Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:23, реферат

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи....5
2. Виды контроля и их классификация…………………………………18
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………...25

Работа содержит 1 файл

контроль.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Анализ  причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

     Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения  

бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций.

     Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

     При всем многообразии субъектов контрольной  деятельности они все в определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.

     Особое  место в системе мер профилактики занимают правовые акты контрольных  органов. Сам факт вынесения обоснованного  и законного постановления по делу имеет важное превентивное значение, причем не только для лица, признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в процесс контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов профилактического характера, выносимых субъектами контроля.

     Первостепенное  значение в деятельности контрольных органов имеет конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий, которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных мероприятий организационного и воспитательного характера, дача рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию соответствующих мер.  
 

     Стало быть, профилактика является наиболее перспективным видом контрольной  деятельности, основное назначение которой предупредить возможные правонарушения, определить меры по устранению условий, способствующих совершению правонарушений, а в случае обнаружения неправомерного поведения привести в действие соответствующие правоохранительные средства.

     Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.

     По  действующему законодательству не все  контрольные органы полномочны как самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными - о привлечении к уголовной ответственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Виды контроля  и их классификация

     В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления  контроля возникает необходимость  его классификации.

     При классификации контроля по видам выделяют:

     1. Государственный контроль – осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

     – Общегосударственный контроль – осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель – обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей.

     – Отраслевой контроль – способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель – выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.

     – Специализированный контроль – возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию.

     2. Внутренний контроль – выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.

     3. Аудиторский контроль – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель – проверка достоверности бухгалтерского  
 

     баланса и финансовой отчетности, а также  законности совершаемых на предприятии  операций, правильности их отражения  в учете.

     4. Общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель – проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

     В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на:

     1) вневедомственный – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;

     2) ведомственный – осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

     По  характеру контрольных функций  и сфере их применения выделяют:

     1. Правовой контроль – осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.

     2. Экономический контроль – осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

     3. Производственно-технический контроль – осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.

     В зависимости от времени проведения контроля различают: 
 

     1. Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель – предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.

     Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать, прежде всего, во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

     2. Текущий контроль – производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель – оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

     Основное  преимущество текущего контроля заключается  в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовлечены в дело.

     3. Последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель – установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

     Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих  субъектов и отдельных должностных  лиц. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля.

     В зависимости от источников контрольных данных выделяют:

     1. Документальный контроль – контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

     Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут  быть как достоверными, так и недостоверными, полными «и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов  

его осуществления, которые связаны главным образом  с проверкой документов.

     2. Фактический контроль – контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.

     Достоинство фактического контроля состоит в  том, что он обеспечивает безусловную  достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

     По  охвату проверяемых объектов выделяют контроль:

     1) сплошнойпроверка объектов в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

     2) выборочный – ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

     По  периодичности проведения можно выделить:

     1) систематический контроль – производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;

     2) разовый контроль – обусловлен в основном теми или иными общественными интересами'.

     По  способам осуществления различают следующие виды контроля:

     1. Ревизия – всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. 
 

     2. Экономический анализ – заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

     3. Хозяйственный спор – это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

     4. Следствие – представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

     5. Обследование – применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи