Сущность и значение государственного и муниципального кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить сущность государственного кредита, его значение;
- определить понятие государственного долга, его формы;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.4
2.Понятие государственного и муниципального долга, его формы……9
3.Государственный и муниципальный долг, его классификация……..13

4.Управление государственным долгом…………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Сущность и значение государственного и муниципального кредита.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 

Введение………………………………………………………………………….2

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.4

2.Понятие государственного  и муниципального долга, его  формы……9

3.Государственный  и муниципальный долг, его классификация……..13

4.Управление государственным долгом…………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………..28

Список используемой литературы………………………………………….30

     ВВЕДЕНИЕ

     Важную роль в системе  государственных финансов играет государственный  и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства.

     Принимая  во внимание сложившиеся в России экономические условия, можно отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

     Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу.  Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

     Целью данной работы является изучения такой  финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:

     - определить сущность государственного  кредита, его  значение;

     - определить понятие государственного  долга, его формы;

     - изучить основы управления государственным  долгом.

  1. Сущность  и значение государственного и муниципального кредита
 

              Государственный и муниципальный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, при которых государственные органы, органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления выступают в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов

            Другими словами, государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

           Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

          Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находятся на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государственных и местных органов власти, т.е. бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней.

           Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

          Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

          Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов, по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

         Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение.

         Школы, больницы или клубы обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат десятки лет, поэтому целесообразно переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

          Таким образом, положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае), зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

          Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

          Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита про финансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

          Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

          Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

          Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий бюджета соответствующего уровня.

           Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

         Условиями кредитного договора являются:

     - срок предоставления или получения кредита;

     - обязанности сторон;

     - условия обеспечения возврата  ссуды;

     - размер процентной ставки за  пользование ссудой;

     - другие условия.

          К основным целям государственного и муниципального кредита относятся:

     - решение проблем финансирования  бюджетного дефицита;

     - проведение региональной финансово-кредитной  политики, направленной на выравнивание  социально-экономических условий  жизни населения и функционирование  региональных экономик;

     - поддержка муниципальных образований  в решении неотложных социально-экономических задач;

     - поддержка приоритетных для экономики  секторов и видов деятельности.

           По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы.

     Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  местными органами власти. С их помощью  обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие государственного и  муниципального долга, его формы.
 

     Поскольку в основе государственных заимствований  лежат принципы возвратности, срочности и возмездности, функционирование государственного кредита представляется экономической основой возникновения государственного долга. Госдолгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

     Госдолг РФ полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

     Госдолг существует в двух видах: капитальный  и текущий. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты); а под текущим госдолгом -- расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

     Многочисленность  долговых обязательств РФ обусловливает  необходимость их классификации. По форме долговые обязательства делятся:

     1.кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

     2. государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

     3. договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

     4. договоры о предоставлении Российской Федерацией гарантий;

     5. соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

     По  срокам долговые обязательства РФ могут быть:

     1. краткосрочными (до одного года);

     2. среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

     3. долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Информация о работе Сущность и значение государственного и муниципального кредита