Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:27, лекция

Описание работы

Финансы по своей сущности являются одной из объективных экономических категорий применяемых в современных государствах. Финансы являются исторической категорией которая появилась с возникновением государства и разделением общества на классы. Термин финансы первоначально произошел от латинского слова “финис” что в денежных отношениях складывающихся между населением и государством означало окончательный расчет завершения платежа. В 13-15 веках в торговых городах Италии появилось понятие финансия(денежный платеж), в 16-17 веках термин получил международное распространение и стал применяться в более широком смысле как совокупность государственных доходов и расходов. В настоящее время финансы имеют еще более широкое значение

Содержание

1)Социально экономическая сущность финансов
2)Функции финансов, принципы финансов.
3)Финансовая система в РФ

Работа содержит 1 файл

лекции финансы.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

     Основным методом мобилизации государственных доходов являются налоги сборы и пошлины. Используются также государственные займы и денежные эмиссии.

     К не налоговым доходам относятся доходы от использования и продажи государственной собственности, доходы от приватизации, доходы от реализации государственных ценных бумаг, доходы по системе государственного кредита. Соотношение между методами мобилизации государственных доходов может меняться и зависит от таких факторов как финансовая политика, конъюнктура финансового рынка, экономическая и политическая ситуация в стране.

Основным источником мобилизации государственных доходов являются налоги. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого налога определяется законодательно и закрепляется за соответствующими органами государственного управления. Налоги имеют фискальное, экономическое, социальное значение. Фискальная роль налогов заключается в обеспечении органов государственной власти необходимыми финансовыми ресурсами.

Экономическая роль налогов заключается в механизме их исчисления.

Социальная роль налогов заключается в регулировании доходов различных социальных групп населения, освобождение от налогообложения лиц находящихся за чертой бедности, установление налоговых льгот в соответствии с требованиями демографической политики.

 

Вторым по значению источником бюджетных доходов являются государственные займы(внутренние и внешние). Займы используются для покрытия бюджетного дефицита а также для финансирования различных капитальных затрат.

Роль займов особенно возрастает в периоды кризисного состояния экономики. Между налоговыми и государственными займами существует зависимость так как финансовой базой погашения займов являются налоги. Растущие расходы государства связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним могут вызывать необходимость повышения налогов. Рост займов в периоды экономического кризиса может опережать увеличение налогов что ведет к росту государственного долга.

 

Третьим по значению методом мобилизации государственных доходов являются денежные эмиссии которые делятся на бумажно денежные и кредитные, к этому методу государство прибегает обычно в том случае если растущие государственные расходы не покрываются налоговыми и займовыми поступлениями а ситуация на финансовом рынке неблагоприятна для выпуска и размещения новых займов. Денежная эмиссия не связанная с потребностями хозяйственного оборота приводит к росту инфляции, поэтому страны с рыночной экономикой обычно стремятся заменить денежную эмиссию выпуском новых займов. Займы также могут ускорить инфляцию так как владельцы государственных облигаций реализуя их на финансовом рынке могут провоцировать инфляционный процесс, но он протекает не такими темпами как при денежной эмиссии. Доходы бюджетной системы по условиям их зачисления в бюджеты могут подразделяться на закрепленные, регулирующие и финансовую помощь в виде дотаций и субсидий.

Закрепленные доходы в полном объеме или в строго фиксированных процентах на постоянной или долговременной основе зачисляются в соответствующие бюджеты

 

Регулирующие доходы это доходы по которым производятся отчисления в нижестоящие бюджеты, на основе решений вышестоящих органов государственной власти.

Доходная часть бюджетов также может формироваться за счет финансовой помощи.

 

Вопрос 3

Государственные расходы обусловлены использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства. Тоесть включают расходы бюджетов разных уровней. Расходы государственных внебюджетных фондов и расходы государственных предприятий. Посредством системы государственных расходов государство может выполнять свои функции – экономическую, социальную, управленческую и оборонную. Государственные расходы являются основным элементом государственной финансовой политики. Расходы бюджетной системы составляют основную часть государственных расходов. Направление этих расходов определяется теми задачами которые стоят перед государством в определенный период времени.

Расходы бюджетной системы находятся в тесной взаимосвязи с её доходами так как объем расходов зависит от объема поступающих доходов. Потребность в увеличении бюджетных расходов приводит к необходимости изыскания дополнительных источников бюджетных доходов. В процессе исполнения бюджетов возможны корректировки их доходной и расходной частей. Состав и структура бюджетных расходов в зависимости от уровня бюджетов может иметь определенные различия. Но выделяют основные направления расходов характерные для бюджетной системы в целом. Это расходы на финансирование социально культурных мероприятий, расходы на финансирование общественного производства, расходы на финансирование государственных и муниципальных программ, инвестиций, расходы на оборону, расходы на финансирование фундаментальных научных исследований государственных программ в научно технической сфере. Расходы на финансирование органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов и прокуратуры. Расходы на ВЭД, расходы на выплату государственных пособий и компенсаций гражданам, расходы на выплату дотаций, субсидий и субвенций. Расходы на обслуживание государственного кредита. И другие виды расходов.

Структура расходов. За последние годы структура претерпела большие изменения. На состав бюджетных расходов существенно влияют экономические и политические факторы. С переходом к рыночной экономике появились новые виды расходов бюджетов всех уровней. Это например расходы по повышению МРОТ, расходы по выплате компенсаций гражданам, расходы по индексации пенсий и пособий. Наибольшая часть расходов бюджетной системы приходится на расходы федерального бюджета. Так как эти расходы связаны с решением общегосударственных задач и направлены на финансирование мероприятий имеющих не только федеральное но и региональное значение и даже муниципальное, конкретные направления и величина расходов бюджетов разных уровней определяются соответствующими органами государственной и местной власти и закрепляются в законах о бюджетах на соответствующий год. При утверждении бюджета отдельной строкой могут выделяться различные статьи расходов которые должны финансироваться в полном объеме независимо от величины бюджетного дефицита.

Перечень защищенных статей бюджетных расходов не является постоянным и определяется ежегодно исходя из финансовых возможностей. В перечень защищенных статей может включаться расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, стипендии, государственные пособия, другие социальные компенсационные выплаты населению, расходы на питание, расходы по приобретению медикаментов. К защищенным относится финансирование сельхозпроизводителей. Важным условием бюджетно-финансовой политики является стремление к сбалансированности бюджетов, то есть к равенству доходной и расходной частей. Превышение расходов над доходами составляет бюджетный дефицит который может выражаться в процентах от ВВП. Превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом. В целях сбалансированности бюджета может устанавливаться предельный размер бюджетного дефицита в % от ВВП. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера бюджетного дефицита или значительно сокращается поступление бюджетных доходов то может вводиться механизм секвестра расходов.

Секвестр расходов представляет собой пропорциональное сокращение расходов ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных статей в течение оставшегося времени финансового года. В кризисные годы попытка сбалансировать бюджет может привести к депрессии, ликвидации ряда предприятий и поэтому сокращения расходов в этот период стараются избежать.

 

Вопрос 4. Бюджетные процесс. Бюджетное регулирование

 

 

Бюджетный процесс это совокупность действий органов государственной власти местного самоуправления в бюджетной сфере начиная с фазы составления проектов бюджетов, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов заканчивая действиями по контролю за бюджетом и его исполнением.  В основе бюджетного процесса лежат принципы характерные для бюджетного устройства в РФ(единства, сбалансированности, отражения полноты расходов и доходов, прозрачности, достоверности, адресности).

Стадии бюджетного процесса

1)Составление проекта бюджета

2)Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

3)Исполнение бюджетов и контроль за исполнением

 

Составление проекта бюджетов. Ему предшествуют разработка прогнозов социально экономического развития РФ, субъектов федерации, и муниципальных образований, а также подготовка сводных финансовых балансов на основании которых правительство разрабатывает проекты бюджетов.

Правительство РФ готовит проект бюджетного послания и представляет его президенту РФ. Бюджетное послание президента направляется федеральному собранию не позднее марта месяца предшествующего основному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Составление проекта федерального бюджета основывается на бюджетном послании и осуществляется правительством РФ в соответствии с бюджетным кодексом.

 

Первый этап формирования федерального бюджета это разработка плана прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год который содержит основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. На основании этого документа министерство финансов разрабатывает основные характеристики федерального бюджета, то есть проекты доходов и расходов и распределение расходов. Одновременно правительством рассматриваются предложения о повышении или сохранении МРОТ и государственных пенсий и об индексации зарплаты работников бюджетной сферы.      

 

Второй этап это распределение предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год, а также разработка предложений о проведение преобразований в отраслях экономики и в социальной сфере. Данный этап должен завершаться не позднее 15 июня года предшествующего очередному финансовому году. По 15 августа правительство рассматривает все документы характеризующие бюджетную политику в очередном финансовом году, и утверждает проект федерального бюджета для его внесения в государственную думу.

 

 

 

Рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о государственных внебюджетных фондах. Государственная дума рассматривает проект федерального бюджета в 3х чтениях.

В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в государственную думу при этом обсуждается прогноз социально экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и регионального бюджета, а также проект программа государственных внешних займов. Проект федерального бюджета первом чтении рассматривается по основным характеристикам то есть по доходам, по объему расходов в очередном финансовом году, по объему государственного внутреннего и внешнего долга и по бюджетному дефициту. По результатам рассмотрения проект федерального бюджета может быть принят в первом чтении. В случае отклонения проект может передаваться в согласительную комиссию, может быть возвращен в правительство на доработку, может быть поставлен вопрос о доверии правительству. Согласительная комиссия составляется из представителей государственной думы, представителей правительства, представителей Минфина.

Во втором чтении государственная дума рассматривает проект федерального бюджета в течение 35 дней со дня его утверждения в первом чтении. Рассматриваются бюджетные расходы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам бюджетных расходов в пределах общего объема расходов утвержденного в первом чтении. Также рассматривается программа предоставления государственных кредитов, программа государственных заимствований, программа государственных гарантий РФ.

В третьем чтении проект федерального бюджета рассматривается в течение 15 дней со дня его утверждения во 2 чтении. В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета и проект бюджета голосуется в целом. Принятый государственной думой проект федерального бюджета в течение 5 дней передается на рассмотрение советов федерации где он рассматривается в течение 14 дней, одобренный законопроект о бюджете направляется президенту для его подписания и обнародования. В случае отклонения проекта федерального бюджета советом федерации он передается в согласительную комиссию.

 

 

Президент пользуется правом вета.

 

 

Исполнение бюджета, выполнение его доходной и расходной частей начинается после утверждения бюджета и его подписания президентом. Порядок исполнения бюджета организуется правительством по согласованию с нижестоящими органами исполнительной власти. Порядок исполнения бюджета осуществляется по бюджетной росписи доходов и расходов, тоесть основному оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налоговых расходов и иных расходов и сроки расходования бюджетных средств в течение финансового года. Бюджетная роспись утверждается министерством финансов РФ которое также проводит непосредственную работу по исполнению федерального бюджета. Организация исполнения федерального бюджета возлагается на федеральное казначейство и его органы на местах. Федеральное казначейство может осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении соответствующих соглашений с органами территориальной власти.

Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса и представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Методы бюджетного регулирования:

1)Распределение регулирующих источников бюджетных доходов

2)Перераспределение закрепленных источников бюджетных доходов

3)Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов к нижестоящим

4)Бюджетные ссуды выдаваемые одним бюджетом из средств других

Основным методом бюджетного регулирования является первый. Остальные методы применяются только в тех случаях если распределение регулирующих доходов не привело к наполнению бюджетов.

Распределение регулирующих доходов между бюджетами осуществляется посредством установления нормативов отчисления от этих доходов устанавливаемых органами государственной власти.

Второй метод перераспределения закрепленных источников доходов представляет собой передачу вышестоящими бюджетами нижестоящим своих закрепленных доходов.

Третий метод финансовая помощь включает дотации субсидии субвенции.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система