Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:23, реферат

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи....5
2. Виды контроля и их классификация…………………………………18
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………...25

Работа содержит 1 файл

контроль.doc

— 122.00 Кб (Скачать)
 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине: «Контроль и ревизия» 

    на  темы: «Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи»,  
 
 
 

                                        Выполнила: Щедрина  А.Н.

                                        Группа: СЗЭ 09- 3- К

                                        Проверил: ________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ставрополь 2011 г. 
 

Содержание 

     Введение…………………………………………………………………...3

     1. Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи....5

     2. Виды контроля и их классификация…………………………………18

     Заключение……………………………………………………………….23

     Список  используемой литературы……………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

     Проблема  переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая, таким образом, свою прибыль).

     Коренные  перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших рычагов финансово-хозяйственного управления – финансового контроля.

     В условиях рыночной экономики функция  контроля становится ведущей в государственном управлении.

     Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения  финансовых ресурсов и распределении  получаемого дохода, хозяйствующие  субъекты несут ответственность  за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     Государство, осуществляя контроль за деятельностью  хозяйствующих субъектов, обеспечивает защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей.

     Контроль  может носить правовой, административный характер; большое значение имеет  технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный  

     контроль. Особое место в системе контрольных  функций занимает финансовый контроль.

     Контроль  определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид  деятельности, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т. д., что является следствием подхода к данному вопросу с точки зрения интересов представителей различных научных направлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность  финансового контроля, его содержание, цели  и задачи

     Государственный финансовый контроль (далее - финансовый контроль) является функцией управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.

     Факты составляют реальную основу выводов  и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.

     В основе функции финансового контроля находится процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей. Поэтому возникает необходимость развития финансового контроля как и системы научных знаний.

     Наука - это динамическая система знаний, раскрывающая новые явления в  обществе и природе с целью  применения их в практической деятельности людей. Экономическая наука развивается вместе с развитием производительных сил и производственных отношений в конкретных общественно-экономических формациях. Развитие каждой науки основано на ее собственных законах и исторических условиях, присущих данной  

     информации. Вместе с тем в каждой формации действуют общие экономические законы, влияющие на развитие науки.

     Исходя  из этой концепции науки, финансовый контроль представляет собой динамическую систему экономических знаний, направленных на устранение негативных явлений в развитии производительных сил и производственных отношений с целью их регулирования в расширенном воспроизводстве.

     Финансовый  контроль, подобно любой экономической  науке, изучает проблемы расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не может ограничиваться лишь качественными определениями экономических законов и категорий, он изучает и их количественные соотношения. Развитие производительных сил и производственных отношений в обществе обусловило появление новых функциональных экономик: научная организация и экономика труда; эффективность капитальных вложений и новой техники; ценообразование; финансы, денежное обращение и кредитование; бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности; математические методы и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, планировании и управлении экономикой и ее отраслями. Финансовый контроль находится в тесной взаимосвязи с планированием, управлением и анализом хозяйственной деятельности. Эта связь проявляется в том, что эти функциональные экономические науки исследуют один и тот же объект, но с различной целевой функцией.

     Таким образом, финансовый контроль в своем  развитии интегрируется с другими  функциональными экономическими науками.

     В процессе взаимодействия наук достижения одних наук изучаются методом и средствами других. Потоки информации ряда наук перерабатываются одной наукой. Например, информация о развитии экономики обобщается статистикой, хотя эти информационные потоки образовались в процессе взаимодействия и влияния на хозяйственные процессы планирования, бухгалтерского учета, контроля и анализа  

хозяйственной деятельности, финансирования и других экономических наук. Правдивость  этой информации, ее объективность  и достоверность устанавливаются  финансовым контролем.

     Таким образом, финансовый контроль, используя  экономическую теорию, выполняет  жизненно важную роль в обеспечении  практическими рекомендациями систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя диспропорции и негативные явления в обществе, он способствует их устранению и предупреждению повторения, рациональной организации производственных отношений и оптимальному использованию производительных сил.

     Финансовый  контроль выполняет конкретные функции  экономической науки: познавательную - выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений, с целью их регулирования; практическую - обеспечивает управление экономикой конкретными методами в части рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука интегрирует различные качества экономических наук и является непосредственной производительной силой

     В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован  по следующим признакам:

     контроль  на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим динамику производства и потребления в стране и уровень  благосостояния народа, уровень экономической  безопасности государства;

     контроль  на уровне центральной исполнительной власти (по показателям, данным в предыдущем параграфе);

     контроль  на уровне отрасли - здесь система  показателей центральной исполнительной власти конкретизируется применительно  к отраслевым особенностям;

     контроль  на уровне региона предполагает интеграцию показателей контроля верховной власти и отраслевых показателей;  
 

         контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием средств, полученных предприятием из государственного бюджета.

     Особое  место в системе финансового  контроля занимает государственный  финансовый контроль. Он имеет более  узкий спектр действия и должен распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).

     Кроме того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью государственного банка.

     С учетом изложенного возникает вопрос о высшем органе государственного финансового  контроля. Его место, структура, функции, права и ответственность определяются как сущностью контроля, так и формой организации верховной власти в государстве (монархия, республика (президентская или парламентская).

     Говоря  о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его  осуществления приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает черты финансово- 

     хозяйственного  контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.

     Объектом  финансового контроля в этой связи является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы материального производства и непроизводственной сферы. В финансовом контроле в таком его понимании на первый план выдвигаются два аспекта его осуществления: во-первых, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышение эффективности хозяйствования.

     В литературе распространена точка зрения, что финансовый контроль представляет собой синтез практического опыта  и данных бухгалтерского учета финансов, анализа хозяйственной деятельности и др. Сторонники этой концепции, по существу, ставят знак равенства между контролем как функцией управления и спецификой деятельности отдельных управленческих звеньев. Такой подход вызывает возражение, так как любая функция управления выступает как общая категория для всех его звеньев независимо от конкретной структуры управленческого аппарата. Поэтому одну и ту же функцию (планирование, учет, анализ и контроль) могут выполнять различные подразделения аппарата управления и, наоборот, одно подразделение часто осуществляет несколько функций.

Информация о работе Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи