Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:07, курсовая работа
Целью данной работы является исследование зарубежного опыта организации деятельности специальных фондов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-раскрыть сущность и содержание понятия “специальных фондов”;
-рассмотреть практику формирования специальных фондов в зарубежных странах;
-рассмотреть деятельность специальных фондов США;
-дать сравнительную характеристику фондам социального страхования США;
-определить основные направления и перспективы развития зарубежных специальных фондов.
Введение 4
1 Специальные фонды как элемент государственных финансов 6
1.1 Социально-экономическая сущность и назначение специальных фондов 6
1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран 10
2 Практика формирования специальных фондов в зарубежных странах 18
2.1 Деятельность специальных фондов США 18
2.2 Фонды социального страхования США 20
3 Направления и перспективы развития зарубежных специальных фондов 30
Заключение 34
Библиографический список 36
Что
касается популярности различных видов
страхования, представленных в таблице
2.1, то ситуация в США кардинально отличается
от российской. В организации независимых
страховых агентов и брокеров Америки
(The Independent Insurance Agents & Brokers of America) говорят,
что в 2005 году страховые полисы от несчастных
случаев приносило агентствам 53% доходов.
Коммерческое страхование (имущества
компаний и прочих рисков для юридических
лиц) обеспечивало 39% доходов, страхование
жизни и здоровья - приблизительно 5% и
страхование от потери работы - около 3%.
Таблица
2.1 Доходы страховых компаний США от страховой
деятельности с 1998 по 2007г.
Год | Страховые компании | Перестраховщики | Страховые агентства, маклерства | Всего | |
Жизнь, здоровье и медицинский | Собственность/ несчастный случай | ||||
1998 | 790.4 | 568.9 | 39.2 | 684.0 | 2 082.5 |
1999 | 812.0 | 568.8 | 37.7 | 700.3 | 2 118.8 |
2000 | 807.4 | 552.0 | 36.3 | 712.6 | 2 108.2 |
2001 | 788.0 | 558.2 | 35.4 | 726.4 | 2 108.0 |
2002 | 797.4 | 566.9 | 35.1 | 744.1 | 2 143.6 |
2003 | 816.8 | 592.0 | 34.3 | 766.3 | 2 209.4 |
2004 | 815.3 | 603.9 | 33.5 | 783.4 | 2 236.1 |
2005 | 808.8 | 591.6 | 32.3 | 787.8 | 2 220.6 |
2006 | 807.7 | 591.3 | 31.4 | 803.2 | 2 233.7 |
2007 | 785.4 | 586.3 | 30,5 | 820.9 | 2 223.1 |
Характерно, что на американском рынке растет концентрация страховщиков, хотя, конечно, далеко еще не только до появления монополий, но даже сколько-нибудь заметной олигополии. Как свидетельствуют данные Insurance Services Office Inc., показатель концентрации рынка (по методике "Herfindahl") увеличился с 229 в 1980 году до 312 в 2007 году. Напомним, что Министерство юстиции США классифицирует любой рынок с показателем меньше 1000 как неконцентрированный.
Уровень монополии достигается на отметке 10 000.
Данные, собранные американским Бюро Трудовой Статистики показывают, что система страхования обеспечила 2.2 миллиона рабочих мест в 2007г.
Если
провести сравнительный анализ по отрасли
страхования в США с 2003 по 2007г., то по данным
таблицы 2.2 мы увидим, что в целом темп
роста доходов преобладает над темпом
роста расходов и следует подчеркнуть
что 2005г. оказался сравнительно удачным
в целом по отношению к показателям
других периодов.
Таблица
2.2 Анализ доходов и расходов
по отрасли страхования в США с 2003 по 2007г.
|
Соотношение совокупных активов страховых и кредитных организаций в США на конец 2007 года составило 9,96% (916 трлн долларов соответственно) что на 16% превышает показатель 2006 г. (рисунок 2.1) Введение новых нормативов может вынудить страховые компании существенно перераспределить свои активы и избавиться от неликвидных ценных бумаг в своих портфелях.
Рисунок
2.1 Активы страховых компаний США с 2003
по 2007г.
В США существует особое законодательное регулирование страхового бизнеса. Дело в том, что каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального закона о страховании и единого федерального органа по надзору за страховой деятельностью нет. Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам и самим страховым компаниям.
Органы страхового надзора в США акцентируют свое внимание на финансовой устойчивости страховых компаний . В частности, в практике органов страхового контроля и аудиторских служб используется особая система показателей для финансового анализа страховых операций.
Таким
образом, система социального страхования
является наиболее влиятельным финансовым
институтом США, который затрагивает практически
все аспекты повседневной жизни американского
общества и поэтому занимает уникальное
место в хозяйственной системе страны.
В современном научном сообществе выдвигаются различные точки зрения по поводу совершенствования специальных фондов зарубежных стран, также органы государственной власти ищут пути преодоления кризиса социальной защиты населения и доведения ее до уровня развитых западных стран и США. Рассмотрим основные мнения ученых и органов государственной власти по поводу модернизации специальных фондов социального назначения.
Известный американский экономист Фридмен Милтон размышляет на тему совершенствования Пенсионного фонда США. Он предлагает использовать следующую методику: для лиц до 1966 г. рождения включительно и старше необходимо в течение 6 лет довести ставку отчислений в Пенсионный фонд с 1% до 6% от заработной платы работника для формирования страховой части пенсии; для лиц моложе 1966 г. рождения провести аналогичное преобразование, затронув при этом не страховую, а накопительную часть трудовой пенсии. Суть данного изменения заключается в осуществлении операций лишь со страховой и накопительной частью, оставив базовую составляющую трудовой пенсии без изменений. Тем самым, рост объема отчислений в Пенсионный фонд будет достигнут только благодаря взносам работников, не коснувшись фонда оплаты труда предприятия. Как результат, по мнению автора, в долгосрочной перспективе граждане, достигшие пенсионного возраста, ощутят на себе положительный отклик данного преобразования.
Известный экономист профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини видит проблему Пенсионного фонда в нестабильности экономической ситуации в стране. Он считает, что пенсионное обеспечение неотделимо от экономики и отражает тенденции ее развития. Для выхода из кризиса, по мнению профессора, государство должно определиться с общим социально-экономическим курсом: в стране необходимо формирование эффективного, подлинно социального государства, приоритетной задачей которого, будет обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Стратегия социально-экономического развития должна иметь долгосрочную перспективу со сроком 15-20 лет и учитывать тенденции изменения всех факторов производства, в том числе демографические.
Что касается преобразований в сфере обязательного медицинского страхования, то в ряде стран (Великобритания, Франция) в скором времени будут приняты новые стандарты медицинской помощи, что потребует в несколько раз увеличить финансирование из государственного бюджета в связи с переходом на «полный тариф», который будет рассчитываться исходя из стандартов медицинской помощи. Также было решено, что лечебные учреждения будут финансироваться только через систему обязательного медицинского страхования. Произойдет централизация денежных средств в Фондах обязательного медицинского страхования, которые в зависимости от объемов оказанной помощи будут распределяться между лечебно-профилактическими учреждениями на основе «полного тарифа».
Помимо органов власти, проблемой здравоохранения заинтересованы и ученые. Так немецкие экономисты Р. Джуччи и М. Шеелен рассматривают проблему распределения финансовых обязательств по охране здоровья населения между государством, фирмами и индивидом. Они предлагают построить систему действенного добровольного медицинского страхования, которая на основе бюджета и его обязательного медицинского страхования будет обязана обеспечить как систему доплат – «соплатежей», в государственных учреждениях, так и полную оплату обслуживания и лечения в частных медицинских организациях соответственно «пакету» страховых услуг. Таким образом, должно произойти достижение объединения страховых платежей ОМС и ДМС для каждого конкретного застрахованного путем определения пропорций бюджетного, страхового и частного финансирования медицинских услуг, которые обеспечат согласование интересов общества, фирм и отдельных граждан.
Проблему реформирования социального страхования затронул ежегодный экономический доклад 2008 года французской общественной организации, в котором было предложено создание финансово устойчивой системы, способной обеспечить работающим гражданам Франции надежную защиту от социальных рисков, связанных с утратой заработка либо основного источника дохода, построенной на реальных страховых принципах. К задачам построения такой системы докладчики отнесли определение четкого круга застрахованных, установление исчерпывающего перечня видов страхового обеспечения, исходя из принципа возмещения утраченного заработка при наступлении страховых случаев, снижение ставки единого социального налога до уровня, необходимого для финансирования базовых государственных социальных гарантий. Также было отмечено необходимость введения специальных целевых страховых платежей исключительно для выплаты страховых пособий вместо обезличенных налоговых отчислений. Введение таких платежей будет способно обеспечить сбалансированность доходов и расходов системы социального страхования. Одним из базовых принципов модернизации выступает разделение систем обязательного страхования относительно работающего и неработающего населения. Для первого необходимо оставить методику страхования без изменения, а для второго базой для выплат социальных пособий определить средства федерального и регионального бюджетов.
Для
достижения наилучших результатов
экономические преобразования должны
иметь комплексный характер: реформирование
необходимо проводить одновременно в
нескольких нуждающихся в этом областях,
поскольку экономические составляющие
неотделимы друг от друга. В связи с этим,
совершенствование одной ее области может
быть неэффективным при стремительно
развивающихся негативных тенденциях
в другой, которая особо тесно с ней взаимодействует.
Так преобразование специальных фондов-
как элемента государственных финансов,
может не дать ярко выраженных результатов
при отсутствии попытки создать прогрессивные
изменения, затрагивающие валютную, денежно-кредитную
и др. системы, непосредственно связанные
с ней.
В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании - 1/3. На них возлагаются, прежде всего, экономические и социальные функции.
Источники
формирования специальных фондов во
многом предопределяются характером и
масштабностью задач, для реализации
которых они создаются. На разнообразие
источников и их величину оказывает
влияние экономическое и
Расширение деятельности государств привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды.
В США они представлены фондами социального страхования, которые имеют 2 четко выраженных направления: систему социального страхования и систему социальной помощи.
К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования и обеспечения относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. В дополнение к этому имеются весьма урезанные системы семейных пособий, которые частично финансируются федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов.
Информация о работе Сущность и назначение зарубежных специальных фондов