Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:23, реферат
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля
Введение…………………………………………………………………...3
1. Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи....5
2. Виды контроля и их классификация…………………………………18
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………...25
Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.
Функция
коррекции заключается в
бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.
При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.
Особое
место в системе мер
Первостепенное
значение в деятельности контрольных
органов имеет конкретная профилактическая
работа: обобщение результатов проверок,
выявление и изучение причин тех или иных
недостатков и нарушений, условий, которые
их вызвали, разработка и проведение в
жизнь превентивных мероприятий организационного
и воспитательного характера, дача рекомендаций
и обязательных указаний органам управления
по принятию соответствующих мер.
Стало
быть, профилактика является наиболее
перспективным видом
Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.
По
действующему законодательству не все
контрольные органы полномочны как
самостоятельно привлекать к ответственности
виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими
органами вопрос о привлечении нарушителей
к административной ответственности,
а перед судебно-следственными - о привлечении
к уголовной ответственности.
2. Виды контроля и их классификация
В
целях более глубокого изучения
сущности, принципов построения, форм
организации и методов
При классификации контроля по видам выделяют:
1. Государственный контроль – осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:
– Общегосударственный контроль – осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель – обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей.
– Отраслевой контроль – способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель – выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.
– Специализированный контроль – возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию.
2. Внутренний контроль – выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.
3.
Аудиторский контроль
– независимый контроль за деятельностью
предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями
или аудиторскими фирмами. Цель – проверка
достоверности бухгалтерского
баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
4. Общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель – проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.
В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на:
1) вневедомственный – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;
2) ведомственный – осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.
По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют:
1. Правовой контроль – осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
2. Экономический контроль – осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.
3. Производственно-технический контроль – осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.
В
зависимости от времени проведения
контроля различают:
1. Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель – предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.
Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать, прежде всего, во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.
2. Текущий контроль – производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель – оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.
Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовлечены в дело.
3. Последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель – установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.
Благодаря
последующему контролю обеспечивается
объективная оценка деятельности хозяйствующих
субъектов и отдельных
В зависимости от источников контрольных данных выделяют:
1. Документальный контроль – контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.
Специфика
источников документального контроля
состоит в том, что они могут
быть как достоверными, так и недостоверными,
полными «и неполными, что, безусловно,
сказывается и на выборе технических приемов
его осуществления,
которые связаны главным
2. Фактический контроль – контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.
Достоинство
фактического контроля состоит в
том, что он обеспечивает безусловную
достоверность контрольных
По охвату проверяемых объектов выделяют контроль:
1) сплошной – проверка объектов в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
2) выборочный – ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.
По периодичности проведения можно выделить:
1) систематический контроль – производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
2) разовый контроль – обусловлен в основном теми или иными общественными интересами'.
По способам осуществления различают следующие виды контроля:
1.
Ревизия – всесторонняя и глубокая документальная
и фактическая проверка производственно-финансовой
и коммерческой деятельности субъекта
хозяйствования за определенный период
времени.
2. Экономический анализ – заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.
3. Хозяйственный спор – это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.
4. Следствие – представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.
5.
Обследование – применяется в практике
контроля при подготовке обсуждения или
решения тех или иных вопросов хозяйственной
деятельности путем их изучения на месте.
Оно организуется, например, для проверки
состояния складского хозяйства, пожарной
безопасности, охраны труда и т.д.
Информация о работе Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи