Сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
сущность и функции бюджета как экономической категории;
характеристика бюджета как центрального денежного фонда и основного финансового плана государства;
особенности бюджетов зарубежных стран;
организация государственных финансов на региональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Сущность и функции бюджета как экономической категории……….........4
2. Характеристика бюджета как централизованного денежного фонда и основного финансового плана государства…………………………………..11
3. Особенности бюджетов зарубежных стран……………………………......18
4. .Организация государственных финансов на региональном уровне…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Все основные налоги (налог на прибыль, НДС) получает центральные бюджет совместно  с землями. Вертикальное распределение  налогов в Германии закреплено в  основном законе страны. Также федеральный  бюджет полностью получает налоги на бензин, табак, кофе, страхование, к исключительной компетенции федерации относятся пошлины и акцизы на водку, на которую сохраняется государственная монополия. Землям достаются налоги на имущество, наследство, автомобили, лотереи и пиво, общинам - на землю, местные («малые») налоги на потребление, а также большая часть промыслового налога. Основные же налоги (свыше 70% объёма получения) являются совместными по получению. Например, налог на доходы корпораций делятся пополам между федерацией и землями, подоходный налог - на три части (15% получают общины и по 42,5% - федерации и земли), НДС делится между центром (50,5%) и землями (49,5%).

     Сложнее всего распределяется налог с  оборота: доли, которые приходятся на федерацию и земли, пересматриваются каждый год и закрепляются в специальном законе. Подвижные пропорции распределения обеспечивают приспособление доходной части бюджета к изменяющимся задачам (а следовательно, и расходам) разных уровней власти. В целом в федеральный центр поступает примерно 45% всех налоговых доходов, землям достаётся чуть более 37%, общинам - 13%; около 5% (в основном пошлины) перечисляются в бюджет ЕС. Если налоговых поступлений не хватает для покрытия расходов, то в финансовом отношении земли могут получать дополнительные перечисления (трансферты), используя эти средства по своему усмотрению. Специальная компенсация из федерального бюджета предусмотрена и в случае, когда определённые мероприятия центра влекут финансовые проблемы (например, строительство военных городков, размещение федеральных ведомств).

     Горизонтальное  выравнивание (или горизонтальное перераспределение  средств) обычно считают вторичным, когда уже полученные доходы в  определённой степени уравниваются путём изъятия их части у финансово сильных («богатых») земель и передачи их финансово слабым («бедным») землям. Горизонтальное выравнивание в Германии в узком смысле базируется на двух показателях: финансовой силы и выравнивания. Первый отражает величину получаемых землёй налогов, второй показывает соответствие бюджетных доходов, получаемых землёй, доле населения, проживающего в ней [12, с. 253 - 261].

     Следующая страна, о бюджете которой я  хочу рассказать, - это Чехия. По бюджетному устройству Чехия является унитарной  страной: Центральное Правительство и два уровня местного самоуправления. Распределение функций между Центральным Правительством и местным самоуправлением основано на принципе вторичности (субсидиарности). 

     Центральный уровень определяет стратегические, методологические и контрольные функции финансового, экономического, политического и социального развития. В функции центрального уровня входят: оборона, общественный порядок и безопасность, образование (высшее), здравоохранение (больницы), социальная защита и социальное обеспечение, законодательная среда, экономическая, фискальная и внешняя политика.

     Налоги  в Чехии определяются Центральным  Правительством. Одной их особенностей бюджетного устройства Чехии является то, что нет местных налогов, только сборы. Все налоги взимаются центральными властями (за исключением местных сборов).

     Местные сборы взимаются на содержание домашних животных, проведение отдыха, на покупку  билетов на культурные мероприятия, за использование общественных территорий и вход в исторические места.

     Три наиболее важных налога распределяются совместно: подоходный налог, корпоративный налог и НДС.

     Государственный налоговый доход делится совместно, причём доли каждого уровня определены законодательно. Доля муниципалитетов  распределяется между муниципалитетами в соответствии с количеством проживающего в них населения и набором коэффициентов.  Доля регионов распределяется частично с учётом количества проживающего в них населения и в соответствии со стоимостью затрат на перенесённые полномочия. Центральный уровень получает на выполнение своих функций остальной налоговый доход.

     С 1996 г. Правительство и местные  органы власти делят между собой  поступления от подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль  предприятий. Распределение налоговых поступлений между муниципальными предприятиями осуществляется в настоящее время в соответствии со следующими критериями:

  1. Подоходный налог: 30% от всего налогового дохода округа передаются муниципальным образованиям; из них 20% выделяются муниципальным образованиям округа и распределяются в зависимости от численности населения, а 10% перечисляются в то муниципальное образование, где живёт налогоплательщик; 30% всей суммы поступлений округа распределяются между административными службами округа; 40% поступают в государственный бюджет.
  2. Налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого муниципальными образованиями): 20% от всех доходов по налогу на прибыль, собранных в Чешской Республике, распределяются между всеми муниципальными образованиями в зависимости от их населения; 80% перечисляются в государственный бюджет.

     Безвозмездные перечисления правительства и округов  составляют 17-18% общей суммы доходов  местных бюджетов. Около половины из них составляют выделяемые на регулярной основе дотации ил субвенции, предусмотренные в бюджете, а остальную часть - специальные субвенции из резервных фондов центрального бюджета, преимущественно на капитальные затраты.

     Бюджетные дотации и субвенции, установленные  Законом о государственном бюджете  должны быть одобрены парламентом. В большинстве случаев участие государства в финансировании расходов органов местного самоуправления касается местных общественных служб. Дотации на территориальное выравнивание является единственной, направленной на стабилизацию уровня налоговых доходов территориальных образований со слабым налоговым потенциалом. Кроме того, государство оказывает компенсационную финансовую помощь, чтобы обеспечить некоторые социальные пособия, выплачиваемые местными властями, причём около половины этой помощи составляют пособия на детей.

     Помимо  бюджетных дотаций, субвенций и  компенсационной помощи, на социальные пособия выплачиваются также  специальные субвенции (в том  числе на капитальные расходы) на охрану окружающей среды, содержание жилья, очистку сточных вод, местную  дорожную сеть и местный общественный транспорт, школьные учреждения, объекты социально-культурной сферы.

     Все перечисленные дотации и субвенции  устанавливаются законом о бюджете, который должен быть одобрен парламентом. Окружные власти начинают распределение  средств местным органам низшего уровня после того, как финансирование одобрено окружным собранием. Окружное собрание уполномочено использовать по своему усмотрению критерии, действующие только в данном округе [12, с. 429 - 437].

       В данной главе я рассмотрела  не только особенности формирования и использования государственного бюджета в Германии и Чехии, но и затронула тему межбюджетные отношения, так как считаю, что основные доходы и расходы бюджета у большинства стран схожи (в том числе и России), а вот перераспределение бюджетных средств между субъектами государства разные.

     Я выделила, на мой взгляд, наиболее интересные и отличные особенности формирования и использования государственного бюджета от России, на примере двух зарубежных стран. Как мы видим из приведённых примеров, что в каждом государстве есть свои особые способы, как формировании бюджета, так и в его использовании. Не смотря на то, что бюджет почти каждой страны строит на общих основных принципах, каждое государство должно учитывать при формировании и использовании бюджетных средств своё государственное устройство, территориально-административное деление, уровень развития экономики и её структурные элементы.

 

4. Организация государственных финансов на региональном уровне

 

     Центральное звено территориальных бюджетов - региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные  органы власти всё в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

     В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов: функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджете государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорого, охраны окружающей среды. Круг финансируемых мероприятий расширяется.

     С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своём экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

     Формирование  и использование регионального бюджета я хочу рассмотреть на примере Хабаровского края.

     Итак, в соответствие с данными в таблицах 3 и 4 (Приложения В и Г), приведены доходная и расходная часть краевого бюджета, статьи, проанализируем поступление и расходование средств краевого бюджета отдельно по трем выбранным годам.

     Исполнение  краевого бюджета за 2006 год происходило  в соответствии с положениями  и параметрами, утвержденными Законом  Хабаровского края "О краевом  бюджете на 2006 год" от 28.12.2005 №4. Лимиты финансирования, утвержденные Председателем Законодательной Дума хабаровского края, были исполнены: по доходам – 29762930,8 тыс. рублей; по расходам – 28239463,4 тыс. рублей. Итоги исполнения федерального бюджета показывают, что он исполнен с профицитом в объеме  1523467,4 тыс. рублей.

     Доходы  бюджета Хабаровского края за 2006 год  сложились из поступления сумм налоговых  доходов (11,9 % всех доходов), поступления  сумм неналоговых платежей (0,7 % всех доходов); поступления сумм безвозмездных  поступлений (2,4 % всех доходов) и в  меньшей степени за счёт поступления доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (0,2 % от всех доходов).

     Финансирование  основных направлений расходов краевого бюджета было обеспечено по следующим  основным направлениям: общегосударственные  вопросы (0,6 % всех расходов), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (7,3 % всех расходов), национальная экономика (9,9 % всех расходов), ЖКХ (0,7 % от всех расходов), охрана окружающей среды (1,4 % от всех доходов), образование (7,4 % от всех расходов), культура, кинематография и СМИ (2,5 % от всех расходов), здравоохранение и спорт (14,9 % от всех расходов), социальная политика (14,1 % от всех расходов) и межбюджетные трансферты (35,3 % от всех расходов). На увеличение расходной части федерального бюджета в большей степени повлияли межбюджетные расходы, а в меньшей степени общегосударственные вопросы и ЖКХ.

     В 2006 году расходы бюджета края имели  социальную направленность: предоставление социальных льгот и субсидий населению  края; повышение заработной платы работникам бюджетной сферы; строительство жилья для молодёжи и работников бюджетной сферы; финансирование национальных проектов и другие мероприятия. Также приоритетными статьями расходов были «Здравоохранение и спорт» и «Национальная экономика».

     Исполнение  краевого бюджета 2007 года происходило  в соответствии с положениями  и параметрами, утвержденными законом  Хабаровского края  "О краевом  бюджете на 2007 год" от 27.12.2006 №97. По результатам исполнения краевого бюджета  сложился профицит бюджета в размере 3689,2 млн. рублей.

     При бюджетных назначениях, утверждённых Законом Хабаровского края «О краевом  бюджете на 2007 год», в сумме 25661, 9 млн. рублей фактически в 2007 году в краевой  бюджет поступило налоговых и  неналоговых доходов в сумме 28075,3 млн. рублей (109,4 %), дополнительные доходы составили 2413,4 млн. рублей. По сравнению с 2006 годом доходы возросли на 28 % или 6137,2 млн. рублей.

     Доходы  краевого бюджета за 2007 год на 61,4 % сформированы за счёт налога на прибыль  и НДФЛ. Налога на прибыль поступило 8273 млн. рублей (было исполнено на 126,1 %). Рост платежей в 2007 году к уровню 2006 года составил 25 % или 1654,8 млн. рублей. Бюджетные назначения 2007 года по НДФЛ в сумме 8700,6 млн. рублей исполнены на 103 %, в бюджет поступило 8961,4 млн. рублей. К уровню 2006 года поступления возросли на 24 % или 1732, 4 млн. рублей.  Поступления акцизов в краевой бюджет в 2007 составили 2352 млн. рублей. Бюджетные назначения, установленные в сумме 2233, 8 млн. рублей, исполнены на 105,3 %, темп роста поступлений к уровню 2006 года составил 114,2 %.  На совокупный доход всего в краевой бюджет поступило в сумме 759,8 млн. рублей (109,2 %) бюджетных назначений.  Поступления от налогов на имущество составили 4105,5 млн. рублей (103,3 %) бюджетных назначений. Удельный вес налогов на имущество в доходах краевого бюджета составил 14,6 %. Бюджетные назначения по налогам и сборам за использование природными ресурсами исполнены на 110, 7 % и составили 615, 5 млн. рублей. К уровню 2006 года поступления возросли на 25,7 млн. рублей (4,4 %). В 2007 году в краевой бюджет зачислялась государственная пошлина в размере 0,614 млн. рублей (87,9 %) бюджетных назначений. Поступило задолженности по отменённым налогам в сумме 29,1 млн. рублей. Бюджетные назначения выполнены на 128,8 % к уровню 2006 года, поступления снизились на 19,7 % за счёт налогов на имущество.

Информация о работе Сущность государственного бюджета