Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:52, курсовая работа
Страхование - это система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни
Введение 4
1 Экономическое содержание социального страхования 6
1.1 Функции страхования и его роль в жизнедеятельности человека 6
1.2 Содержание социального страхования, его принципы 13
2 Система построения пенсий и пособий в Республике Беларусь 17
3 Вопросы совершенствования социального страхования в Республике
Беларусь 27
Заключение 38
Список использованных источников 42
За годы существования Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП, который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы.
Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.
В последние годы наблюдается тенденция "проедания" Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого - рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности.
Задолженность по уплате страховых взносов на 01.01.2008 г. составила более 204,6 млрд. руб. (60% средств, необходимых для выплаты пенсий в месяц). Это связано как с неблагополучным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов.
В
рамках действующей системы
С 1 апреля 1999 года при исчислении пенсии неработающим пенсионерам, а также пенсионерам, работающим непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и на других предприятиях сельского хозяйства, стала учитываться заработная плата пенсионера (приведенная в установленном порядке к современному уровню) в пределах от 130 до 400% средней заработной платы рабочих и служащих в республике.
Реализация данной меры позволила повысить уровень пенсионного обеспечения и, самое важное, усилить дифференциацию в размерах пенсий тех лиц, кто до выхода на пенсию был занят высококвалифицированным трудом, работал во вредных условиях и, соответственно, имел более высокую заработную плату, и уплачивал более высокие налоги.
С
1 апреля 1999 года размеры пенсий лиц
с коэффициентом заработка от
1,3 до 4,0 также индивидуализированы
в зависимости от уровня оплаты их
прошлого труда. Таким образом, размеры
пенсий по уровню заработной платы
стали дифференцированными у
абсолютного большинства
Особое внимание на государственном уровне уделяется вопросам пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Уровень пенсионного обеспечения этих лиц в 2-3 раза выше, чем других категорий граждан. В целях усиления социальной защиты наименее обеспеченных категорий нетрудоспособных и инвалидов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении указанных лиц принят Декрет Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 "О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС". Этим Декретом установлены минимальная и предельная величины заработка, из которого исчисляются пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы (для расчета этих пенсий учитывается заработок не менее 100% и не более 300% средней заработной платы рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки среднемесячного фактического заработка пенсионера). Это позволило повысить, в первую очередь, уровень пенсий инвалидов-чернобыльцев, которым пенсии были назначены в минимальных размерах.
Лицам,
принимавшим участие в
Введен также новый порядок назначения социальных пенсий лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также детям, потерявшим кормильца, умершего вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС. С 1 мая 1999 года размеры этих пенсий исчисляются в процентном отношении к средней заработной плате рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки среднемесячного фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (ранее размеры пенсий этим категориям лиц устанавливались в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту). Эта мера позволила увеличить уровень социальных пенсий лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, в 2-4 раза; в наибольшей степени повышение пенсий коснулось детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, заболевания которых связаны с этой катастрофой.
В результате внесения изменений в Закон "О пенсионном обеспечении" с 1 августа 1999 года повышен уровень пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров: установлено повышение пенсий лицам, принимавшим участие в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации; предоставлено право получения пенсии по случаю потери кормильца лицам в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимся на дневных отделениях учебных заведений, независимо от типа и вида этих учебных заведений; увеличен размер надбавки, устанавливаемой к социальной пенсии инвалидов 1 группы по уходу за ними; введена дифференциация размеров социальных пенсий детям-инвалидам в зависимости от степени утраты здоровья.
С 1 января 2000 года в целях повышения минимального уровня пенсионного обеспечения и постепенного (по мере роста доходов Фонда социальной защиты населения) приведения его в соответствие с бюджетом прожиточного минимума пенсионера минимальный размер пенсии по возрасту определен вне зависимости от минимальной заработной платы и составляет 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [8, c.5].
В свою очередь, от указанного минимального размера пенсии по возрасту исчисляются минимальные размеры пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, социальные пенсии, а также размеры надбавок и повышений к пенсиям. К минимальным пенсиям постановлением Правительства от 22 декабря 1999 г. № 1976 установлена доплата в размере 15% средней заработной платы рабочих и служащих, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы. Такой механизм позволяет производить перерасчеты минимальных пенсий как в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума 4 раза в год (1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября), так и с ростом средней заработной платы рабочих и служащих одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. Реализация названного Закона позволила поднять уровень пенсий более 270 тысячам получателей минимальных и близких к ним пенсий, большинство из которых бывшие работники колхозов и совхозов. Кроме того, увеличены размеры социальных пенсий и предусмотренные законодательством надбавки и повышения к пенсиям, которые также пересматриваются в сторону увеличения 4 раза в год.
С 1 мая 2000 года в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне увеличены размеры повышений пенсий инвалидам и участникам войны, а также некоторым другим категориям граждан, внесшим свой вклад в победу над врагом и перенесшим тяготы войны. Этим преследовалась также цель постепенной унификации условий и норм пенсионного обеспечения указанных категорий граждан в Беларуси и России в рамках выполнения Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999-2000 г. г., утвержденной постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 12 февраля 1999 г. № 1.
Для недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения осуществляется индексация пенсий. В Законе Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" заложен механизм индексации пенсий, основанный на росте средней заработной платы с использованием индивидуального коэффициента заработка пенсионера. Как принято считать во всем мире, в сравнении с индексацией пенсий по росту цен этот механизм является более дорогостоящим. Однако, в нашей республике решение о его использовании принято в интересах пенсионеров, которым в настоящее время выгоднее увязка корректировки размеров пенсий с ростом средней заработной платы. Такой механизм обеспечивает увеличение пенсий соразмерно росту средней заработной платы и обусловлен также тем, что именно отчисления от фонда заработной платы субъектов хозяйствования определяют возможности для финансирования расходов на выплату пенсий.
В соответствии со статьей 70 Закона "О пенсионном обеспечении" до 2000-го года очередная корректировка пенсий должна была производиться, когда средняя заработная плата рабочих и служащих в республике возрастала более чем на 15% по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущей корректировке. Этот "порог" был установлен в апреле 1994 г. и служил инструментом, способствовавшим накоплению страховых отчислений в период хронической нехватки средств для выплаты пенсий. Ситуация, как известно, нормализовалась в октябре 1996 г., и с того времени пенсии выплачиваются своевременно.
Благодаря этому создались условия для снижения "порога", при превышении которого производится перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. В январе 2000 года было принято решение о том, что "осовременивание" прошлого заработка каждого пенсионера и соответствующий перерасчет пенсий будет производиться при росте средней заработной платы рабочих и служащих в республике более чем на 10%.
За
последнее пятилетие
Однако утверждение о том, что пенсии у нас постоянно повышаются, является не совсем корректным. В соответствии с пенсионным законодательством они периодически пересчитываются в связи с ростом средней заработной платы (минимальные и социальные - ежеквартально в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения). Данные перерасчеты - общепринятая мировая практика, это всего лишь попытка уйти от инфляции.
Основным оценочным показателем размера пенсий является соотношение их с уровнем заработной платы (коэффициент замещения). В последние годы роста коэффициента замещения не было, скорее, - наоборот. Это произошло не случайно. В 2002 г. в связи с финансовыми трудностями Фонда социальной защиты населения изменен механизм пересчета пенсий. До этого он осуществлялся при росте зарплаты на 10%, и при этом сопоставлялся истекший месяц с месяцем последнего перерасчета. В результате внесенного изменения перерасчет осуществляется, если рост средней зарплаты в истекшем квартале по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составит более 15%. Другими словами, было произведено ужесточение норм перерасчетов. В результате их количество в году уменьшилось, произошло фактическое понижение размеров пенсий.
Все
пенсионные системы по механизму
их финансирования делятся на два
принципиально различающиеся
Распределительная солидарная система PAY-AS-YOU-GO (PAYG), которая применяется в Беларуси. В этой системе выплата пенсий осуществляется за счет текущих страховых взносов. Чаще всего такие системы являются государственными.
Накопительная пенсионная система. Выплата пенсий осуществляется за счет накоплений, сделанных застрахованными в период их трудовой деятельности. Эти системы могут быть как частными, так и государственными.
В промышленно развитых странах, особенно в континентальной Европе, распределительная система в настоящее время является преобладающей [8, c.6].
Смысл накопительной системы - обеспечить инвестиционный доход (за вычетом потерь от инфляции и издержек на администрирование). "Запустить" накопительный уровень при отсутствии минимальной степени развития финансового рынка нельзя. Поэтому будет большой иллюзией надеяться, что рынок капитала Беларуси в нынешнем его состоянии, с учетом отсутствия какой-либо подготовки к введению новой системы, сможет обеспечить даже минимальную доходность. Это тем более сложно, что в условиях государственной монополии средства пенсионного страхования с большой долей вероятности будут расходоваться на иные цели, нежели пенсионное обеспечение.
При
оценке достоинств и недостатков
накопительной и
Из опыта стран, применяющих накопительную пенсионную систему, следует, что она реально распространена лишь на 36% населения страны. Остальные 64% в соответствии с законодательством получают социальную защиту через систему социальных и минимальных пенсий, социальных пособий из средств государственного бюджета, формируемого за счет общих налогов. Напрашивается вывод, что система рассчитана на трудящихся со стабильно высокими доходами, занятыми в государственном или частном секторе экономики, пенсионные отчисления за которых производятся работодателем. Но в таком случае и накопительная пенсионная система должна оцениваться не только по показателям эффективности чисто накопительной части, но с учетом уровня защищенности всех граждан страны, с учетом всех расходов на социальную защиту.