Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении банковского процента, его сущности и видов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность банковского процента;
- изучить виды банковского процента;
- рассмотреть депозитный процент и ссудный процент;
- проанализировать процентную политику Национального банка Республики Беларусь.
Внутрибанковская система управления рисками должна основываться на следующих принципах:
- постоянный мониторинг, оценка и контроль за рисками; наличие
надежной информационной
- своевременное (чаще всего ежедневное) информирование руководства банка о состоянии дел и изменениях на рынках;
- регулярный контроль счетов и ревизия (аудит) отчетности.
Положение Банка России “Об организации внутреннего контроля в банках” косвенно предъявляет определенные требования к системе анализа и контроля САК (как составляющей системы внутреннего контроля) и предоставляет рекомендации по организации системы контроля. Банк России предлагает проводить контроль на трех этапах. С учетом этих рекомендаций и требований (но, не ограничиваясь ими) можно определить следующую структуру контроля:
1. Предварительный контроль. На этом этапе создается система лимитов по составу и объемам допустимых к использованию финансовых инструментов, производится четкое разделение полномочий и ответственности среди сотрудников и подразделений, определяется порядок оперативного пересмотра системы установленных ограничений, разрабатывается план оперативных действий в кризисной ситуации.
2. Текущий контроль. Этот этап подразумевает регулярные комплексные
и тематические проверки САК по следующим факторам: количественные и качественные значения рисков, информированность руководства о
подверженности риску, соблюдение лимитов, наличие у банка возможностей оперативного привлечения и размещения ресурсов в кризисной ситуации.
3.
Последующий контроль. Этап подразумевает
оценку адекватности САК
Исходя из опыта банков
и рекомендаций консультационных
компаний предлагается в
В то же время, согласно
иметь хотя бы одного сотрудника, не участвующего в принятии решений по вопросам привлечения и размещения средств, в чьи обязанности входит оценка и контроль риска. Этот сотрудник должен быть независим в достаточной степени, чтобы иметь возможность давать объективную оценку риска. В организационной структуре типичного среднего российского банка ранее вряд ли можно было найти должностное лицо с такими обязанностями и правами.
Теперь в соответствии с Положением “Об организации внутреннего контроля в банках” таким должностным лицом стал руководитель службы внутреннего контроля. По мнению автора, на него же должна быть возложена функция оперативного управления САК.
В соответствии с требованиями Базельского комитета, банк должен иметь
в своем составе сотрудников, оценивающих качество и эффективность САК. Логично предположить, что эти функции могут быть возложены на службу внутреннего контроля.
Следует иметь в виду, что реализация
большинства методов анализа
контроля
невозможна без высококачественной
автоматизированной банковской системы.
В данном случае под ее
качеством понимаются не технические
возможности, а полнота и точность содержащейся
в ней информации.
3.3.
Методы регулирования
процентных ставок со
стороны государства
и банков
Совокупность
мероприятий по регулированию экономических
отношений посредством
- ставит цели, на реализацию которых направлено проведение процентной политики;
- устанавливает максимальные и минимальные процентные ставки по банковским операциям, а также основные принципы и критерии их дифференциации, дает определение штрафных и льготных процентных ставок;
- устанавливает инструментарий, применяемый для ограничения процентного риска.
Дифференциация процентных
Для участников кредитных операций большое значение имеет влияние на уровень ставки процента рыночных сил и государственного регулирования. Государство корректирует уровень ставки процента в первую очередь из-за того, чтобы обеспечить приоритетное развитие отдельных отраслей экономики. Например, льготные условия кредитования экспортных отраслей наряду с налоговыми льготами позволяют компенсировать отставание национальных компаний от иностранных конкурентов на внешнем рынке и тем самым сокращать дефицит торгового баланса. Другая цель регулирования ставок процента заключается в создании одинаковых условий для участников национальной кредитной системы.
Важным фактором, определяющим стоимость привлекаемых и размещаемых на кредитном рынке ресурсов, является процентная политика центрального банка. Большинство центральных банков проводят свою денежно-кредитную политику на основе регулирования процентных ставок, т.е. определяет цену денег в экономике.
Устанавливаемая центральным банком ставка платы за ресурсы наряду с нормой обязательного резервов и условиями выпуска и обращения государственных ценных бумаг постепенно является эффективным средством управления коммерческими банками. Не прибегая к прямому регулированию процентной политики последних, центральный банк определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение процентных ставок. В большинстве стран к числу официальных ставок, с помощью которых осуществляется регулирование денежного и кредитного рынков в стране, относится учетная ставка или ставка рефинансирования. Этот показатель у всех на слуху, мы часто слышим о нем из новостей СМИ о кредитно-денежной политике; бухгалтеры и налоговики применяют его при расчете штрафов и пеней. Учетный процент - это официальная ставка кредитования коммерческих банков со стороны центрального банка. Учетный процент является одним из основных инструментов, с помощью которого центральные банки разных стран регулируют объемы денежной массы в обращении, темпы инфляции, состояние платежного баланса и валютный курс. Рефинансирование коммерческих банков может проводиться либо путем прямого краткосрочного кредитования, либо посредством переучета коммерческих векселей. Понижение официальной процентной ставки приводит к удешевлению кредитных ресурсов и увеличению предложения на рынке, напротив, ее повышение - к сжатию денежной масс, замедлению темпов инфляции, но в тоже время - к сокращению объема инвестиций. Изменение ставки рефинансирования сигнализирует об изменениях в денежно-кредитной политике Центробанка в зависимости от уровня инфляции. Политика воздействия на денежную массу путем регулирования этих ставок получила название учетной (или дисконтной) политики. Основным объектом, на который воздействует процентная политика центрального банка, во всех развитых странах являются краткосрочные кредиты. Однако посредством регулирования учетной ставки центральные банки воздействуют не только на состояние денежного, но и финансового рынка. Так рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь влияет на уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложение.
Банк России также начинает проводить более активную процентную политику. Так, в начале 2006 г. для изъятия избыточной ликвидности Банк России несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном банке.
Заключение
Завершая проведенное курсовое исследование, следует повторить, что процентные (учетные) ставки, устанавливаемые центральными банками, - являются одним из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется внутренняя и внешняя экономическая политика. Коммерческие банки устанавливают ставки процентов, ориентируясь на учетные ставки, принятые в центральных банках своих стран.
Банковский процент – часть прибыли, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал, он определяется как «иррациональная форма цены» ссудного капитала; процент выражает отношения между кредитором и заемщиком и выступает в форме определенной процентной ставки. Банковский процент выполняет такие функции как перераспределительную, регулирующую и функцию сохранения ссудного фонда.
Банковские проценты классифицируются по содержанию, по методу установления процентных ставок и по способам взыскания. Современные подходы к формированию процентной ставки основываются фактически на четырех классических теориях процента, сформулированных К. Векселем, И. Фишером, Дж. М. Кейнсом, Д. Хиксом. Основой процентных ставок денежного рынка является официальная ставка центрального банка - ставка рефинансирования - уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые центральным банком другим банкам (кредитным учреждениям).
Депозитный процент – плата банков (кредитных учреждений) за хранение денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей на счетах, в депозитариях, хранилищах; выражает отношения двух участников кредитной сделки. Депозитная политика представляет собой комплекс мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств юридических и физических лиц, а также госбюджета в форме вкладов (депозитов) с целью их последующего взаимовыгодного использования.
Ссудный
процент – плата за временное
пользование ссужаемой
Процентная политика является не только одним из важнейших и достаточно сложных инструментов регулирования банковской деятельности, но и рычагом воздействия на механизм функционирования реального сектора экономики.
Основными документами, которые определяют основы установления и регулирования процентных ставок по операциям Национального банка, являются Банковский кодекс Республики Беларусь, основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также ежегодно разрабатываемый и принимаемый внутренний документ Национального банка – принципы регулирования текущей ликвидности банковской системы.
В
Республике Беларусь основными инструментами
процентной политики Национального банка
являются базовая ставка рефинансирования
и ставки по операциям Национального банка
на финансовом рынке.
Список
использованной литературы
1. «Гражданский кодекс РФ» (ГК РФ) №14-ФЗ. Часть 2 в ред. ФЗ от 25.122008 г., Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» также регулируют вопрос банковской процентной ставки.- C.7-8.
2. «Гражданский кодекс РФ» (ГК РФ) Гл.9 статья 839 “ Порядок начисления процентов на вклад и их выплаты”-С.7-8.
3 Федерального закона от 15.02.2010 N 11-ФЗ (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 15.02.2010 N 11-ФЗ).-С.6.
4. Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др. Деньги, кредит, банки: Учеб. /.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527с.
5. Перепечко С. Подходы Национального банка к формированию процентных ставок по операциям. // Банковский вестник. – 2002. - № 28. – С.17-25.
6. Тарасов В. Влияние процентной политики на реальный сектор экономики. // Банковский вестник. – 2003. - № 28. – С.23-28.
7. М.В. Романовский и др. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник /.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт-М, 2001. – 543с.
8. Сайт
Консультант +