Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:43, шпаргалка

Описание работы

Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных, политических задач.
Основоположники финансовой науки: Ксенофон, Аристотель, Фома Аквинский.

Работа содержит 1 файл

ФИК госы.docx

— 73.18 Кб (Скачать)

9 Экономические и социальные последствия  бюджетного дефицита. Государственное  регулирование бюджетной системы

 Для бюдж планирования и исполненения бюджета хорактерны след ситуации: 1)сбалансир дох и расх 2)Превышение дох над расх 3)превыш расх над дох.

Основн причины бюдж деф: 1)рост гос расхода, как следствиекрупн влож гос в рвзвитие эконом страны 2)черезвычайные обстоятельства 3)эконом кризис.

Фин положение в стране счит контролир при бюдж дефиците не более 2,3%. К ВВП и гос долга не превыш 50% его величины.

Источники бюдж дефицита: 1)Внутренние−гос займы по средствам выпуска гос цен бум в нац валюте, кредиты нац банка и эмиссия ден знаков. 2)Внешние –гос займы в иностр вал, кредит провительствиностр гос,банков,междунар финн организ.

Система мер по управлен бюдж деф включ мероприятия по управлен внутр и внешн долгом. Обслуж гос долга требует дополн расх, что приводит к реструктаризации расх бюдж. Дефицит гос бюдж ведет к инфляции, наращиванию гос долга, истощению валют резервов.

Условия сокращения бюдж дефицита: 1)укрепл доходн базы бюдж 2)обтимизация расходов 3)реформир бюдж процесса.

БС в РБ включают: республиканский бюджет, бюджет г.Минска и местные бюджеты.

Бюджеты районов, городов  областногоподчинения, расположеных на территории области и областной бюджт составляют консолидированый бюджет области. Бюджеты областей, г Минска и республиканский бюджет составляют консолидированый бюджет РБ.

Распределение доходов и  расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей, гМинска утверждается законом о бюджете РБ на очредной фин год. Взаимоотношения бюджетов центра и региона строятся на основе зак-ва в соответствии с которым доходная часть бюджета должна состоять из закрепленых, регулируемых доходов, датаций, субсидий и кредитных ресурсов.

Закрепленые доходы – это доходы постюпающие полностью в соответствующие бюджеты. Регулируемые доходы – ср-ва передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленых доходов для покрытия его расходов, зачисляющиеся в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавлимаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Датации – это ср-ва, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дифиците.

Субвенции – это ср-ва передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в твердой сумме на финансирование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы – это ср-ва, передаваемые на кредитной основе.

 

10 страховой рынок, его социально-экономическое  содержание, принципы и механизм  функционирования

Страх.рынок - неотъемл.элемент рыночной экономики.

  Выделяют 2 аспекта понятия,страх.рынок:

1.Как сфера экономич.ден.отнош;

2.Как сложная интегрируемая  система страх. и перестрах.ор-ций осущ.страх.деят-ть на опред.территории.

Основными условиями функционир.страх.рынка явл.:

1.Потребность в страх.услугах и страховщиках,способных удовл.эти потребности;

2.Наличие страх.зак-ва;

3.Разраб.концепций страх.,

4.признание страх.в кач-ве инструмента управления экономикой.

5.Высокая страх.культура населения.

Выделяют 3 этапа развития страх.рынка:

-функционир.монополитич.или регулир.рынка;

2.Происходит увелич.числа страх.компаний;

3.Ослабевает регулир. И усоверш.фин.стабильности. страховщиков;

4.Наличие развитого страх.рынка,замедление роста кол-ва страх компаний;

Основная задача страховщиков - увелич.кол-ва страх.по-ов и их удешевление.

Участники страх.рынка:

1.Страхователи;

2.Страховщики,

3.Страх.посредники.

Страх.рынок подраздел.на:

1.Внутренний;

2.Внешний;

3.Междунар.

Принципы  организации страховой деятельности:

1.Принц.демонополизации;

2.П-п конкуренции;

3.Своб.ценообраз.;

4.Своб.выбора для страхователя;

5.П-п надёжности и гарантии  страх.защиты;

6.Принц.гласности,

7.П-п сотруднич-ва.

 

11 бюджетное устройство РБ 

БС – совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе эк-ких отношений и юр норм.

Бюджетный процесс – это регламентированая нормами праводеятельности органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

По форме гос-го устройства страны делятся на:1 унитарные 2федеративные

Бюджетное устройство унитарного гос-ва определяется след особенностями: 1) в унитарных гос-вах БС состоит из двух уровней: гос бюджета и многочисленые местные бюджеты 2) административно-территориальное образование необладают суверенитетом и имеют ограниченые права в области бюджетного процесса 3) жесткая зависимость, связывающая бюджеты территорий с центральным бюджетам 4) действует единственная для гос-ва  система   

БС в РБ включают: республиканский бюджет, бюджет г.Минска и местные бюджеты.

Принципы построения БС: 1 единства 2 самостоятельность отдельных звеньев БС 3 сбалансированость 4 реальность 5 гласность 6 целевой хар-тер и эффективность расходов

 

12 бюджетный процесс, его этапы  и стадии

Бюджетный процесс  регулируется конституцией страны, бюджетным  кодексом, рядом законов и правовых норм. Участники процесса, обладающие бюджетными полномочиями контролируют качество бюджетных показателей, оценивают их соответствие основным задачам бюджетной политики конкретного периода и эффективность использования государственных финансовых ресурсов.

Бюджетными  полномочиями наделены законодательные, исполнительные органы власти, финансовые органы и органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного контроля. Кроме того в бюджетном  процессе участвуют все субъекты вступающие в бюджетную систему.

Выделяют  следующие этапы бюджетного процесса:

-  составление проекта бюджета

- распространение  проектов бюджета  и вынесение  заключения по нему

- утверждение   проекта после чего бюджет становится законом

- составление  отчета по результатам исполнения  бюджета

Бюджетный процесс  занимает около двух лет. Это процесс  получил название бюджетный цикл. Бюджетный процесс в РБ регулируется в конституции, законами «о бюджетной  системе РБ и государственных  и бюджетных фондах», «о налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Рб», «о бюджетной классификации рб», налоговым законодательством и другими актами.

Составление проектов бюджета находятся в  исключительной компетенции правительства  рб и в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах.

Непосредственное  участие в работе над ним принимает МинФин РБ.

Прогнозные  показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов составляется в соответствии с программами социально-экономического развития республики, а также основными направлениями бюджетной и денежно-кредитной политики.

Проекты республиканского бюджета, бюджетов областей и г Минска служат основой консолидированного бюджета РБ.

Местные бюджеты  утверждаются решением местных советов  в депутаты, причем их утверждения  производятся после утверждения  соответствующих вышестоящих бюджетов.

Закон «о бюджете  рб на текущий год должен быть принят до 01.01 очередного бюджетного года.

 

13 понятие о гос долге и его классификация

Государственный долг – это сумма задолженности  включая процент по ней, по обязательствам  государства и физических и юридических лицами, иностранными государствами, международными организациями иными субъектами международного права.

 Долговые обязательства формируются  за счет государственных  займов  и кредитов, полученной  органами  государственной власти страны. Государственный долг включает капитальный долг и текущий долг. Капитальный государственный долг -  включает сумму выпущенных и непогашенных долговых  обязательств государства на определенную дату или за определенный срок включая процент.

 Текущий государственный  долг -  состав.расходы по выплате причитающихся кредитором доходов по всем долговым обязательствам государства и погашение обязательств по наступившим в отчетном периоде сроком оплаты.

   По экономическому содержанию  внутреннего государственного долга  отражает общую сумму долговых  обязательств, страны  и резидентами,  а внешний  перед нерезидентами страны.

   Внешний государственный  долг складывается из суммы основного долга РБ и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.

  Размер государственного долга  изменяется в результате  ежегодных  операций по получению новых  займов,  изменение условий их  предоставления, а также погашение  ранее полученных займов, уплаты  доходов по долговым обязательствам.

   РБ не несет ответственности  по долговым обязательствам административно  территориальных единиц (АТЕ), если  указанные обязательства не были  им гарантированны,  АТЕ также  не отвечают по обязательствам  друг друга, если указанные  обязательства не были или  гарантированны, а также не долговые  обязательства РБ в целом.

   Влияние государственного  долга на экономику страны  зависит от размеров долга.  Обслуживание государственного  долга предусматривает выплату  процентов, выкуп изъятия государственных  долговых обязательств из обращения.

Управление государственным долгом.

Управление  государственным кредитом одно из направлений финансовой политикой  государства связанная с обеспечением ее деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом  направлена на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определены тенденциями общественной программ и современным состоянием экономики страны.

   Различают государственный и общегосударственный долг. Общегосударственный долг  более широкое понятие и включает задолженность не только правительства РБ, но и органов управления низовых звеньев, сходящих в состав государств.

   Обеспечение государственного  долга РБ служит все имущество  составляющее государственную козну.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникший задолженности. Обслужив.государственный дог предполагает:

  1. Осуществление операций по размещению долговых обязательств;
  2. Выплату доходов по ним;
  3. Погашение долга полностью или частично согласно плану, а также штрафов и платежей связанных с несвоевременным возрастам долга.

В РБ  управление государственным  долгом осуществляется по поручению  правительства РБ. Минфин Успех правления зависит от соблюдении я следующих принципов:

  1. Безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств;
  2. Единство учета всех видов обязательств;
  3. Оптимизация структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения.

 

14. субъекты и объекты страхования  в рб.

Страхование-экономич.отнош.по защите имущественных интересов физ.и юр.лиц при наступлении опред.событий(страх.случаев)за счёт ден.фондов, сформир.из уплач.ими страх.взносов.

Классифик.страх.:

КС представляет собой  научную систему деления страх.на сферы деятельности, отрасли,подотрасли,виды,звенья, распол.так,что каждое послед.звено явл.частью предыдущего.В основе  такого деления стр.лежат различия в объектах,категоряих стр-ей, объёме стр-ой ответств-ти, в форме провед.страх.

В соответствии с делением по объектам страх.и объём стр. ответственности примен.2 с-мы классифик.:

1.По объектам страхования;

2.По родуопасностей.

Первая классиф. Явл.всеобщей,вторая охватывает только имущ.страх.

По форме ор-ции страх.выступает,как гос-ое акционерное, взаимное и кооооперативное.

Гос.страх.-представляет собой-организац.форму,где в кач-ве страховщика выступ.гос-во, в лице спец.уполномоч.на это организаций.

Акционерное страх-ие-не гос. Организац.форма,где в кач-ве страховщика выступ.частный капитал, в виде АО, уст.фонд, которого формир.из акций(аблигаций)и др. ЦБ, принадл.юридич.и физич.лицам,что позволяет при сравнит.огранич.ср-ах, быстро развернуть эффект.работу, страх.компаний.

Взаимное страх.-не гос-ая организац.форма,которая выражает договорённость между группой физ.и юр.лиц о возмещ.друг-другу будущих возм.убытков,опред.долями согласно предл.условиям.

Информация о работе Сущность и функции финансов