Сущность и назначение зарубежных специальных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование зарубежного опыта организации деятельности специальных фондов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-раскрыть сущность и содержание понятия “специальных фондов”;

-рассмотреть практику формирования специальных фондов в зарубежных странах;

-рассмотреть деятельность специальных фондов США;

-дать сравнительную характеристику фондам социального страхования США;

-определить основные направления и перспективы развития зарубежных специальных фондов.

Содержание

Введение 4
1 Специальные фонды как элемент государственных финансов 6
1.1 Социально-экономическая сущность и назначение специальных фондов 6
1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран 10
2 Практика формирования специальных фондов в зарубежных странах 18
2.1 Деятельность специальных фондов США 18
2.2 Фонды социального страхования США 20
3 Направления и перспективы развития зарубежных специальных фондов 30
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы исследования в данной работе состоит в том, что финансовые системы различных стран мира не могут основываться лишь на государственном  бюджете, для решения проблем  социального, культурного, финансового  характера государству любой  страны необходимы специальные организации (бюджеты, фонды денежных средств). Деятельность подобных фондов должна быть направлена на решение ограниченного круга задач. Это, своего рода разделение труда на уровне государственных функций, способно сделать решение указанных проблем и задач более эффективным. Опыт зарубежных стран по формированию специальных фондов является очень полезным для российской практики формирования подобных фондов, поскольку иностранные фонды существуют и развиваются гораздо более длительный срок по сравнению с российскими аналогами.

     Социальное  обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в  жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

     Социальное  обеспечение – это форма распределения  материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

     В зарубежных странах одним из звеньев  перераспределения  национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются специальные фонды. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Специальные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

     Целью данной работы является исследование зарубежного опыта организации деятельности специальных фондов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

              -раскрыть сущность и содержание понятия “специальных фондов”;

              -рассмотреть практику формирования специальных фондов в зарубежных странах;

             -рассмотреть деятельность специальных фондов США;

            -дать сравнительную характеристику  фондам социального страхования  США;

             -определить основные направления и перспективы развития зарубежных специальных фондов.

     Объектом  исследования является специальные фонды в зарубежных странах.

     Предметом исследования является специальные фонды — как элемент государственных финансов.

     Центральное место в данной курсовой работе занимает рассмотрение специальных фондов, его  сущности, назначении и видов. Также  большое внимание уделено реформированию системы специальных фондов США, в том числе и фондов социального страхования.

     При исследовании темы были использованы труды таких авторов как Ковалева В. В., Дробозина Л. А., Мысляева И. М., Нелюбова Н. Н. и другие, а также электронные ресурсы.

1 Специальные фонды как элемент государственных финансов

1.1 Социально-экономическая сущность и назначение специальных фондов

     Специальные фонды выступают одним из звеньев  общегосударственных финансов.

     Наиболее  известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы — специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.

     Таким образом, специальные правительственные  фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета.

     Считается, что  специальные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

     Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие специальные фонды сохранили сове значение и самостоятельность, и существовали наряду с бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования.

     Широкое распространение в большинстве зарубежных стран специальные  фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.

     Выделение наряду с бюджетом специальных фондов обусловлено несколькими причинами:

     - необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

     - необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

     - необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

     Специальные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, специальные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок в специальные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из специальных фондов.

      Таким образом, главная причина создания специальных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

     Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

     Следовательно, источники формирования спецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

     Главными  методами мобилизации средств при  образовании фондов выступают специальные  налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

     Направление расходования средств, поступающих  во внебюджетные фонды, обусловливается  назначением фондов, конкретными  экономическими условиями и содержанием  разработанных и реализуемых  программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран

     В финансовой системе зарубежных стран  специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3.

     К специальным фондам за рубежом относятся различные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. На них возлагаются, прежде всего, экономические и социальные функции. Используя средства фондов, государство может вмешиваться в процесс производства, предоставлять субсидии  и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывать социальные услуги населению.  

     Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Так, фонд социального страхования предназначен для выплат пенсий и пособий застрахованным, кредитные фонды — для предоставления ссуд предпринимателям или другим странам. Однако в некоторых фондах вид расходов не всегда точно определен. Например, в Великобритании существует фонд Главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств с целью поддержки равновесия во всех фондах. В Японии имеется специальный счет, осуществляющий перераспределение налоговых поступлений. Часть налоговых доходов государственного бюджета концентрируется на этом счете и в зависимости от потребностей направляется в местные бюджеты. Такое перераспределение вызвано различиями в численности населения и уровнем развития экономики префектур.

     Классификация специальных фондов:

     1. По правовому положению специальные фонды делятся на государственные и местные. В государствах с федеративным устройством (США, Канада и др.) члены федерации также имеют право на создание специальных фондов. Государственные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Это наиболее важные фонды: инвестиционные, валютные, социального страхования и др. У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупные заемные фонды. В Великобритании такие фонды действуют с конца XIX в. и используются для финансирования капитальных вложений.

     2. В зависимости от целей использования специальные фонды подразделяются на экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, личного и имущественного страхования, военно-политические, межгосударственные.

Информация о работе Сущность и назначение зарубежных специальных фондов