Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:23, реферат
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля
Введение…………………………………………………………………...3
1. Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи....5
2. Виды контроля и их классификация…………………………………18
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………...25
Вопрос
о соотношении финансового
предприятий, организаций и учреждений в процессе расширенного воспроизводства. С подобной позицией, на наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку она уходит своими корнями в необоснованную трактовку содержания и предмета двух взаимосвязанных, но различных отраслей экономической науки, из которых каждая изучает хозяйственные процессы и явления в своем аспекте.
Бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля. Одновременно в процессе учета осуществляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля - предварительного, текущего и последующего - теоретическое обоснование и разработка всей совокупности вопросов методологии и организации финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета.
С нашей точки зрения, нельзя отождествлять понятие контрольной функции бухгалтерского учета с понятием финансового контроля, также как нельзя ставить знак равенства между внутренним свойством предмета или явления и его практическим использованием. Если бы бухгалтерский учет не обладал объективно присущим ему свойством - контрольной функцией, то государство не могло бы использовать учет в качестве средства (орудия) контроля. Финансовый контроль выступает как результат практического использования государством контрольных функций бухгалтерского учета, финансов, кредита, хозрасчета и других категорий экономики.
Сама
постановка бухгалтерского учета должна
стать объектом постоянного надзора
со стороны органов, осуществляющих финансовый
контроль. В его сферу входит также изучение
степени напряженности и
обоснованности плановых показателей и нормативов производственных затрат, выявление внутрихозяйственных резервов.
Бесспорно, финансовый контроль имеет общие во многом цели и задачи с бухгалтерским учетом, поскольку у них единый объект - финансово-хозяйственная деятельность предприятий и объединений. Отличие состоит в целевой направленности каждой из этих отраслей экономических знаний. Главное направление финансового контроля и ревизии - изучение хозяйственных процессов и операций с позиций законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, эффективности использования финансовых средств.
Как система специальных знаний, финансовый контроль в отраслях народного хозяйства (равно как и анализ хозяйственной деятельности) возник в недрах бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная отрасль знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, исследования. Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в предварительном контроле, последующем фактическом контроле нередко применяются специальные источники данных и методики, выходящие за пределы учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.).
Бухгалтерский
учет основан на непрерывной, сплошной
и документальной регистрации всех
хозяйственных операций, связанных с движением
товарно-материальных ценностей и денежных
средств. Финансовый контроль, в отличие
от бухгалтерского учета, часто основывается
на данных несплошного (выборочного) наблюдения
или однократного действия (контрольные
обмеры, экспертные оценки и т. д.). Субъектами
контроля являются не только бухгалтерия,
но и другие
функциональные
службы предприятия (объединения), а
также специальный контрольно-
Место
финансового контроля в системе
экономических дисциплин
Исходя из этого, можно говорить о специфических его целях, задачах, функциях, предмете и принципах осуществления.
Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.
В соответствии с этим основными его задачами являются:
-организация
и осуществление контроля за
своевременным исполнением
-оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-финансовая
экспертиза проектов
-анализ
выявленных отклонений от
-контроль
за законностью и
-обеспечение
поступления в доходную часть
государственного бюджета
-оценка
эффективности деятельности
-контроль
за правильностью ведения
-улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
-выявление
резервов роста доходной базы
бюджетов различных уровней и
снижения расходной части
-контроль
за реализацией механизма
-проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
-контроль
за формированием и
-пресечение
незаконных решений по
-выявление
финансовых злоупотреблений в
сфере бюджетных и
-проведение
профилактической
Хотя
государственный финансовый контроль
охватывает только общественный сектор
экономики, он, как видно из перечня
задач, распространяется и на частнопредпринимательскую
деятельность, и на все формы собственности,
главным образом, путем проверки правильности
составления налоговых расчетов, выполнения
предприятиями
государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.
Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов:
1) субъект контроля (кто контролирует);
2) объект контроля (кого контролируют);
3) предмет контроля (что контролируют);
4) принципы контроля;
5) метод (методика) контроля;
6) техника и технология контроля;
7)
принятие решения по
8) оценка эффективности контроля.
Перечисленные
элементы системы контроля составляют
в совокупности механизм финансового
контроля, который должен регламентироваться
нормативными юридическими актами, которые
в совокупности образуют финансовое (бюджетное)
право.
Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед контролем задач.
Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции.
Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного значения функций контроля.
В первой части это касается социального управления, политического руководства, правового регулирования.
Эти функции финансового контроля как части общегосударственного контроля рассмотрены достаточно полно в предыдущей статье.
Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.
Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это - установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.
Информация о работе Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи