следовательно, стадиями движения кредита является размещение кредита, получение кредита заемщиками, его использование ресурсов, возврат позаимствованной стоимости, получение кредитором средств, размещенных в форме кредита.

      Кредит  является особой формой движения фонда  денежных средств - ссудного капитала. Ссудный капитал это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности. 

      Основными источниками ссудного капитала служат:

    • денежные резервы экономических агентов, высвобождаемые в процессе кругооборота капитала;
    • денежные резервы, выступающие в виде специальных денежных фондов;
    • денежные доходы и сбережения всех слоев населения;
    • государственный денежный резерв;
    • эмиссия денежных знаков, осуществляемая в соответствии с потребностями роста оборота наличных денег.
 

      В условиях рыночной экономики  кредит выполняет  следующие функции:

    • аккумуляция временно свободных денежных средств;
    • перераспределение денежных средств на условиях из последующего возврата;
    • создание кредитных орудий обращение (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций;
    • регулирование объема совокупного денежного оборота.
    • По сроку возврата кредит подразделяется на долгосрочный кредит и краткосрочный кредит.
 

      Долгосрочный  кредит предоставляется на срок более 1 года и обслуживает движение основных фондов, главным образом их расширение, воспроизводство и капитальное строительство.

      Краткосрочный кредит в основном предоставляется на срок более 1 года включительно, обслуживает кругооборот оборотных средств.

      Краткосрочный кредит классифицируется:

  1. По экономическому характеру объективов кредит:
    • под товарно-материальные ценности (запасы, незавершенное производство), а также на временные нужды под сверхплановые запасы;
    • под затраты (сезонные производство, подготовка новых производств);
    • платежные кредиты (несвоевременное поступление средств за отгруженный товар);
    • на расследование операции (под покрытие временных разовых потребностей при отсутствии свободных денежных средств).
  1. По срокам погашения: срочные, отсроченные (пролонгированные, просроченные).
  1. По источникам погашения:
    • за счет средств заемщика;
    • за счет средств гаранта;
    • за счет новых кредитов.
  1. По связи с принципом обеспечением; не имеющие обеспечения (бланковые кредиты).

      На  рынке кредит выступает в следующих  формах: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный, государственный, международный. Они отличаются друг от друга составом участков, объектом ссуд, динамиком, величиной процента и сферой функционирования. Всем им свойственны специфические формы отношений и методы кредитования.

        Государственный кредит следует  подразделять на собственно государственный  кредит и государственный долг. В первом случаи кредитные  институты государства кредитуют  различные секторы экономики.  Во втором случае государство  заимствует денежные средства  у банков и других кредитно - финансовых институтов для финансирования  бюджетного дефицита и государственного  долга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Государственный кредит. 

     Государственный кредит - это совокупность кредитных отношений, в котором заемщиком выступает государство.

     Субъектами  такого кредита, с одной стороны, является государство в лице правительства  и отдельных государственных органов, например, Министерства финансов и местных органов власти; с другой стороны – население, а также отдельные хозяйствующие субъекты, и, прежде всего, институциональные инвесторы.

     Объектом  государственного кредита в современных  условиях выступают деньги. Как правило, аккумулированные таким образом  деньги, используются для покрытия дефицита государственного бюджета  и направляются на финансирование обороны, силовых структур, социальной сферы  и т.д. Другими словами, привлеченные таким способом средства используются преимущественно на непроизводственное потребление. Часто при помощи этого кредита государство изымает значительную часть денег из оборота и таким образом регулирует денежную массу.

     Государственный кредит возник уже в рабовладельческом  обществе, главным образом в связи  с войнами, которые требовали  больших материальных затрат. Кредиторами  относительно государства выступали  храмы и отдельные ростовщики.

     В средневековье государственный  кредит тоже был связан, как правило, с экстраординарными событиями (ведение  войн, выплата контрибуции и т.п.) и не носил регулярного характера. Внешне этот кредит реализовался в  виде займов королю или другому правителю  и очень часто осуществлялся  в натуральной форме. Кредиторам (а ими, кроме церкви и отдельных  ростовщиков, все чаще становятся представители  свободных производителей, например ремесленники, а также города) выдавались расписки, которые потом использовались их собственниками для оплаты налогов.

     Современную форму государственный кредит получает в XVII-XVIII ст. В таких странах, как Англия, Голландия и Испания, в этот период государство начинает выпускать облигации и казначейские векселя. Дальнейшее использование данной формы кредита идет по двум основным направлениям. Совершенствуется правовая база, которая лежит в основе мобилизации и использования средств, которые аккумулируются в виде государственного займа, и разрабатываются инструменты данного кредита. Появляются долговые обязательства государства, которые различаются по срокам (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), способам оплаты прибыли по ним (процентные облигации и облигации, выпущенные с дисконтом), формам размещения (предоплата, закрытый или открытый аукцион) и т.д. Это дает возможность сформировать эффективную структуру государственного долга, спланировать оптимальный вариант его обслуживания и расширить возможности государства в оперативном управлении этим долгом.

Информация о работе Сущноть и функции государственного кредита.