Сущность и значение государственного и муниципального кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить сущность государственного кредита, его значение;
- определить понятие государственного долга, его формы;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.4
2.Понятие государственного и муниципального долга, его формы……9
3.Государственный и муниципальный долг, его классификация……..13

4.Управление государственным долгом…………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Сущность и значение государственного и муниципального кредита.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

     Различают также внутренний и внешний долги  РФ.

     Внешний долг - обязательства, возникающие в  иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

     Внутренний  долг РФ складывается из:

     1.основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;

     2. объема основного долга по кредитам, полученным РФ;

     3. объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

     4. объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ.

     Внешний долг РФ складывается из:

     1. объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ;

     2. объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

     Государственный долг субъекта РФ -- это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

     Долговые  обязательства субъекта РФ приобретают  форму:

     1. кредитных соглашений и договоров;

     2. государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

     3.договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

     4. договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

     5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

     Иные  формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они  неправомерны.

     Госдолг субъектов РФ складывается из:

     1. основной номинальной суммы долга по ценным бумагам

     субъектов РФ;

     2. объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

     3. объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным

кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

     4. объема обязательств по гарантиям, предоставленным субъектом РФ.

     Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

     Долговые  обязательства муниципального образования  могут существовать в форме:

     1. кредитных соглашений и договоров;

     2. займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

     3. договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

     4. договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

     Иные  формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны.

     Муниципальный долг складывается из:

     1. основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

     2. объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

     3. объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

     4. объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

     Органы  местного самоуправления используют все  полномочия по формированию доходов  местного бюджета для погашения  долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства  погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

  1. Государственный и муниципальный  долг, его классификация
 

     Привлекаемые  государственные и муниципальные  заимствования формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

  В общем  виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.

  Государственный и муниципальный долг выражает собой результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований). Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату - суммарную величину непогашенных долговых обязательств.

  Классификация государственного и  муниципального долга  может проводиться по разным признакам. Обычно используются следующие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

  В зависимости  от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

  По  типу заемщика долг делится, например в России, на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг. Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с учетом того, что долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

  Долг  органов государственный власти и органов местного самоуправления может существовать в форме государственных и муниципальных займов, кредитных соглашений и договоров, договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, договоров о предоставлении государственных и муниципальных гарантий, соглашений и договоров, в том числе международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

  По  срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования - десятью.

  В зависимости  от рынка заимствований, типа кредитора  или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним (это долг государства своему населению) и внешним (это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам). Российское бюджетное законодательство в основу деления долга на внутреннюю и внешнюю части закладывает признак валюты, в которой выражены долговые обязательства. Однако Международный валютный фонд и экономически развитые страны проводят деление долга в зависимости от типа кредитора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внутренний или внешний рынок).

  В Российской Федерации сейчас действуют два вида бюджетной классификации долгов: одна - в отношении внутреннего долга, вторая — в отношении внешнего долга и внешних активов. В составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам: вид займа, вид ценной бумаги, недофинансирование из бюджета как основа признания задолженности, источник заимствований, вид долговой деятельности, форма долговых обязательств.

  По  видам ценных бумаг  выделяются, в частности, следующие долги: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские векселя.

  Недофинансирование  из бюджета стало основой появления, например, таких самостоятельных видов долгов, как задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.

  По  источникам заимствований  в составе внутреннего долга выделяется, например, задолженность по авалированным векселям Агропромбанку.

  В зависимости от вида долговой деятельности выделяются такие долги, как государственные гарантии; государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации; муниципальные гарантии.

  Наконец, по форме долговых обязательств в качестве самостоятельных видов внутренних долгов выделяются кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования.

  Государственный внешний долг и государственные  внешние активы группируются по следующим  признакам: характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обязательств и вид займа.

В результате последовательного применения этих признаков в составе долгов России выделяются: государственный внешний долг Российской Федерации, внешний долг субъекта Российской Федерации, внешний долг перед Российской Федерацией. При этом внешние кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, подразделяются на: кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Центрального банка РФ. Для субъектов РФ возможность привлечения кредитов от правительств иностранных государств и Банка России не предусмотрена.

  . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Управление  государственным  долгом
 

      Долг государства, как и финансы в целом, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный и муниципальный долг обеспечивает возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

      Когда государственный и муниципальный  долг выступает в качестве объекта управления, государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (заимствования и гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов и гарантий, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Органы власти и органы местного самоуправления устанавливают и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного и муниципального долга.

Информация о работе Сущность и значение государственного и муниципального кредита