Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:07, курсовая работа
Формирование финансовых ресурсов государства – это сложная комплексная деятельность различных органов, структур, осуществляемая в рамках проводимой финансовой политики, включающей наличие соответствующих идей, планов, концепций, находящих реальное воплощение в их практических действиях.
Введение ……………………………………………………………………....3
1.Сущность системы налогового администрирования ……....................... 4
2.Становление системы налогового администрирования…………………...9
3 Проблемы налогового администрирования и пути их решения.………..17
Заключение……………………………………………………………………21
Список литературы…………
Введение
На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого
необходимых финансовых ресурсов.
Формирование финансовых ресурсов государства – это сложная комплексная деятельность различных органов, структур, осуществляемая в рамках проводимой финансовой политики, включающей наличие соответствующих идей, планов, концепций, находящих реальное воплощение в их практических действиях. Финансовая политика предусматривает алгоритмы управления финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов. Формирование финансовых ресурсов самым тесным образом связано с эффективностью функционирования системы налогового администрирования, поскольку именно она, во многом, обеспечивает формирование основной доли финансов государства и возможности эффективной реализации финансовой политики. Налоговое администрирование является инструментом государственного регулирования экономических отношений в рамках реализуемой финансовой политики и выступает системой высшего уровня
иерархии относительно налогового контроля, обеспечивающего на территориальном уровне диагностику вектора направленности ресурсных
поступлений в бюджеты всех уровней. Качество реализации финансовой политики, во многом, предопределяется действующей системой налогового администрирования.
Сущность системы налогового администрирования
Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Тем не менее, в настоящее время термин «налоговое администрирование» применяется бессистемно, отсутствует единое понимание его содержания. В экономической литературе ведется научная дискуссия о сущности налогового администрирования, его составных элементах, формах и методах организации, роли в развитии налоговой системы:
1) налоговое администрирование – это комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках;
2) налоговое администрирование – это динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики;
3) налоговое администрирование – это урегулированная нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленная на реализацию эффективной налоговой политики;
4) налоговое администрирование – это организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включающая совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.
При наличии большого разнообразия взглядов можно выделить два подхода к трактовке содержания данного термина. Налоговое администрирование в широком смысле понимается как система управления налоговыми отношениями (налоговой системой). Налоговое администрирование в узком понимании сводится к налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами.
Налоговое администрирование как особый научно-практический процесс является достаточно емким по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое. Оно занимает ведущее место в системе управления экономикой.
С учетом компетенции исполнительных органов, содержательной наполняемости налогового администрирования на разных уровнях управления выделяется два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Минфин России, ФНС России. Задача налогового администрирования на этом уровне — разработка мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет с учетом анализа текущих платежей и т.д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС России. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.[3]
Состояние налогового администрирования как качество деятельности фискальных налоговых органов по контролю наряду с характеристикой налогового законодательства и уровнем налоговой нагрузки на организации и физические лица является важнейшим критерием оценки конкурентоспособности национальной налоговой системы.
Целью налогового администрирования является обеспечение прогнозных налоговых поступлений в бюджетную систему России в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля, а также наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налогового регулирования с точки зрения дальнейшего развития национальной экономики.
Важно заметить, что целевые установки налогового администрирования включают исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности; выполнение налоговой политики и тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе; укрепление налоговой дисциплины, а также упорядочение налоговых отношений.
Особенность налогового
администрирования заключается
в том, что оно выступает в
форме комплексной системной
организации отношений между
налогоплательщиками и
Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, усугубляют социальную напряженность в обществе.
Налоговое администрирование служит своего рода индикатором, который позволяет проследить эффективность существующей системы налогов и сборов. Более того, оно позволяет оптимизировать процессы формирования бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, упорядочить налоговые отношения, создать необходимые условия, в том числе сформулировать определенные идеи, предложить законопроекты и т.п., необходимые для реализации финансово-правовой политики государства.
Обобщая научное
исследование теоретических и
Рис. 1 – Основные характеристики налогового администрирования
Налогового администрирования функционирует на основе следующих принципах
1. Принцип законности.
Данный принцип означает, что
налоговое администрирование,
2. Принцип объективности. При проведении мероприятий налогового администрирования со стороны налоговых органов как субъекта налогового администрирования, обладающего, несомненно, властными полномочиями, требуется обеспечение неприменения дискриминационных мер, предвзятости в отношении налогоплательщиков, уважения чести и достоинства, обеспечение прав налогоплательщиков.
3. Принцип единства.
Предполагает единство
4. Принцип эффективности. Результаты налогового администрирования в абсолютной денежной и относительной оценке (например, собираемость налогов в бюджет) должны быть выше затрат на его проведение. Кроме того, эффективность налогового администрирования проявляется в результативности налоговых проверок (особенно выездных), взыскания и урегулирования налоговой задолженности. С точки зрения ФНС данные показатели являются индикаторами налогового администрирования. [2]
Становление системы налогового администрирования в переходный период экономики
Построение систем налогового администрирования в Российской Федерации шло путем заимствования институтов налогового администрирования, применяющихся в развитых государствах. Несмотря на это, сложившиеся на практике системы зачастую сильно отличаются от западных аналогов, что можно объяснить рядом причин:
во-первых, невозможностью точного применения заимствованных институтов в специфических условиях переходных экономик необходимостью их соответствующей адаптации;
во-вторых, неэффективностью или даже вредностью внедрения ряда норм при отсутствии или недостаточном уровне развития общественных институтов, являющихся предпосылкой их успешного функционирования;
в-третьих, необходимостью решения проблем, не свойственных развитым экономикам и, следовательно, не урегулированных зарубежным законодательством.
Факторы, определявшие развитие систем налогового администрирования можно условно разделить на институциональные, макроэкономические и политические.
Среди институциональных факторов одним из наиболее важных была низкая дееспособность налоговых органов, обусловленная тем, что их формирование начиналось практически с нуля – в социалистический период налоговой администрации, приспособленной для работы с функционально независимыми от нее налогоплательщиками, не существовало. Соответственно в начале переходного периода налоговые органы не располагали ни достаточной материально-технической и информационной базой, ни квалифицированными кадрами, ни методическим обеспечением для обучения персонала. Более того, первые годы переходного периода ознаменовались резким сокращением объема бюджетных расходов, следствием чего стал рост дифференциации уровня оплаты труда в бюджетном и внебюджетном секторах. Низкий уровень оплаты труда государственных служащих не только не обеспечивал необходимого притока
квалифицированных кадров, но во многих случаях способствовал распространению коррупции. Это обусловило провал попыток внедрения инструментов налогового администрирования, рассчитанных на определенный уровень компетентности и неподкупности сотрудников налоговых органов, в первую очередь тех, которые предполагают необходимость принятия чиновниками дискреционных решений (например, применение рыночных цен в целях налогообложения, косвенных методов исчисления налогового обязательства и т.п.).
Проблема коррупции в среде налоговых органов усугублялась несовершенством судебной системы, которая редко обеспечивала восстановление нарушенных прав налогоплательщиков. Имевшиеся на начало переходного периода мощности судебной системы не были адекватны потребностям рыночной экономики, что вызывало перегрузку судов и затяжки в рассмотрении дел. Кроме того, несмотря на то, что в большинстве стран с переходной экономикой формально была декларирована независимость судей, требовалось время на замену советских судейских кадров, которые привыкли воспринимать суд как придаток карательной системы государства. Еще одним важным институциональным фактором была низкая эффективность правоохранительной системы. Так, в России в первые годы переходного периода количество возбуждавшихся уголовных дел по фактам нарушения налогового законодательства было ничтожно мало по сравнению с масштабами уклонения от налогообложения.
Среди макроэкономических факторов существенным для функционирования налоговой системы был кризис неплатежей в экономике. Дефицит бюджетной системы, будучи обусловленным, в том числе ростом налоговой недоимки, порождал неисполнение расходной части бюджета, что, в свою очередь, раскручивало цепочку неплатежей в экономике. На протяжении 90-х годов в России наблюдался постоянный рост недоимки в консолидированный бюджет, которая в 1998 г. достигла 8,7% годового ВВП. Причем реальный объем неисполненных налоговых обязательств следует считать еще более высоким, учитывая значительные масштабы теневой экономики.
Информация о работе Сущность системы налогового администрирования