Сущноть и функции государственного кредита.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение управления государственного кредита. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и в широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава1. Сущность и функции государственного кредита………………………………...4
1.1 Сфера государственно-кредитных отношений……………………………………………4
1.2 Государственный кредит…………………………………………………………………....7
1.3 Функции государственного кредита……………………………………………………...11
1.4 Формы государственного кредита…………………………………………………….....15
Заключение…………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФиК.docx

— 43.24 Кб (Скачать)

     Совокупность  отношений, возникновение и существование  которых связано с государственным  кредитом, постоянно привлекает внимание экономистов. Но их подходы к определению  сущности и особенно роли данного  кредита в общественном производстве очень разные.

     Так, представители школы физиократов (Ф.Кене, А.Тюрго) считали, что когда государство берет в долг средства, то отрывает их от продуктивного использования в сельском хозяйстве и тем самым тормозит развитие общественного производства. Они рекомендовали правительствам избегать таких займов.

     На  непродуктивном характере использования  денег, которые привлекаются в форме  государственных займов, делали акцент и такие представители английской экономической школы, как А.Смит и Д.Рикардо. Для покрытия дефицита государственного бюджета они считали более принятой аккумуляцию средств при помощи налогов.

     Несколько других позиций придерживались Дж.Кейнс  и его сторонники (А.Хансен, С.Харрис и др.). Представители этой школы  экономической мысли рассматривают  государственный кредит как одно из наиважнейших средств решения таких ключевых и острых проблем рыночной экономики, как кризис, безработица, диспропорция общественного производства и т.д.

     В современной рыночной экономике  государственный кредит является неотъемлемым явлением, при помощи которого решаются как текущие проблемы (покрытие бюджетного дефицита, реализация разнообразных программ и т.п.), так и стратегические задания. К ним могут принадлежать, например, содействие при помощи привлеченных средств процессам структурной перестройки экономики, решение проблемы отсталых регионов и т.п. Иногда государство попадает в затруднительное положение в отношении своих долговых обязательств. В таком случае оно иногда прибегает к конверсии своих займов, т.е. к изменению условий в отношении ранних выпущенных долговых обязательств (изменение процента, сроков погашения и т.д.). Эта конверсия может быть добровольной, а значит и зависеть от воли собственника долговых обязательств государства, или принудительной, когда государство осуществляет конверсию без учета мнения населения.

     Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

     Местные органы власти осуществляют мобилизацию  средств на кредитной основе, которые  могут использоваться на благоустройство  городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.

     Денежные  средства, поступающие от выпуска  местных облигаций, обычно зачисляются  во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный  орган может выделить часть средств  из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций.

     Такие облигации считаются надежными  и ликвидными ценными бумагами. Их надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей налоговой  мощи, а также доходами существующих объектов либо недвижимостью строящихся. Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям являются близкими к процентным ставкам государственных облигаций.

     Инвесторы, которые приобретают местные  облигации, поставляют муниципальным  органам необходимые для реализации проектов заемные средства. Если бы не эти поступления, то муниципальные  органы вынуждены были бы использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть получены в результате повышения местных  налогов. Таким образом, выпуск местных  облигаций позволяет решать одновременно несколько задач: муниципальные  органы получают необходимые им для  реализации проекта заемные денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного бюджета, а значит и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный доход, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами.

     К наиболее существенным проблемам государственного кредита следует отнести следующее:

  • относительно большой для страны с переходящей экономикой размер внутреннего государственного долга;
  • неоптимальную структуру государственного внутреннего долга. В структуре государственных долговых обязательств преобладают краткосрочные облигации;
  • неэффективное использование государством привлеченных в виде займа средств и очень слабый контроль общественности над их использованием;
  • недоверие населения к государственным долговым обязательствам;
  • низкий уровень организации работы с населением по привлечению государством их сбережений.

     Решение вышеназванных проблем позволит оптимизировать те отношения, которые  образуются в обществе в связи  с формированием внутреннего государственного долга, и повышать эффективность использования привлеченных государством средств для строительства экономики в нашей стране.

     Высшим  органом управления государственным  кредитом в Российской Федерации  является федеральное собрание Российской Федерации, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитование за счет средств бюджета.

     Управление  государственным кредитом в узком  смысле ложиться на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным  кредитом под руководством Правительства  обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с  Центральным банком (ЦБ РФ). В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно  осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга.

     Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга.

     Государственные внутренние заимствования – это  займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ ( Бюджетный кодекс РФ, ст.89).

     Государственные внешние заимствования РФ – это  займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте (Бюджетный  кодекс РФ, ст.89). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Функции государственного кредита.

 

     Государственный кредит как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную. 

     1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования бюджетного дефицита. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

     Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа и библиотека обеспечивает потребности ни одного поколения, поскольку служат 30 – 50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

     Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов  по нему. 
 

     2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

     Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

     Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение  после августовского кризиса  рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

     Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует  накопления в виде приобретения государственных  ценных бумаг.

     До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного  влияния на производство. В том  случае, если в стране достаточно свободных  капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного  поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке  выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного  использования существенно замедлит темпы экономического роста.

     Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора  и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в  отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредиторов, предоставляемых банками  согласно соответствующим программам.

     Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение  задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве  промышленно развитых стран функционируют  государственные или полугосударственные  компании, которые по низким ставкам  страхуют риск неплатежа экспортерам  национальных товаров. Тем самым  поощряется освоение новых рынков сбыта  отечественной продукции.

     Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории. 
 

     3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:

Информация о работе Сущноть и функции государственного кредита.