Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:23, реферат

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи....5
2. Виды контроля и их классификация…………………………………18
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………...25

Работа содержит 1 файл

контроль.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Вопрос  о соотношении финансового контроля и бухгалтерского учета заслуживает  особого рассмотрения в связи  с тем, что теория бухгалтерского учета, в отличие от теории финансового  контроля, имеет богатую литературу и прочные традиции. Некоторые экономисты отрицают правомерность отпочкования финансового контроля от бухгалтерского учета. При этом обычно приводится такой аргумент, что у бухгалтерского учета и финансового контроля общий предмет - состояние и использование средств  

     предприятий, организаций и учреждений в процессе расширенного воспроизводства. С подобной позицией, на наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку она уходит своими корнями в необоснованную трактовку содержания и предмета двух взаимосвязанных, но различных отраслей экономической науки, из которых каждая изучает хозяйственные процессы и явления в своем аспекте.

     Бухгалтерский учет служит основным источником информационного  обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе  и контроля. Одновременно в процессе учета осуществляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля - предварительного, текущего и последующего - теоретическое обоснование и разработка всей совокупности вопросов методологии и организации финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета.

     С нашей точки зрения, нельзя отождествлять  понятие контрольной функции  бухгалтерского учета с понятием финансового контроля, также как  нельзя ставить знак равенства между внутренним свойством предмета или явления и его практическим использованием. Если бы бухгалтерский учет не обладал объективно присущим ему свойством - контрольной функцией, то государство не могло бы использовать учет в качестве средства (орудия) контроля. Финансовый контроль выступает как результат практического использования государством контрольных функций бухгалтерского учета, финансов, кредита, хозрасчета и других категорий экономики.

     Сама  постановка бухгалтерского учета должна стать объектом постоянного надзора со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. В его сферу входит также изучение степени напряженности и  
 

     обоснованности  плановых показателей и нормативов производственных затрат, выявление  внутрихозяйственных резервов.

     Бесспорно, финансовый контроль имеет общие во многом цели и задачи с бухгалтерским учетом, поскольку у них единый объект - финансово-хозяйственная деятельность предприятий и объединений. Отличие состоит в целевой направленности каждой из этих отраслей экономических знаний. Главное направление финансового контроля и ревизии - изучение хозяйственных процессов и операций с позиций законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, эффективности использования финансовых средств.

     Как система специальных знаний, финансовый контроль в отраслях народного хозяйства (равно как и анализ хозяйственной  деятельности) возник в недрах бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная отрасль знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, исследования. Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в предварительном контроле, последующем фактическом контроле нередко применяются специальные источники данных и методики, выходящие за пределы учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.).

     Бухгалтерский учет основан на непрерывной, сплошной и документальной регистрации всех хозяйственных операций, связанных с движением товарно-материальных ценностей и денежных средств. Финансовый контроль, в отличие от бухгалтерского учета, часто основывается на данных несплошного (выборочного) наблюдения или однократного действия (контрольные обмеры, экспертные оценки и т. д.). Субъектами контроля являются не только бухгалтерия, но и другие  

     функциональные  службы предприятия (объединения), а  также специальный контрольно-ревизионный  аппарат вышестоящих звеньев  управления и органов вневедомственного контроля.

     Место финансового контроля в системе  экономических дисциплин характеризуется  тем, что это межотраслевая функциональная экономическая дисциплина. Возникновение  ее является результатом необходимости  удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной функции управленческой деятельности.

     Исходя  из этого, можно говорить о специфических  его целях, задачах, функциях, предмете и принципах осуществления.

     Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и  эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

     В соответствии с этим основными его  задачами являются:

     -организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

     -оценка  обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     -финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     -анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;  

     -контроль  за законностью и своевременностью  движения средств федерального  бюджета и средств федеральных  внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

     -обеспечение  поступления в доходную часть  государственного бюджета налоговых,  таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

     -оценка  эффективности деятельности министерств  и ведомств по использованию  средств государственного бюджета  и внебюджетных средств; 

     -контроль  за правильностью ведения бухгалтерского  учета и отчетности;

     -улучшение  бюджетной и налоговой дисциплины;

     -выявление  резервов роста доходной базы  бюджетов различных уровней и  снижения расходной части бюджета; 

     -контроль  за реализацией механизма межбюджетных  отношений; 

     -проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

     -контроль  за формированием и распределением  целевых бюджетных фондов финансовой  поддержки регионов;

     -пресечение  незаконных решений по предоставлению  налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

     -выявление  финансовых злоупотреблений в  сфере бюджетных и межбюджетных  отношений; 

     -проведение  профилактической информационной  работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

     Хотя  государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня  задач, распространяется и на частнопредпринимательскую  деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями  

     государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности  субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

     Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие  между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.

     Система финансового контроля в целом  состоит из следующих элементов:

     1) субъект контроля (кто контролирует);

     2) объект контроля (кого контролируют);

     3) предмет контроля (что контролируют);

     4) принципы контроля;

     5) метод (методика) контроля;

     6) техника и технология контроля;

     7) принятие решения по результатам  контроля;

     8) оценка эффективности контроля.

     Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового  контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.  
 
 

     Финансовое  право определяет меру ответственности  экономических субъектов за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед контролем задач.

     Цель  и задачи государственного финансового  контроля определяют и его основные функции.

     Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного значения функций контроля.

     В первой части это касается социального  управления, политического руководства, правового регулирования.

     Эти функции финансового контроля как  части общегосударственного контроля рассмотрены достаточно полно в  предыдущей статье.

     Активная, творчески организуемая роль финансового  контроля проявляется в его собственных  функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.

     Выявление отклонений включает в себя широкий  спектр деятельности. Это - установление отклонений в исполнении законов  в части использования средств  государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и  использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Информация о работе Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи