Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:43, шпаргалка

Описание работы

Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных, политических задач.
Основоположники финансовой науки: Ксенофон, Аристотель, Фома Аквинский.

Работа содержит 1 файл

ФИК госы.docx

— 73.18 Кб (Скачать)

1. Сущность и функции финансов

Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных  фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных, политических задач.

Основоположники финансовой науки: Ксенофон, Аристотель, Фома Аквинский.

Сущность финансов как  экономической категории проявляется  в том, что финансы всегда имеют  денежную форму выражения, они отражают процесс движения денег как в наличной так и безналичной форме, движение всех инвестиционных ценностей заменяющих в определенный момент времени денежные средства.

Финансы – система денежных отношений возникающих при формировании, использовании денежных фондов и  при обороте денежных средств.

Функции:

Распределительная функция. Характеристика чистого дохода проявляется в том, что только эта обособленная часть совокупного дохода может распределяться на фонды денежных средств. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финн инструментов: нормы, ставки, тарифы, отчисления установленные государством. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода.

Контрольная. Проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Данная функция осуществляется на всех стадиях создания распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Она имеет нормативную основу. Распределительный характер денежных отношений предусматривает предварительное определение конкретных субъектов, объемов, сроков осуществления целевого использования ден ресурсов – все закреплено в законодательных актах. Именно контроль за соблюдением нормативных актов в котрых заключена суть распределительной функций финансов отражает содержание контрольной функции.

Помимо распределительной  и контрольной функции, финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

2. Понятие и строение  финансовой системы РБ, звенья.

 

ФС – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В рыночной экономике ФС представляет совокупность рынков и др институтов используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. К кругу институтов относятся: банки, страховые и инвестиционные компании, основная роль которых заключается в продаже финансовых продуктов и предоставлении финансовых услуг, открытии счетов, выдачи коммерческих займов и ипотечных кредитов.

ФС в  РБ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных звеньев: 1.общегосударственные ЦФ, централизованная ФС, 2.территориальная, 3.финансы хозяйствующих субъектов, децентрализованная ФС, 4.финансы домашних хозяйств.

Основой ФС служат финансы предприятия, т.к. они непосредственно участвуют в процессе материального производства. В Конституции РБ (раздел 7 ) озаглавлен «Финансово – кредитная система РБ». В данное понятие включаются сферы и звенья не только финансов, но и кредитной системы.

Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов организующих эти отношения.

Кредитная система в отличии от ФС оперирует только возвратными денежными средствами. Обе системы совместно оказывают существенные воздействия на деятельность организации матер производства и непроизводственной сферы.

 

3. Финансовый механизм, схема его действия

ФМ – система установ гос-вом типов, видов,  методов и форм инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных фин отношений.

В зависимости  от степени участия гос-ва: 1. Дерективный (связан с участием гос-ва в разработке и введении обязат для всех субъектов финн отношений в сфере бюджетного устройства налогов, финн рынка). 2. Регулирующий (ФМ определяет процедуру финн отношений в тех сферах  звеньях децентр системы, где интересы гос-ва напрямую не затрагиваются.

Формы, в  зависимости от территориальности: 1. ФМ гос-ва. 2. ФМ местных органов власти

Виды в  зависимости от сфер и звеньев  финн системы: 1.бюджетные. 2. Целевых бюд формах. 3. Пред-тий и орг-ций про-ва товаров. 4. Орг-ци сферы услуг. 5. Финн рынка.

Фин регулирование осуществ с помощью опред инструментов и рычагов: доход, прибыль, амортизационные отчисления, % ставки, инвестиции, курсы валют и т.д.

Рычаги  по своим функциям делятся: стимул, санкции, лимиты, нормы, нормативы.

 

4. Методы финансового механизма  и финансового регулирования

Функции ФМ хар-ется 2 методами: 1. Финн обеспечение – оно осуществ за счет собственных, заемных и привлеченных ресурсов. 2. Финн регулирование – связано с регламентированием распред отношений в обществе в отраслях, на предприятиях и т.д.

По  форме участия государства в  регулировании экономики и методам  его влияния на хозяйственную  деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные.  
Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.  
Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях их роль возрастает. 
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству. 
Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

5. Органы управления финансами  в РБ и их функции

Общее управление финансами РБ осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламент, аппарат президента, правительство.

Органы  общего управления: национальное собрание с палатой представителей, совет  республики, совет министров. Они  определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.

Органы  оперативного управления: министерство финансов, министерство по налогам  и сборам, национальный банк РБ, министерство экономики, государственный таможенный комитет, комитет по ценным бумагам  при совете министров РБ , ФСЗН при министерстве труда. Они проводят в жизнь финансовую политику, т е разрабатывают проект форм и методов финансовых отношений и издают после их утверждения инструкции, контролирующие соблюдение установленных форм и методов финансовых отношений и изучают их действенность, вносят предложения национальному собранию по их совершенствованию.

6. сущность государственного кредита, его формы

Гос. Кредит – совокуп экономич отношений между гос-вом, в лице его органов власти и управления с одной стороны и физ, юр лицами с другой, возникающий в процессе привлечения гос-вом временно свободных ден ресурсов на условиях возвратности и платности с целью выполнения своих функций.

Отличие гос  кредита от банковского кредита:

1.потребность в кредите  возникает у гос-ва при финансовых затруднениях, необходимо урегулирование размера между денежной массой в обращении товарными ресурсами. Потребность в банковском кредитовании возникает в связи с не равномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.

2.банковский кредит имеет  целевое назначение. Гос кредит – используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения.

3.при банковском кредитовании  срок возврата  ссуды строго  регламентирован, а при гос кредите регламентации нет.

4.с помощью банковского  кредита создаются деньги и  он способен увеличивать или  уменьшать денежную массу, а  гос кредит всегда является средством сокращения денег в обороте.

Под формой кредита понимают внешние проявления содержания технико-эконмич отношений, которые выражает кредит.

Гос кредит может быть внутренним: когда заемщиком выступает гос-во, а кредиторами – юр, физ лмца, резиденты страны; и внешние: если кредиторами являются не резиденты.

Внешний гос кредит – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе государственных кредитных операций, в которых гос-во выступает на мировом финансовом рынке в роле заемщика, кредитора, гаранта.

 

7. Сущность и значение  социального  страхования

Сущность соц защиты населения заключ в принятии мер по укреплению статуса социально слабых граждан, т.е. сущность заключ в соблюдении равенства. Содерж соц защиты зависит от историч и национ условий формиров сц-экономич политики конкретного госуд. Исходя из уровня соц услуг, представл в той или иной населению комиссия европейскоко сообщества условно разбила систему на 2 группы:1)Сист Бисморка 2)сист Беведжа. По с Бисморка степень участия в обществ произв определ уровень соц защиты граждан. Такой принцип соц защищенности носит накопительный хорактер, но так же в данной системе действует и защита солидарного хорактера, означающая, что работающие содержат не работающих. По сист Беверджа дает право на минимум защищенности любому чел, потерявшему свой доход. При этом всем престарелым выплачив соц пенсии. Она основана на концепции соц справедливости и принципа солидарности. Общим для них явл принцип самообеспечивания(все граждане трудового возраста обязаны зарабатывать на себя). В сфере соц защиты населения относ понятия: соц обеспечение установл гос сист матер поддержки граждан, оказ в труд положении(соц страхов и соц помощи). Основн видами расходов по соц обеспеч явл выплата денежн пенсий и пособий. Принципы построения соц страхования:1)всеобщности 2)общедоступности 3)установл завис размеров и форм обеспечения от прошлого труда 4)большое разнообраз видов обеспечения и услуг. Сущность соц страхов заключ в том, что финансир соц выплат осущ за счет аккумулирования в спец фонде взносов из фонда оплаты работодателей и ЗП. Соц обслуживание деятельность ф и ю лиц, по оказанию соц поддержки, матер помощи и предоставлен мед, психологич, педогагич  услуг,  создание реабилитации граждан, оказавщихся в труд ситуации. В сист соц обслуж входят: 1.гос органы, осущ управление в данной области. 2.центры гос обслуж различн категории населения. 3.соц реабилитац центры. 4.соц клиники для безнодежно больных люд. 5.центры психиатр помощи. Соц обслуж осущ на безвозмездной основе за счет средств бюджета, спец фондов.

 

8 финансовая политика государства,  ее содержание, задачи и требования

ФП – намеченная гос-вом на опред этапе развития общества научная программа использование финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития. Под соц развитием понимают не только развитие, просвещение культуры, здравоохранения и др соц потребностей, но и соц устройства общества.

ФП как  составная часть экономич политики гос-ва явл одной из приоритетных сфер госуд регулирования экономики. В ней конкретизируется гл направление развития народного хозяйства, разраб механизм регулирования и стимулирования соц-эконом процессов фин методами.

ФП осуществляется по средствам разработанной на опред период времени системы мероприятий по мобилизации части фин ресурсов общества в бюджет, их рациональное распределение и эффективное использование для выполнения гос-вом своих ф-ций. Ее реализация обеспечивает совокупность бюджетно –налоговых, монитарных и др финансовых инструментов, наделенных соответствующих законодательными полномочиями по формированию и использ финн ресурсов.

Гл субъект  ФП – этот гос-во. Свое практическое воплощение ФП в лице гос-ва  реализ через ФМ и его рычаги и стимулы.

Содержание  ФП определяется единством 3 осн звеньев:

1.выработка научно  – обоснованных концепций развития  финансов по средствам определения  гл целей экон развития. Она сформирована на основе изучения требований экон законов, конкретных особенностей, исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производственных сил и производ отношений, потребностей в населении.

2.опеределение  осн направлений финансов на перспективу и текущий период при этом исходит из путей достижения поставленных целей, предусмотр экон политикой с учетом специфики внут и международной обстановки, реальных экон и финн возможностей страны и с этой целью изучает новые тенденции и мировой опыт.

3.осуществление  практических действий направленных  на достижение целей.

Требования  предъяв к ФП:

1.науч подход  к выработке ФП, предполагает  ее соответствие к закономерностям  общественного развития и постоянный  учет выводов фин теории

2.учет специфики  конкретных истор условий каждого этапа развития общества, особенностей внутр положения международ обстановки, реальные эконмич и финн возможности гос-ва

3.изучение опыта  фин и хоз «строительства»

4.соблюдение  комплексного подхода при выработке  и проведении ФП путем ориентации  на выполнении ключевых задач  экон политики

5.повыш эффективности  использ финн ресурсов

6.предвиденье  последствий проведения намеченных  финн мероприятий

7.наличие обширной  и достоверной информации о  фин потенциале, объективных возможностей гос-ва.

Результативность  ФП тем выше, чем больше она учитывает потребносити общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретные историч условия. На современном этапе развития экономики ФП РБ направлена на борьбу с инфляцией преодолением спада произ-ва совершенствование налог системы, создание благоприятных условий ВЭД, привлечение иностр инвестиций, сокращение гос долга, увел соц защиты населения.

Информация о работе Сущность и функции финансов