Сущность и функция налогов, их роль в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление социально-экономической сущности и функций финансов, проведение анализа статистических данных по налогообложению. Мною были поставлены задачи: Изучение и систематизация экономической литературы, статистических данных по вопросам финансов и налогообложения; Дать определение финансам, показать их экономическое содержание, охарактеризовать функции выполняемые финансами. Используя статистическую информацию дать анализ поступления и задолженности налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ. Рассмотреть значение финансовой политики, охарактеризовать стратегические задачи.

Содержание

Введение 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 5
Краткая история финансов 5
Сущность и функции финансов 6
Управление финансами 9
2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
2.1 Виды налогов в современной России 12
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов различных
уровней 12
3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 17
3.1 Финансовая политика 17
3.2 Значение финансовой политики 20
3.3 Задачи финансовой политики 21
3.4 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики 23
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

kursovaya_pererabotannaya_Akhkamova.docx

— 46.64 Кб (Скачать)

 

Финансовый контроль имеет  различные формы:

внутрифирменный финансовый контроль, который выполняется финансовыми службами соответственно головных и дочерних предприятий. В акционерных обществах, кооперативных организациях он осуществляется ревизионными комиссиями;

независимый финансовый контроль, который выполняется специально уполномоченными на это аудиторскими фирмами согласно заключенному договору за определенное вознаграждение. Заключение аудиторской фирмы включает финансовую отчетность, оценку достоверности информации, характеристику финансово-хозяйственной деятельности и публикуется в открытой печати;

государственный финансовый контроль, который осуществляется уполномоченными на то государственным органами.

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными  государственными  органами в пределах их компетенции              в любой сфере экономики и  управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого  министерствами и ведомствами а  отношении подведомственных предприятий  и организаций.

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой  Федерального собрания, Главным контрольным  управлением Президента РФ, Государственной налоговой службой РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Главным управлением казначейства и Контрольно-ревизионным управлением (КРУ), Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ, Государственным таможенным комитетом РФ. Ведомственный контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств.

Управление финансами  на современном этапе немыслимо  без автоматизированной системы  управления (АСУ – финансы). АСУ  – финансы обеспечивают автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой  для анализа и финансового  программирования. Наличие компьютерной техники и современных средств  связи позволяет более оперативно обрабатывать и передавать информацию адресату для анализа и принятия, если это необходимо, управленческого  решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Виды налогов  в современной России

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Сравнительный  перечень налогов по Закону РФ «Об  основах налоговой системы РФ»  и по НК РФ представлен в приложении 2. Как видим, перечни налогов различаются, и в соответствии с НК РФ количество налогов сокращается с 23 до 15. В  первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким  образом, реализована важнейшая  задача налоговой реформы – сокращение налогового бремени.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии и НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

2.2 Роль  налогов в формировании доходов  бюджетов различных уровней

Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе  консолидированного бюджета РФ и  их исполнение – сложнейший, многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране в текущем  и следующем финансовом году, на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

        При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней целесообразно классифицировать доходы по их видам. Всоответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги. К неналоговым относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • другие неналоговые доходы;

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

  • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;
  • субвенций из Федерального фонда компенсаций и/или из региональных фондов компенсаций;
  • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и /или территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований;

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов  по видам вызвана тем, что грамотная  оценка роли налоговых поступлений  в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе.

Исходя из вышеизложенного  проведем поэтапный анализ значимости налоговых поступлений в структуре  федерального и территориальных  бюджетов субъектов РФ,  а также  местных бюджетов. В приложении 3  представлена структура доходов  федерального бюджета РФ в 2000-2004 гг. Прежде всего обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая  в 2000 г. Составляла 84,7% структуры доходов, а в 2004 г. – 75,5%. По значимости в доходах  федерального бюджета в 2004 г. можно  выделить: НДС – 36,03%; таможенные пошлины, и иные таможенные сборы и платежи  – 19,42; платежи за пользование природными ресурсами – 10,19%. Наибольший прирост  по сравнению с 2003г. дали таможенные пошлины и иные таможенные сборы  и платежи (+5,53%). Таким образом, как  видно из приложения 2, имеет место  изменение структуры доходов  федерального бюджета, связанное со снижением налогового бремени, продолжением налоговой реформы, изменением распределения  некоторых налогов по уровням  бюджетов, а также возрастанием ряда неналоговых поступлений, в частности  налогов от экспорта.

В приложении 4 приведены  данные поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный  бюджет с 2004 по 2007 г. В 2004 г. на общую  сумму 3299,6 млрд. руб. с каждым годом  эта сумма увеличивается это  говорит о том, что Правительство  стремится повысить

доходную часть в консолидированном  бюджете РФ проводя унификацию

налоговых ставок, повышение  эффективности и нейтральности  налоговой системы за счет внедрения  современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых  налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы  в международные налоговые отношения. К 2007 г. сумма поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей составила 6955,2 млрд. руб.

По налогу на прибыль организаций  установлено 5 видов ставок:

1. общая ставка налога (установлена в размере 24%, из  них 6,5% - в федеральный бюджет, 17,5% - в бюджет субъекта РФ);

2. налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство (10% - по доходам, полученным от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок; 20% - от остальных доходов, кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств);

3. по доходам, полученным  в виде дивидендов (10% - по доходам,  полученным от российских организаций  российскими организациями и  физическими лицами; 15% - по доходам,  полученным в виде дивидендов  от российских организаций иностранными  организациями, и наоборот);

4. по доходам, полученным  по операциям с отдельными  видами долговых обязательств (15% - по доходу в виде процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам; 9% - по доходам  в виде процентов по муниципальным  ценным бумагам);

5. по прибыли ЦБ РФ (установлена в размере 24%).

В 2007 г. поступление налога на прибыль организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации составило 2172,2 млрд.руб. и увеличилось по сравнению  с 2006 г. на 30%. В общей сумме поступлений  по данному налогу в 2007 г.  доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет РФ по соответствующим  ставкам, увеличилась по сравнению  с 2006 г. на 25% и составила 3342,6 млрд. руб.

В 2005 г.  в консолидированный  бюджет Российской Федерации  поступило 706,6 млрд. руб. налога на доходы физических лиц (налоговая ставка – 24%), что на 23% больше, чем за 2004 г. В 2007 г. поступление  налога на доходы физических лиц составило 1266,1 млрд.рублей, что на 36% больше, чем  в предыдущем году. Это говорит  о том, что каждый год доходы граждан  Российской Федерации растут, в связи  с этим повышается и сумма налогов  поступаемых в консолидированный  бюджет Российской Федерации.

В 2007 г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 289,9 млрд.руб., что на 14,4% больше по сравнению с 2006 г. Основную часть поступлений  обеспечили акцизы на автомобильный  бензин, алкогольную продукцию с  объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При  этом в 2006 г. доля поступлений по акцизам  на дизельное топливо снизилась  по сравнению с предыдущем годом  на 3%, по акцизам на табачную продукцию - увеличилась на 23%.

В 2005 г. поступление налога за пользование природными ресурсами  составило 928,6  млрд.руб., увеличившись по сравнению с 2004г. на 57%.

При этом доля поступлений  налога на добычу полезных ископаемых составила 908,7 млрд. руб. и увеличилась  по сравнению с 2004 г. на 44%.  Не смотря на то, что объем поступлений налогов  и сборов в бюджет РФ большой существует задолжность с которой правительство активно борется .

По федеральным налогам  задолжность с каждым годом становится все меньше и меньше, если в 2005 г. она составила 799,9 млрд. руб., то в 2008 г. она уменьшилась до 481,9 млрд. руб. По региональным налогам в 2005 г. задолжность  составила 51 млрд. руб., а в 2006 г. она  увеличилась и составила 54,5 млрд. руб. По местным налогам задолжность  имеет динамику к понижению, в 2005 г. – 35,5млрд. руб., в 2008 г. – 28,4 млрд. руб.  

3  ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Финансовая  политика

Любое государство для  осуществления своих функций  и достижения определенных социально-экономических  задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей  играет финансовая политика. Через  финансовую политику осуществляется воздействие  на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика –  это разработка и обоснование  субъектами власти и субъектами хозяйствования совокупности мероприятий направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование  для выполнения этими субъектами своих функций и задач.

Содержание финансовой политики состоит в том, чтобы на основе теории финансов определить как формировать  и использовать финансовые ресурсы.

Разработка и реализация финансовой политики предполагают:

    • определение концептуальных основ финансовой политики;
    • разработку системы мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов с целью достижения целей и задач деятельности органов власти и субъектов хозяйствования;
    • организационно-правовое обеспечение реализации разработанной системы мероприятий.

В условиях рыночной экономики  к субъектам финансовой политики относятся органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации, индивидуальные предприниматели. Объектами финансовой политики выступают  финансовые отношения и финансовые ресурсы органов власти и местного самоуправления, а также субъектов  хозяйствования.

 

Можно выделить следующие  аспекты финансовой политики:

    1. функциональный
    2. целевой
    3. территориальный
    4. субъектный
    5. содержательный
    6. временной

Функционально финансовая политика включает в себя политику мобилизации и использования финансовых ресурсов субъектами власти и субъектами хозяйствования. В рамках политики мобилизации финансовых ресурсов, проводимой органами государственной власти и органами местного самоуправления, можно выделить налоговую политику, политику в области неналоговых доходов и привлечение безвозмездных и безвозвратных перечислений. Политика использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов предполагает определение целей, условий, направлений и форм их расходования, оценку социально-экономического эффекта этих расходов.

Информация о работе Сущность и функция налогов, их роль в современных условиях