Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:27, лекция

Описание работы

Финансы по своей сущности являются одной из объективных экономических категорий применяемых в современных государствах. Финансы являются исторической категорией которая появилась с возникновением государства и разделением общества на классы. Термин финансы первоначально произошел от латинского слова “финис” что в денежных отношениях складывающихся между населением и государством означало окончательный расчет завершения платежа. В 13-15 веках в торговых городах Италии появилось понятие финансия(денежный платеж), в 16-17 веках термин получил международное распространение и стал применяться в более широком смысле как совокупность государственных доходов и расходов. В настоящее время финансы имеют еще более широкое значение

Содержание

1)Социально экономическая сущность финансов
2)Функции финансов, принципы финансов.
3)Финансовая система в РФ

Работа содержит 1 файл

лекции финансы.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

Дотации это денежные суммы безвозмездно выделяемые из вышестоящих бюджетов в случае недостаточности бюджетов нижестоящего уровня. Дотации не имеют целевого назначения и используются для покрытия текущих расходов нижестоящих бюджетов.

Субвенции это средства передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету или юридическому лицу на финансирование строго целевых расходов. В качестве таких целей может быть выравнивание социально экономического состояния регионов.

Субсидии это средства передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим или юридическим или физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.    

Четвертый метод бюджетного регулирования это бюджетные ссуды.

Бюджетные ссуды это денежные средства выдаваемые на возвратной основе а также на принципе платности(уплата процентов за пользование). Могут предоставляться как вышестоящими бюджетами нижестоящим бюджетам так и наоборот нижестоящими вышестоящим. Срок предоставления бюджетных ссуд не должен превышать 6 месяцев в пределах финансового года. Бюджетные ссуды в отличие от финансовой помощи используются на стадии исполнения бюджетов, то есть не закрепляются в проекте бюджета на очередной финансовый год, применяется по необходимости.

 

Вопрос 5. Бюджетный дефицит, управление бюджетным дефицитом

Бюджетный дефицит это превышение расходной части бюджета над доходной. Возникновение бюджетного дефицита может быть вызвано разными причинами:

Во первых – увеличением финансирования социальных расходов по сравнению с темпами прироста ВВП. Это может отражать кризисные явления в экономике, не эффективность финансовых связей, не способность органов государственной власти контролировать финансовую ситуацию.

Во вторых – осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства, в изменение его структуры, в этом случае дефицит отражает стремление государства обеспечить прогрессивные сдвиги.

В третьих – наращивание военных расходов.

В четвертых – крупные стихийные действия, Ч.С..

 

В экономически развитых странах существует определенный механизм управления бюджетным дефицитом, причем степень разрушительного воздействия бюджетного дефицита на экономику во многом зависит от выбранного метода управления. Во избежание разрушения денежной системы покрытие бюджетного дефицита осуществляется в основном за счет размещения внутренних и внешних займов. Сокращение бюджетных расходов может вести к повышению социальной напряженности в стране, к снижению объемов производства и другим негативным явлениям.

Налоговая политика не играет существенной роли в финансировании бюджетного дефицита, так как увеличение налогов ведет к росту цен, снижению деловой активности, сокращению объемов производства, сокрытию доходов от налогообложения, в конечном итоге к снижению поступления налогов в бюджет. Основная роль налоговой политики заключается в обеспечении стабильной доходной базы бюджета то есть недопущении бюджетного дефицита. Если в качестве средства покрытия бюджетного дефицита используется денежная эмиссия то это ведет к росту инфляции, даже может возникнуть гиперинфляция.

В настоящее время размер дефицита федерального бюджета не должен превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Дефицит регионального бюджета не должен превышать 15% годового объема его доходов.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% без учета финансовой помощи вышестоящего бюджета.

 

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти и закрепляются в законе о бюджете на очередной финансовый год. Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.

Внутренние это кредиты полученные от кредитных организаций в рублях, государственные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в рублях. Также бюджетные кредиты полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы и прочие источники в том числе средства от продажи государственных запасов драгоценных камней, акций государственных предприятий.

Внешние это государственные займы осуществляемые от имени РФ в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг, а также кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита региональных бюджетов могут быть внутренние займы, тоесть размещение ценных бумаг от имени субъектов федерации, внешние займы, и бюджетные кредиты полученные от кредитных организаций.

 

Источники финансирования дефицита местных бюджетов это муниципальные займы а также кредиты полученные от кредитных организаций а также бюджетные кредиты. В мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко применяется привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью повышаются бюджетные доходы так как появляется новый налогоплательщик и сокращаются расходы на финансирование капитальных вложений.

Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов является одной из основных задач государственной финансовой политики.

 

 

Тема. Государственный кредит.

Вопросы

1)Сущность и формы государственного кредита

2)Государственные займы. Сущность и виды государственного долга

3)Методы управления государственным долгом

 

Вопрос 1

Виды кредита

1)Банковский

2)Государственный

3)Международный

4)Коммерческий

5)Потребительский

 

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений возникающих между государством (с 1 стороны), и юридическими и физическими лицами (с другой стороны) по поводу заимствования государством временно свободных денежных средств, их использования на финансирование государственных расходов, по поводу предоставления государством денежных средств предприятиям организациям на условиях срочности возвратности и платности.

Если государство выступает в роли кредитора то речь идет об активной форме

кредита. 

Кредит предоставляется в виде казначейских ссуд(бюджетные кредиты).

Если государство выступает в роли заемщика то речь идет о пассивной форме кредита, тоесть государственных займах – эта форма кредита является основной. Государственные займы являются вторым по значению источником финансирования государственных расходов, используется в основном для покрытия бюджетного дефицита. Кроме того государственный кредит может использоваться и для регулирования денежного обращения. Государственный кредит является составной частью финансовой системы как кредитование. Для государственного кредита характерны те же принципы что и для кредита в целом (это принципы срочности, возвратности, платности).

 

Между государственным и банковским кредитом имеются различия, можно рассмотреть сущность государственного кредита по сравнению с банковским:

1)При банковском кредитовании погашение кредита осуществляется за счет производительного использования заемных средств, а погашение процентов производится за счет получения прибыли от кредитуемого мероприятия. При государственном кредите средства привлекаемые государством направляются в основном на финансирования текущих расходов при этом погашение процентов и основного долга будет осуществляться из будущего бюджета (то есть за счет налогов и новых займов)

2)Принцип обеспеченности кредитов.  По банковскому кредиту предусмотрена система материального обеспечения, в качестве обеспечения может выступать залог.

Государственный кредит непосредственного обеспечения не имеет, обеспечением служит всё имущество находящееся в государственной собственности, - поэтому определяющим является доверие. 

3)Целевое назначение. Банковский кредит обычно имеет строго целевое назначение. Государственные займы особенно на федеральном уровне конкретной цели не имеют. На региональном и муниципальном уровне займы могут иметь целевую направленность.

4)Государственный и банковский кредит различаются способностью увеличивать или сокращать денежную массу. Банковский кредит ведет к появлению избыточной денежной массы за счет кредитной эмиссии. Государственный кредит в пассивной форме служит средством сокращения денежной массы.

 

Эффективность государственного кредита определяется по формуле (П(поступления по системе государственного кредита)-Р(расходы))/Р * 100.

 

 

Государственные займы, сущность и виды государственного долга. Заимствование средств государством осуществляется путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг а также получение иностранного кредита. Вся совокупность государственных займов составляет государственный долг.

Государственные займы подразделяются на

1)Внутренние – представляют собой заимствование денежных средств в национальной валюте у предприятий резидентов, населения, внутри страны. Внутренние займы составляют основную часть государственного долга которая во многом определяет финансовое состояние экономики.

2)Внешние – представляют собой заимствование средств в иностранной валюте у иностранных инвесторов не резидентов на международных финансовых рынках. Внешние займы подразделяются на:

-коммерческие, предоставляют крупные иностранные банки, финансовые производственные корпорации основная цель которых получение максимальной прибыли, поэтому такие займы предоставляются на относительно короткие сроки и под высокие проценты.

-политические, предоставляются правительствами иностранных государств под относительно небольшие проценты но с условием выполнения ряда предложений экономического и политического характера, такие займы могут также предоставляться с целью поддержки финансовой экономической стабильности стран союзников. Совокупность внешних государственных займов образует внешний государственный долг который является наиболее важной частью государственного долга с точки зрения влияния положения государства на внешних рынках. Поэтому любое государство в первую очередь стремится регулировать величину государственного долга, но абсолютные цифры долга не являются показательными поскольку государство в то же время может быть крупнейшим кредитором третьих стран. В случае если итоговое сальдо по совокупности таких операций положительное то финансовое положение государства считается стабильным.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Коэффициент обслуживания внешнего долга(К) = Р/В * 100%

Где Р это расходы по обслуживанию внешнего долга(выплата процентов и погашений), В  это валютные поступления от экспорта товаров и услуг.

Безопасным коэффициентом обслуживания государственного долга является величина до 20%. В нашей стране в 1990е до 2002 она была выше(в районе 25 и до 40%).

При характеристике государственного долга используют понятия текущий и капитальный государственный долг.

Капитальный это вся совокупность не погашенных долговых обязательств включая подлежащие уплате проценты.

Текущий это сумма расходов текущего периода на погашение государственного долга срок оплаты которого наступил а также на уплату ежегодных процентов по обслуживанию капитального долга переходящего на будущее.

Государственные займы погашаются путем проведения тиражей погашения по процентным займам либо посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов.

Выплата доходов по государственным займам производится путем ежегодной оплаты купонов облигаций или посредством перевода суммы доходов в безналичном порядке на счета кредиторов.

Выплата процентов и погашений по государственным займам составляет основную часть расходов по обслуживанию государственного кредита. К таким расходам относятся также расходы по изготовлению государственных ценных бумаг, по реализации, хранению, пересылке.

Состояние, темпы роста, и динамика государственного долга является очень существенными показателями уровня экономического развития государства, которые имеют особое значение для развивающихся стран а также стран которые испытывают трудности экономического роста, величина государственного долга во многом отражает уровень эффективности управления финансовым сектором государства.

 

Вопрос 3.

Методы управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также по определению условий и выпуску новых государственных займов. Выплата доходов по займам обычно осуществляется за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственного долга государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Также возможно погашение задолженности за счет выпуска новых займов.

В случае использования рефинансирования для обслуживания внешнего долга государство должно иметь хорошую репутацию в кругах международного финансового рынка. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соглашению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия представляет собой изменение доходности займов, в целях снижения расходов по системе государственного кредита, государство чаще снижает размер выплачиваемых доходов по займам однако не исключено и повышение доходности займов.

Под консолидацией понимается изменение условий займов связанных с их сроками. Обычно сроки займов продляются так как государство заинтересованно в получении на длительные периоды.

Возможно совмещение консолидации с конверсией, то есть изменение и доходности и сроков займов.

Унификация займов представляет собой объединение нескольких займов в 1, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на новые. Эта мера предусматривает уменьшение количества одновременно обращающихся ценных бумаг что упрощает работу и сокращает расходы по системе государственного кредита

В исключительных случаях государство может произвести обмен облигаций по регрессивному соглашению то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения по старым облигациям.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система